Трагедия малазийского «Боинга» вызвала различные версии и фантазии, в том числе касающиеся систем опознавания «свой-чужой». Потому постараюсь дать простое и понятное неспециалисту разъяснение по поводу систем опознавания и комплекса «Бук», которым сбит лайнер.
Сначала поговорим о системах опознавания. Многие знают, что радар (или специальный запросчик) посылает на воздушное судно какой-то сигнал, на который реагирует ответчик, посылающий некий ответный код.
Тут надо различать ответчик системы управления воздушным движением (УВД) и ответчик госопознавания.
Система УВД. Обычно авиадиспетчеры используют для проводки самолётов вторичную радиолокацию, т.е. на экране отражается не засечка самолёта радаром (как у военных), а точка, обозначающая сигнал, переданный ответчиком с самолёта.
Из чего сразу следует два вывода:
1. Гражданский диспетчер никогда и никак не увидит самолёт, у которого отсутствует или выключен гражданский ответчик (привет «испанскому диспетчеру», видевшему как украинский СУ-25 подло гоняется за «Боингом»).
2. Никакие размеры, форма, марка и т.п. самолёта по отметке на радаре не определяются. Радар показывает лишь местоположение ответчика, и ему безразлично, на каком самолёте стоит этот ответчик - на гигантском «Глобмастере» или на крошечной авиетке.
Рядом с отметкой на радаре появляются цифры. Это четырехзначный код, который диспетчер выдаёт пилоту. При отсутствии указаний устанавливается код 2000.
Поясняю - если самолёт входит в зону вторичной радиолокации из зоны, где таковой не было, то устанавливается код 2000, который стоит до тех пор, пока диспетчер не сообщит пилоту другой номер. Если самолёт переходит из зоны обслуживания одного диспетчера в зону другого, то летит со старым номером пока не получит новый.
Если ответчик сообщает только 4-значный номер - такой режим называется mode А.
Можно включить mode C - тогда будет отображаться ещё и высота с бортового высотомера.
Все международные ответчики стандарта ИКАО имеют режимы A и C, которые переключаются по указанию диспетчера.
Но есть ещё и расширенный mode S. Он дополнительно передаёт бортовой номер, позывной, заводской номер ответчика, скорость, GPS координаты.
Ну и наконец mode 3. А вот это уже не режим УВД, а режим госопознования «свой-чужой», применяемый на самолётах США и НАТО. Многие гражданские самолёты западных стран также имеют ответчик с режимом «тройка». Как вы понимаете, на российских и украинских самолётах его нет (и на малазийском, кстати, быть не должно).
На фото - типичный ответчик, установленный на маломерном самолёте Cessna (на больших самолётах они в принципе такие же). На верхнюю часть не смотрите - это обычная УКВ-радиостанция. Смотрим только белую панель. Здесь мы видим установленный код 1200 (стандартный для визуального полёта над США). Слева - переключатель. Положения OFF и SBY (готовность) вопросов не вызывают. Положение ON - это не просто «включено», а «включено в режим A». И наконец ALT (высота) - это режим C. Ещё там есть ID - идентификация. Если её нажать по просьбе диспетчера, то на радаре появится яркая отметка, чтобы диспетчер мог убедиться, что это именно тот самолёт.
Вот и всё что требуется для полёта на Западе.
Возникает вопрос - отличается ли система, применяемая в России? Да. В рамках СНГ (включая Россию и Украину) принята другая, ещё советская система ответчиков. Она применяется для полётов на местных авиалиниях. Ответчики больших самолётов стран СНГ обычно имеют возможность переключаться между режимом «УВД» (стандарт СССР и СНГ) и «RBS» (международный стандарт ИКАО). Ну, а в режиме RBS уже можно выбрать mode A или mode C.
Интересная деталь - «советский» режим УВД ближе к западному mode S. Он сообщает на землю самые различные данные, включая даже запас топлива. В то время как при переключении на «западный» стандарт остаётся только возможность передать 4-зн. номер и высоту.
