Jul 31, 2024 14:07
В военной авиации есть такая интересная функция как дозаправка в воздухе, когда летящий самолёт дозаправляется топливом из летящего же самолёта-танкера и затем продолжает полёт. Так он может лететь часов и километров значительно больше чем определено разработчиками.
Однако в военном деле эта функция не является такой уж важной, особенно в боевых условиях: отстрелявшись, боевой самолёт возвращается на базу за пополнением боекомплекта, где его, при необходимости, могут и дозаправить. К тому же при современном развитии вооружений самолёт-танкер (и примкнувший к нему для дозаправки боевой юнит) могут стать лёгкой мишенью для поражения. А вот для гражданской авиации дозаправка в воздухе могла бы стать весьма полезной в плане экономии времени и денег для увеличения дальности полёта самолётов, и мне не понятно, почему такая, в общем то, простая идея до сих пор не реализована. Сейчас лайнеру, чтобы дозаправиться, нужно приземлиться в аэропорту, дождаться заправщика, заправиться, потом снова взлететь и взять установленный курс, и на всё это требуется не только дополнительное топливо, но может уйти час или даже больше, при условии что аэропорт дозаправки принимает. И этот самый час (или даже больше), равно как и дополнительное топливо, вполне можно сэкономить, дозаправляя самолёт в воздухе (ну, если, конечно же, ему не нужно высаживать и брать на борт пассажиров в аэропорту, хотя и тут можно сэкономить во времени, заправляясь в воздухе после пассажирообмена и при этом двигаясь по заданному маршруту). При этом воздушный танкер может изначально принимать курс заправляемого самолёта, а если их одновременно заправляется несколько, то выбирать какой-нибудь средний курс, чтобы они сильно не отклонялись от своих заданных маршрутов. Опять таки заправщики могут быть разного тоннажа: в одно время требуется заправить, скажем, десять самолётов, а в другое - два или три и, наверно, не очень умно будет гонять большой заправщик когда этого не требуется.
Опять же самолёты-заправщики могут принадлежать как аэропортам, так и достаточно крупным частным компаниям, а при необходимости по заправочной трубе (или трубам, коих, в случае заправки крупных авиалайнеров для ускорения процесса заправки может потребоваться не одна и даже не две) может курсировать бокс для передачи каких-либо не очень крупных материалов, например, различных документов.
И, думаю, не лишним будет сказать о необходимости на случай непредвиденных ситуаций держать в готовности полосу аэропорта, а лучше даже построить для заправочных целей отдельные небольшие технические аэропорты, где будут находиться и заправляться авиатанкеры и куда при необходимости можно будет экстренно посадить и пассажирский авиалайнер.
техника