Сияние: алкоголизм и злость по отношению к собственным детям

Nov 26, 2018 17:48

Третий роман Стивена Кинга называется Сияние (The Shining) - третья книга великого писателя, которая увидела свет, и первая, опубликованная в твердой обложке. Настоящий ужастик для каждого родителя, - хотя кому-то может показаться очередным сборником страшилок для подростков. Если вы не любите Кинга или не хотите его полюбить, вам здесь не будет интересно. Сам сэй Кинг называет себя колбасником в мировой литературе, по всей видимости чтобы такие как вы от него отвалили с ярлыкам. Для меня - он Наставник и Гений.

Я перечитывала эту книгу несколько раз, может быть 5 или 8, но сейчас я прочитала ее еще в рамках моего классного личного фанатского экспириенса "Собираю коллекцию книг Короля Ужасов": суть в том, что я покупаю себе книги Кинга одного издательства по мере их выхода из под пера и далее - в свет. Последовательность важна, я вижу как развивается творческий гений, и уже будучи знакомой с биографией писателя, я вижу, какие именно жизненные и исторические события влияют на формирование идей.

Итак, Сияние. Под катом мое мнение, цитаты и может быть немного спойлеров, которые вовсе не помешают вам прочитать эту книгу с интересом.



В детстве я смотрела как мои родители читают Кинга. И очень хотела начать. Долго уговаривала маму позволить мне прочитать что-то из семейной библиотеки, и мама сказала, что начинать надо с "Кладбища домашних любимцев" и с "Сияния".

Я так и сделала. Сияние - это первая книга Кинга, которую я прочитала будучи еще ребенком. Сказать что мне было интересно и страшно - ничего не сказать. Самые жуткие переживания были связаны со сценами трупа в ванной в комнате 217 и с ожившими животными живой изгороди, которые устремились в охоту за маленьким Дэнни. Во время всего чтения живот скручивало и когда я закончила - я наконец-то смогла выдохнуть. В том переводе, который я читала ключевым словом было слов ТРЕМС (смерть), в этом все чуть-чуть не так, и я бы сказала правильно и как надо: РОМ (мор), - в оригинале  REDRUM (murder) - убийство. Мне запомнилась эта игра слов, и с этого замысловатого построения текста началась моя любовь к Кингу, как к ткачу текста. Так же хочу отметить его любовь к фразам в скобках между абзацами: таким образом очень круто показаны голова внутри головы, воспоминания, альтернативное мнение героя. С Кингом я поняла что язык и текст это просто инструменты, которые никому ничего не обязаны. Из-за этих включений Книга ВСЕГДА нужно читать и никогда смотреть. Редкий режиссер может создать такой фильм, в котором ТАК круто можно поместить в сознание зрителя в одну секунду все, что хотел сказать автор.

То было первое впечатление. Я перечитывала книгу еще несколько раз, и каждый раз мое сознание тихонько прикрывала суть и развязку, я забываю, как именно все закончилось. Наверное, это нужно для того, чтобы я могла обращаться к книге еще раз. Либо мое сознание просто меня бережет.

Теперь я перечитала роман, и теперь он стал для меня еще страшнее. Я стала матерью, и все внутри книги стало каким-то особенным, знакомым и жутким. Ужасы внутри романа дают особенную окраску главному монстру на Земле - Человеку.

Сюжет романа знают очень многие, даже те, кто не читал.

Семейство: отец-алкоголик, мать и сынок с дремлющими экстрасенсорными способностями приезжают на зимовку в место ЗЛА, в крутой таинственный отель Оверлук, чтобы сторожить и топить помещение зимой. На зиму вся местность отрезана от цивилизации снегом. Зимой отец сходит с ума и пытается убить свою семью.

Под незамысловатым сюжетом кроется ГЛАВНЫЙ кошмар любого родителя: злость по отношению к собственным детям.

