Стивен Кинг "Ярость" : Убийцы все неправильно поняли!

Jan 07, 2019 17:00



Первая книга Стивена Кинга под псевдонимом Ричард Бахман запрещена во всем мире. Однажды она стала настольной книгой для школьных убийц. Должен ли автор нести отвественность за "правильное прочтение" его творения? Я считаю, что нет, - но у психов, похоже, другое мнение.

Я прочитала 4-ую книгу Кинга в рамках проекта Собираю коллекцию книг Короля Ужасов - "Ярость" (RAGE). О том, что книга запрещена, изъята из магазинов, из тиражей, я узнала только тогда, когда начала собирать книги СК (по мере их выхода из под пера и в печать). Чтобы поставить книгу в коллекцию, мне пришлось купить старый экземпляр у букиниста. Я читала Ярость книгу один раз в 1999 году (тогда же она и была выпущена в цветастом оформлении), и тогда она не произвела на меня особенного впечатления. Сейчас я так же не испытываю бурный восторг, но пост получается большой и важный, так как есть много чего сказать: и по теме сюжета, и о художественном воплощении, и о запрете книги, и об ответсвенности автора перед обществом, которое употребляет продукт творчества выпускается после создания...



Зачем Кингу псевдоним?
Кинга принято называть "колбасником" в мире литературы. Изысканные литературоведы с диваном часто пренебрежительно отзываются о Кинге как о писателе страшилок и ужастиков, с кишками мясом и расчлененкой... Как бы заранее показывая себя снобами. Я сразу вижу, что эти люди не читалаи ничего у Кинга, особенно то, что было написано под псевдонимом Ричард Бахман.

Ярость была издана в 1977 году под псевдонимом (первая От Бахмана), это был сайд-проект Кинга, сделанный в попытках написать для читателя что-то "нормальное". Нет, конечно роман не был написан специально для зануд, которым не хотелось переваривать ужасы. Кинг писал потому, что не писать не мог. Но в то время его первые романы Кэрри, Салемс Лот и Сияние имели оглушительный успех, - а издательство, которое работала с гением, не хотело впусть более одной книги в год...

Сам Кинг называет несколько причин возникновения псевдонима ( кстати, специльно для псевдонима была написана новая биография писателя Ричард Бахман). Политика издателсьтва - первая причина. Вторая - эксперимент. Кинг понимал, что психологизм нового романа Ярость и размеренность повествования, отсутствие мистики, - все эти моменты покажут его, как автора, с другой стороны. Ему было инетерсно посмотреть как зайдет оществу книга без яркого ярлыка и имени-бренда.  Что неудивительно, роман зашел плохо. Он стал популярен только тогда, когда "обман" раскрылся.

Для зануд-читателей сегодняшнего времени псевдоним Ричард Бахман может стать помощником в открытии Кинга как автора-психолога. Ярось была написана Кингом после окончания колледжа, ДО топовых книг, которые принесли ему деньги и мгновенную славу. Изначально роман назывался "За Дело!"

Я не обижаюсь, когда кто-то из моих читатей не согласен с мнением, что Кинг гений. Кинг сам всегда говорит, что он не претендует на громкие звания. Но я считаю, что если вы не читали Ричарда Бахмана, то вы не знаете ничего о Кинге.





Ярость - книга про трудных подростков, которые берутся за оружие и идут убивать в школу

Сама книга Ярость не вызвала у меня восторга. Возможно, я предвзята, и уже прочитала многое и кое-что по 5 раз. Книга не вызвала восторга ни тогда, ни сейчас. Я уже знаю Кинга и я знаю, что он гениальный психолог. Да. Для меня эти грани таланта - обычные.

В книге не нашла ничего, чтобы меня зацепило, видимо ничего в ней не связано со мной, и в этом произведениие Кинг не прикоснулся к моим страхам так, как это произошло с Сиянием.

Но другие взяли книгу как руководство к дейсвтию.

Содержание романа можно найти в любой аннотации. Не бойтесь читать дальше, спойлеры не помешают вам прочитать книгу, если вы захотите.

Мальчик с выраженным душевным расстройством принес оружие в школу, убил учителей, взял в заложники свой класс, держал их под причеслом несколько часов, в процессе этого они разговаривали друг с другом. Стало понятно, что внути их миним коллектива можно наблюдать стокгольмский синдром. В процессе общения друг с другом под воздействием стресса подростки решали свои внутренние проблемы.

Класс - срез общества, в нем есть по каждому типажу неудачников или везунчиков. Из разговоров мы узнаем многое о самом главном герое, мы видим, как именно развивается его психоз. У него такие же проблемы с родителями и обещством, как и у всех оюдей во всем мире, но именно этот мальчик рождается особенным, от чего все эти моменты накапливаются внутри головы, и в один прекрасный момент срабатывает детонатор, и ребенок хватается за оружие.

Что мне НЕ понравилось:
 - нет финала! он размытый и нечеткий, - я уверена, что изысканному читателю нравится такая вялая концовка, ибо "можно много думать и спорить в соц сетях", но я люблю выверенную концовку, такая вот у меня структура личности.

