Умный человек напомнил мне об одном фундаментальном принципе православной духовной жизни, о котором я подзабыл.
Это - необходимость отсекать сомнения.
Нельзя, нельзя сомневаться в истинах веры...
Начнёшь сомневаться да еретиков читать и скатишься в пропасть атеизма... в вечную погибель...
...Гибельно и ужасно... сомнение, и многих, даже твердых в вере, совсем отторгает от веры. Ибо сомнение это есть дочь диавола, и сильно злоумышляет на рабов Божиих (св. Ерм, 94, 192).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Когда ощутишь в сердце своем томительные капризы сердца или неверие касательно какого-нибудь предмета веры, тогда знай, что враг в сердце твоем - и он посмеивается над твоим невежеством, твоей слабостью и непостоянством в вере; сейчас же искренно осуди свое безрассудство, свою слепоту, свое греховное непостоянство в вере и свою неблагодарность к Богу за прежний свет сердца и за прежние благодеяния, полученные тобою от веры в тот предмет (мощи святые), который ныне сердце твое по слепому упрямству отвергает или в который не верует так, как прежде веровало, - и помилует тебя Владыка: пройдет томление и станет легко. О, враг! Он хочет, чтобы и в вере все было по его лжи."
Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Кто из нас не испытывает каких-либо сомнений в вере? И я их испытал. Но станешь разбирать их, и они разлетятся. Вот к каким приемам нужно прибегать каждый раз, когда наш ум обуревается сомнениями.
Вот вас Господь зовет к вере. Он хочет вам спасения, и спасетесь, если покоритесь гласу Его. Ради Господа, вас любящего, подавите сомнения. Этим принесете жертву Господу, за которую Он не останется в долгу… Начинайте рассуждать с первого пункта: есть ли душа, и что она такое? Откуда мысль? Что значит свобода человека? Отчего все люди ищут Бога? Отчего томится душа, когда начинает удаляться от Бога и колебаться в вере в Него? Извольте разбирать и доходить до твердого решения вопросов сих. Они - основа. Ведь самому должно до всего доходить…"
В 1918 году Тихон, митрополит Уральский, посетив Троице-Сергиеву Лавру, в присутствии патриарха Тихона сообщил о себе следующее: «Мирское имя мое Иван Иванович Мещерский. По специальности я врач, жил с матерью и теткой в одном из губернских городов на Волге. По своему мировоззрению я был совершенно неверующим и не стеснялся высказывать своих сомнений в присутствии матери и тетки. Те сильно печалились о моем неверии и, несомненно, молились Богу о моем вразумлении и спасении моей души. Очевидно, Господь внял их молитвам, посетив меня вразумляющим сном.
Однажды, вернувшись из театра, я заговорил с матерью и теткой на религиозные темы и при этом насмешливо отозвался о их вере. Это их так обидело и огорчило, что они встали на колени и стали горячо молиться Господу о моем вразумлении. Я же, поужинав и вдоволь наговорившись на тему о неверии, лег спать. И вижу ужасный сон, в котором изображалась загробная участь грешников. Сон был настолько ярок и страшен, что душа моя едва не разлучилась с телом. Это сонное переживание отразилось так, что я поседел. Не имея ни одного седого волоса, я проснулся с прядями седых волос на голове и... уверовал. Но враг нашего спасения еще долго не оставлял меня. Он со своими клевретами часто являлся мне во сне. Злые духи, такие мерзкие, с длинными носами и окропленные какой-то скверной жидкостью, дерзали целоваться со мной. Все эти видения укрепляли меня в вере и надежде на Бога, к Которому я прибегал в своих молитвах, прося избавить меня от этих видений. Вскоре я принял монашество, а впоследствии Господь посетил меня благодатью священства и архиерейства. Так Господь молитвами моей матери и тетки спас мою душу от погибели и промыслительно поставил меня в церковь пасти словесное стадо Христово» (114, 97-99).
В 1711 году пришел в Почаев из Брацлава некий пан Каминский с двумя своими братьями и просил игумена Иосифа Добрянского дозволить им в храме помолиться. Брат его Владислав, увидя нетленные мощи преподобного Иова, усомнился в их святости и подумал, что иноки ради корысти «одного из старцев усушили себе, дабы прельщать людей и собирать сокровище». Затем, отстояв службу, братья пошли в дом свой. В ту же ночь Каминский внезапно был пробужден криком Владислава: «Отселе уже не буду!» В недоумении он разбудил брата и спросил его, по какой причине он так кричит и устрашается? «Или ты не видишь страшного сего старца с палицею, - отвечал Владислав, - грозящего мне, чтобы я не смел хульно говорить о святых Божиих? Спасите меня из рук блаженного Иова». На другой день братья все трое снова прибыли в обитель Почаевскую и здесь, усердно помолившись перед ракой преподобного о прощении грехов своих, клятвенно засвидетельствовали сие событие перед лицом игумена (109, 184-185).