В то время у Кинга как раз начали появляться дети, плюс он крепко подсел на выпивку, и хоть деньги уже были (он стал дико популярен сразу же после выхода в свет первого романа Кэрри), но ощущения от отцовства не приносили тех сладости и позитива, которые хотя иметь все люди. Кингу было страшно от тех эмоций, которые он испытывал, когда дети кричали, не слушались или портили его рукописи. Он считал так: если написать свой главный страх, то он не случится. А страхов у него было много, - страх себя самого в эмоциях гнева один из них.

"Я написал „Сияние“, не осознавая, что пишу о себе. Самоанализ никогда не был моей сильной стороной. Люди часто просят меня объяснить скрытый смысл моих историй, соотнести их с реальностью. Я никогда не отрицал, что между моими книгами… и моей жизнью существует определенная связь, но со временем заметил интересную закономерность: проходят годы, и я вдруг в замешательстве осознаю, что снова перенес на бумагу собственные проблемы, подсознательно занимаясь чем-то вроде внутреннего психоанализа»
плохое место."

ДЛЯ МЕНЯ в этой книге есть ТРИ страха:
1. страх родителя, который гневается ( я ставлю себя на место монстра, потому что монстр это я ): именно поэтому меня наполняют ужасов все новости в мире, когда родитель убил ребенка пока делала с ним уроки или когда родитель убил ребенка от гнева, потому что ребенок мешал смотреть кино или мешал спать... В этим всех историях я так же нахожу себя, то ЗЛО, которое сидит внутри, о котором очень трудно говорить в современном мире, изба страха осуждения другими, или осуждения морализаторами (ведь сейчас все поголовно делают вид, что семьи счастливые, проблем ни у кого нет, гнева тоже жнеи и так далее)...

На самом деле гнев есть у всех. Кто-то может управлять им, кто-то нет. Гнев это не плохо, это нормально для человека, плохо когда родитель легализует свое право вымещать гнев на других, на слабых, на детях... Я гневаюсь. Это правда. И во мне были вовсе разные чувства и эмоции.

Дети - это не то, что нам показывают на отфотошопленных картинках, а я - не робот. Мне никто не сказал, что так бывает, и когда я первый раз разгневалась на младенца - мне стало страшно. Поэтому когда я читаю эту книгу, я вижу в ней себя, и я себя очень пугаю. Я не хочу быть такой. Но в книге главный монстр это любящий отец, который в детстве так же был травмирован садистом. Просто в романе герой-отец делает выбор, и выбирает ЗЛО. Каждый человек по сути выбирает ЗЛО сам, даже если к этому выбору подводят обстоятельства, ЗЛО приходят само, а вот шаги ко злу навстречу делает сам человек. Это страшно.

2. страх родителя, который допускает зло к себе и стало быть к своему ребенку: страх жертвы, которая может, но хочет, или боится что-то изменить в своей жизни. Эта тема актуальна уже сейчас : вспомните женщину, которой в прошлом году отрубил кисти рук отец ее детей.

Быть женщиной, у которой есть муж, отец детей, который вроде бы гневается, но ты не до конца уверена - быть такой женщиной трудно. И иногда мне казалось, что я есть такая женщина. Мозг партнера это ужасные потемки, когда этот партнер находится в состоянии гнева. Есть ли там предел? Когда он гневается на меня, когда он гневается на детей, которые не такие послушные, как в иснтагрме, когда дети кричат и плачут, когда ты приходишь старый домой, когда жена не такая красивая как раньше и сама уже услала от этих криков и бытовуха... когда вокруг дома снег и темнота....

Да, я боюсь, что мой партнер может представлять опасность для моих детей, даже если это и есть отец ребенка, и я боюсь, что я давала шансы, когда надо было вставать и уходить, я боюсь, что я приняла неправильные решения или наоборот - отвернулась в пользу любви к мужу от детей.... Это так все сложно! У многих их нас были проблемы с деньгами и с работой, который описаны у героев книги. На фоне этого люди нервничают и в буквальном смысле сходят с ума. Становятся монстрами.