Пока я читала, я прям таки кожей чувствовала, что Кингу все еще непривычно фигачить книги (до успеха Кинг получал деньги за рассказы и сам он говорил, что это было удобно, писать их).

Ярость, как книга,  не произвела на меня впечатление, - но я была в шоке от того, что случилось потом с теми людьми, кто прочитал книгу.



С.Кинг - 1997 - «Я написал много книг о подростках, которых толкают на насилие. Но в случае «Ярости» я практически создал инструкцию по применению, объяснив, как легко это сделать. И когда стали происходить страшные вещи, я сказал: «С меня хватит, я изымаю книгу из продажи».



- 1977 год - книга выходит в свет
- 1986 год - Сан Габриэль, штат Калифорния, Джеффри Лин Кокс взял в заложники около шестидесяти школьников, перечитывал роить не один раз.
- 1989 год - МакКи, штате Кентукки, Дастин Л. Пирс взял в заложники учеников, никто не пострадал, но при обыске дома виновника был обнаружен роман Кинга.
- 1996 год - Моузес Лейк, подросток Барри Лукайтис убил двух одноклассников и одного учителя.
- 1997 год - Майкл Корнил, 3 девочки умерли, 5 получили ранения.

По свидетельству очевидцев Корнил, закончив стрелять, сам опустил оружие на землю и сдался школьному директору, сказав при этом: «Пожалуйста, убейте меня. Я не могу поверить что сделал это». У Майкла была шизофрения. И любимая книга Ярость.

«Инцидента с Корнилом стало для меня достаточно. Я попросил своих издателей больше не печатать эту проклятую вещь. Они согласились» («The Carneal incident was enough for me. I asked my publisher to take the damned thing out of print. They concurred»).

Не могу себе представить, что чувствовал писатель, когда происходили все вот эти события. Не знаю, что бы сделала я, если бы мои произведения подталкивали других к совершению преступлений. Но у меня есть мнение, и есть что-то похоже с Кингом касательно ответсвенности перед аудиторией.

Массовые расстрелы в школах США - это трагедия страны, где оружие находится в общем досупе, и любой ребенок может взять оружие в своем доме. Если вы посмотрите интервью свидетелей массовых расстрелов или бывших заложников, вы увидите, что они говорят не о катализаторах, таких как книга Кинга , кино ,компьютерные игры.

Первая проблема - это доступность оружия. Каждый убийца, будь то ребенок, псих, нормальный здоровый человек, довеленный до отчаяния, старик - каждый может купить оружия официально, купить на черном рынке, взять выкрасть у соседа, взять у отца или матери, у дедушки-охотника, у кого угодно.

Вторая проблема - невовремя полученная (или непоолученная вовсе) психологическая помощь трудному подростку, изгою, отщепенцу, особенному ребенку. Здесь вину разделяют родители и учителя. Родители ребенка, которые не способны дать психологичекую помощь ребенку, родители, которые "плохо" воспитывают своих собсвенных детей (а именно часто пообщряют агрессию внутри класса, либо недостаточно дают воспитания на тему общений в коллективе) - учителя, которые так или иначе несут отвесвенность за здоровый коллектив, и могут общатьс я родителями детей, подмечать и сообщать о трудностях общения внутри класса ...

Об этом можно говорить много, но здесь я отошла от книги. Кинг сам санкционировал свой роман к запрету. Это его решение, и я уважаю это решение.

При этом я считаю, что автор НЕ несет ответсвенности за то, что ИМЕННО побуждает больной разум или разум с нервным срывом совершать преступления. Никак нельзя отследить ПРАВИЛЬНОЕ понимание художественного произведения, предмета искусства или творения. Психически уравновешнней человек часто смотрит на контекст, а если эмоции зашкаливают - он говорит, обсуждает и прочее.  За чередой собсвенных дел все это отходит на второй план.

Если человек склонен к преступлению, катализатором может стать что угодно, от музейных картин до надписи "выхода нет" на двери в метро.

Убийцы НЕПРАВИЛЬНО поняли книгу Ярость, и это очевидно для тех, кто читал ее.

Главный герой пришел НЕ убивать одноклассников из ненависти к ним, чтобы "убить всех людей".  Он болен, и это прямо по тексту читается. Другое дело в что в нашем мире душевное расстройство считается "приуныл" и "загрустил",  а не что-то серьезное, с чем необходимо обращаться к врачу.

Книга Яровсть это хорошее пособие для учителей и родителей, которое может помочь понять процесс формирования странностей. Не каждый подросток сходит с ума, не каждый идет за оружием, чтобы убивать себя или других, - но есть особенные люди, которые ведут себя только так. От них нельзя перестраховаться, но можно хотя бы попробовать понять их, чтобы уметь или пытаться различать их.