Коротко - западные самолёты не могут использовать СНГ -овский режим «УВД», самолёты СНГ не могут использовать mode S. И только режимы A/C обычно есть на всех больших самолётах.
Теперь важное для понимания. Совсем другая система - это система госопознования или система «свой-чужой».
В странах СНГ (включая Россию и Украину) это советская система «Пароль» либо более старая «Кремний-2».
В странах НАТО - система Mark XII или более старая Mark XA.
Правильнее назвать эту систему «свой-не свой». Принцип действия системы сводится к тому, что в ответчик вводятся специальные секретные коды, которые периодически меняются. В ответ на сигнал запросчика, ответчик выдаёт этот код. Если код совпадает - летательный аппарат идентифицируется как «свой». Если нет - значит «нет». Да, вы правильно поняли. И нейтральные самолёты, и гражданские самолёты, не оборудованные военными ответчиками, и просто самолеты с отсутствующим (неисправным) ответчиком отмечаются как «чужой».
Многие российские самолёты оборудованы ответчиком системы «Кремний» или «Пароль».
Многие западные самолёты также оборудованы ответчиками системы Mark XII (это то, что у них включается в режиме «тройка»).
Но малазийский лайнер, хоть над территорией любой страны НАТО, хоть над территорией Украины или России, не отвечал на запросы "свой-чужой".
Это важно понять - само название «свой-чужой» вводит в заблуждение.
1. Эта система заточена только под применение в условиях войны, когда важно быстро отличить свой самолёт от чужих. Причём предполагается, что никакие мирные самолёты в районе боевых действий не летают.
2. Основное назначение системы - НЕ сбивать по ошибке свои самолёты, а не выявлять противника.
3. Объект, который отмечен как «чужой» может быть и нейтралом, и гражданским.
Потому в мирное время ПВО, как минимум, разбирается, кто летит.
Первое - сверяют данные со списком гражданских рейсов.
Второе - если рейса в списке нет, связываются с ним по радио.
Третье - если он не отвечает, то поднимают истребители, которые ВИЗУАЛЬНО определяют, что это за самолёт и, при необходимости, принуждают к посадке либо сбивают.
Теперь перейдём к комплексу «Бук». Минимальной единицей, которая может самостоятельно вести нормальную боевую работу, в т.ч. опознавать цели, для «Бука» является дивизион. Собственно дивизион и вооружен тем, что называется «комплексом». Один дивизион - один комплекс.
Из чего состоит комплекс «Бук»?
1) Машина управления (КП дивизиона)
2)Радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) «Купол»
3)Несколько самоходных огневых установок (СОУ) - обычно шесть
4)Несколько пуско-зарядных установок (ПЗУ) - обычно три
Что касается ПЗУ, то они несут на себе по 8 ракет и могут выполнять двойную функцию - либо запускать ракеты с себя (как пусковая), либо передавать ракеты на СОУ (как зарядная). При этом сама ПЗУ является «слепой». То есть запустить-то с неё ракету можно, но она никуда не прилетит, если не наводить её с внешнего источника (КП дивизиона либо СОУ). Потому ПЗУ нас в дальнейшем интересовать не будет.
А вот самоходная огневая установка (на фото), из которой стреляли по злополучному «Боингу», несёт 4 ракеты и имеет радар. Она может поражать цели самостоятельно. НО, надо понимать, что такая стрельба вовсе не является нормальной. Зачем радар установлен на СОУ?
1. После того, как КП дивизиона выдал СОУ целеуказание и приказ на уничтожение цели, СОУ может запустить ракету и самостоятельно наводить её, а также подсвечивать цель. В это время КП может «забыть» про эту цель и переключиться на следующую. Тем самым разгружается КП и увеличивается количество поражаемых целей.
2. В случае поражения КП, установки могут работать самостоятельно, хотя и с худшим результатом. Т.е. достигается бОльшая живучесть комплекса.