3. страх алкоголика. Кинг писал не только о своих страхах ГНЕВА И ЗЛОСТИ, он так же писал о себе, - потому что пристрастился к алкоголю, а алкоголь это накапливающийся депрессант, это стимулятор гнева, это бесконтрольное поведение в гневе, когда нет рамок и пределов... Я узнаю в героях себя. Редкий алкоголик признает, что у него проблемы. Редкий часто пьющий человек признает, что у него проблемы. Не каждый часто пьющий бьют детей жену и сходит с ума. Но в каждом несерийном но бытовом убийце можно найти алкоголь, который был выпит для того, чтобы не чувствовать границ.

В общем, для меня эта книга - сборник настоящих ужасов реальной жизни, страх моих демонов а так же страх живых людей, которые ходят со мной по земле или живут со мной в одном доме.

ЦИТАТЫ:
"Я убежден в необходимости подобных историй, потому что мы подчас нуждаемся в создании вымышленных чудовищ и монстров в качестве суррогатов-заменителей всего, чего мы так боимся в наших реальных жизнях: отца, который не целует свое дитя, а бьет; автокатастрофы, способной унести жизнь близкого человека; рака, незаметно поселяющегося в наших телах. И если бы все эти ужасные вещи были следствием воздействия неких сил тьмы, то, как мне кажется, нам было бы даже легче смириться с ними. Но они не остаются во мраке, а обладают собственным своеобразным жутким блеском, и ничто не блещет ярче, чем акты насилия и жестокости, которые мы порой совершаем в собственных семьях. Всмотреться в этот варварский блеск - подчас значит ослепнуть, и потому мы создаем для себя защитные фильтры. Фильмы и романы ужасов, как и страшные сказки, - это именно такие фильтры. Мужчины и женщины, которые настаивают, что привидений не существует, всего-навсего не умеют прислушиваться к смутным шепотам в своей душе, и как же они жестоки! Ведь даже самый злонамеренный призрак - существо очень одинокое, брошенное во тьме, отчаянно желающее быть услышанным." предисловие к роману

"Треск сломавшейся кости был не громким, вовсе не громким, а очень громким - ОГЛУШАЮЩИМ, но не громким. Этого звука оказалось вполне достаточно, чтобы стрелой пронзить всепоглощающий красный туман. Но вместо того чтобы принести с собой свет, звук впустил в сознание новые черные облака стыда и сожаления, страха и мук совести конвульсивно агонизирующей души. Это был чистейший звук, оставивший прошлое по одну сторону, а будущее - по другую."

"При этом он никогда не считал себя алкоголиком. В трубке начались длинные гудки. Плевать, что он часто пропускал занятия вообще или являлся на уроки небритым, покачиваясь от ночной пирушки с «марсианами». «Я - алкоголик? Да я могу остановиться в любой момент!» Ночи, которые они с Уэнди проводили в разных постелях? Ничего, как-нибудь образуется. Помятые бамперы? Ерунда, я вполне могу сесть за руль! Вот только он все чаще слышал, как жена тихо плачет в ванной. Стал ловить настороженные взгляды коллег на любом мероприятии, где присутствовал алкоголь, пусть даже легкое вино. Постепенно осознал, что о нем пошла известного рода молва. Что, сидя за пишущей машинкой дома, он больше не мог выдать ничего, кроме почти девственно чистых листов бумаги, которые летели в мусорную корзину."

"...однако проблема заключалась в том, что он был алкоголиком в эмоциональном смысле в той же степени, что и в физическом, - и эти две стороны его характера, несомненно, тесно переплетались где-то в глубине его естества, в каких-то темных безднах, куда мы все предпочитает не заглядывать. "

КТо читал? Хотите обсудим?

Книги, которые уже прочитаны:
Кэрри
Судьба Иерусалима

Я на связи ЗДЕСЬ:
pushba@pushba.ru - вотсап 89996559853

И ЗДЕСЬ - добавляйтесь!
инста тут
фб тут

книги, страх, 2018, Стивен Кинг

Previous post Next post
Up