ЦИТАТЫ из книги СК "Ярость"

"В наш просвещенный век всем известно, что психиатрия - Божий дар несчастному, измученному анальной фиксацией человечеству, поскольку позволяет избавиться от боязни согрешить, нарушив заповеди Ветхого заета. Достаточно сказать, что в детстве отец ненавидел тебя, и ты можешь терроризировать всю округу, насиловать женщин, поджигать клубы бинго и при этом рассчитывать на оправдательный приговор."

"А дома ждал его я, в чем-то схожий с призывниками, которые доставали его на работе. Я бросал ему вызов. И, должен заметить, он ненавидел меня не потому, что я был. Его ненависть обусловливалась другим: он не знал, что противопоставить этому вызову. Возможно, он нашел бы адекватные средства, будь я больше его сыном, а не мамы. И если бы мы с мамой этого не знали. Он так и звал меня: маменькин сынок. И, возможно, не грешил против истины."

"Безумие есть неспособность видеть швы, соединяющие бред и явь."

"Мораль проста: выблевывайте прошлое, когда жить настоящим становится уж невмоготу, и кое-что из блевотины покажется деликатесом. (... когда вы исторгаете из себя непереваренные остатки прошлых воспоминаний, а настоящее ваше ещё хуже, то некоторые из прошлых событий выглядят не так уж и скверно.)"

"Толпа всегда уничтожает человека странного, отличного от других, мутанта."

"Когда пятилетнему ребенку больно, он поднимает шум на весь свет. В десять лет он тихо всхлипывает. А когда вам исполняется лет пятнадцать, вы привыкаете зажимать себе рот руками, чтобы никто не слышал ни звука, и кричите безмолвно. Вы истекаете кровью, но этого никто не видит. Вы привыкаете к отравленным плодам, растущим на дереве вашей боли."

"Можно жить, убеждая себя, что жизнь логична, прозаична и разумна. Прежде всего разумна. Я в этом уверен. Я потратил много времени на этот вопрос. Никогда не забуду предсмертную декларацию миссис Андервуд: «При увеличении числа переменных аксиомы сами по себе не меняются».

Я действительно верю в это.

Я мыслю - следовательно, я существую. На моем лице волосы, поэтому я бреюсь. Моя жена и ребенок погибли в автокатастрофе, поэтому я молюсь. Все это абсолютно логично и разумно. Мы живем в наилучшем из возможных миров, поэтому дайте мне «Кент» в левую руку, стакан - в правую, включите «Старски и Хатч» и слушайте мелодию, полную гармонии, о медленном вращении Вселенной. Логично и разумно. Реально и неопровержимо, как кока-кола.

Но у каждого человека есть два лица: весельчак по имени Джекил и его антипод - мрачный мистер Хайд, зловещая личность по ту сторону зеркала, которая никогда не слышала о бритвах, молитвах и логичности Вселенной. Вы поворачиваете зеркало боком и видите в нем отражение своего лица: наполовину безумное, наполовину осмысленное. Астрономы называют линию между светом и тенью терминатором.

Обратная сторона говорит, что логика Вселенной - это логика ребенка в ковбойском костюмчике, с наслаждением размазывающего леденец на милю вокруг себя. Это логика напалма, паранойи, террористических актов, случайной карциномы. Эта логика пожирает сама себя. Она утверждает, что жизнь - это обезьяна на ветке, что жизнь истерична и непредсказуема как монетка, которую вы подбрасываете, чтобы выяснить, кто будет оплачивать ленч.

Я понимаю, что до поры до времени вам удается не замечать эту обратную сторону. Но все равно вы неминуемо с ней сталкиваетесь, когда несколько бравых парней решают прокатиться по Индиане, попутно стреляя в детей на велосипедах. Вы сталкиваетесь с ней, когда ваша сестра говорит, что спустится на минутку в универмаг, и там ее убивают во время вооруженного налета. Вы видите лицо мистера Хайда, когда слышите рассуждения вашего отца о том, каким образом разворотить нос вашей матери.

Это колесо рулетки. Не имеет значения, сколько чисел на нем. Принцип маленького катящегося шарика никогда не меняется. Не говорите, что это безумие. Это воплощенное хладнокровие и здравомыслие.

И эта фатальность, она не только вокруг вас. Она и внутри вас, прямо сейчас, растет и развивается в темноте, подобно волшебным грибам. Называйте ее Вещью в Подвале. Называйте ее Движущей Силой. Я представляю ее своим личным динозавром, огромным, скользким и безумным, барахтающимся в болоте моего подсознания и не знающим, за что ухватиться, чтобы не утонуть." СК 1977



Если кто-то из вас читал Ярость - хотите обсудим?

Книги, которые уже прочитаны:
Кэрри
Судьба Иерусалима
Сияние

ПС фотографии для иллюстрации из фотосессии моего авторства 2012 года.

Связаться со мной:
pushba@pushba.ru - вотсап 89996559853

Добавляйте меня в друзья в соц сетях - там у меня живое общение!
инста тут (здесь мои личные фото и анонсы постов)
фб тут (здесь мои короткие заметки в течение дня и удобные фотоальбомы)

оружие, книги, 2019, психиатрия, Стивен Кинг, расстройства

Previous post Next post
Up