3. Сопровождение и подсветка целей может осуществляться с разных радаров в разных комбинациях. Опять большая живучесть и большая гибкость.
И снова вернёмся к системе опознавания. Важно!!!
Опознавание «свой-чужой» нормально осуществляется не ниже, чем на уровне дивизиона. Или чаще даже на более высоком уровне - КП бригады, снабженном автоматизированной системой управления (АСУ) «Поляна». Именно на бригадном уровне имеется полная картина обстановки в зоне ответственности. Включая полёты гражданских самолётов.
Как уже можно понять, боевики ДНР использовали не комплекс, а отдельную самоходную огневую установку.
Есть ли система опознавания «свой-чужой» на СОУ ?
Обратимся к статье, которую написал на портале Defence24 польский капитан 2 ранга Максимилиан Дура.
http://www.defence24.pl/news_niewyszkolona-zaloga-mogla-zestrzelic-samolot-jak-dziala-system-buk-rekonstrukcjaЭто ведущий специалист в Польше в области радиолокационной техники. Занимался организацией перехода польских военно-морских сил с систем опознавания «свой-чужой», доставшихся в наследство от советского блока, на стандарты НАТО, а также внедрением Aвтоматической идентификационной системы (АИС) в военно-морском и гражданском флоте.
Вот что он пишет:
«На огневой установке есть только экран встроенного радара с пятнышком, обозначающим приближающееся воздушное судно. Радар может только приблизительно определить высоту, но не может осуществлять процесс идентификации. Новейшие машины комплекса Бук-1М имеют встроенный запросчик «свой-чужой», но в случае Украины была вероятно система российского (точнее, советского) происхождения, которая определяет только «свой» или «не свой». Она не имеет возможности проверки в режимах S и 3, которые используют гражданские воздушные суда».
Итак. Даже если СОУ оборудована запросчиком «свой-чужой» - этот запросчик позволяет только отличить свой самолёт. Она не может ни запросить данные о воздушном судне по международному стандарту S, ни даже связаться с ним по радио. Списка международных рейсов в установке, разумеется, тоже нет. Как нет и связи с гражданскими диспетчерами.
Все ситуации, в которых может использоваться радар СОУ, сводятся к применению в условиях интенсивного боя. Когда решение на уничтожение целей уже принято «наверху», а гражданских самолётов в воздухе по определению быть не должно. Если установка и оборудована запросчиком «свой-чужой» (что не факт), то лишь для того, чтобы не сбить случайно свои самолёты, если они тоже находятся в небе.
И вот это очень важно!!! Те, кто сбивал малазийский «Боинг» могли просто этого не понимать в силу своей низкой квалификации. И это может относится не только к боевикам ДНР, но и к военнослужащим российской армии.
Все знают насколько низкую квалификацию имеют современные российские «специалисты» во всех отраслях.
Об этом также пишет капитан 2 ранга Дура. Комплекс Бук - простой и сложный одновременно.
Это примерно, как стрелять из снайперской винтовки. Научить человека заряжать винтовку, устанавливать прицел и плавно спускать курок можно за час. Но это вовсе не сделает человека снайпером.
Так и комплекс «Бук» - ловить цель, запускать ракету и наводить её можно научить и обезьяну. Там всё просто и предельно автоматизировано. Но чтобы применять комплекс, надо иметь понятие о тактике. Ситуация, когда такое грозное оружие оказалось в руках людей стреляющих просто «во всё что летает», не могла не привести к трагедии.
Сказывается и то, что в российской армии вообще слабо уделяют внимание таким вопросам, как наличие мирного населения, вопросы гуманитарного права и т.д.
Для сравнения - даже в ВС братской Беларуси основные положения Гаагской, Женевской и др. конвенций идут как приложения к Боевому уставу и изучаются военнослужащими в обязательном порядке. В России ничего подобного нет. Потому, большинство российских военнослужащих не имеют понятия об этих вопросах. Я подозреваю, что многие из них не знают даже о том, что нельзя убивать пленных и мирное население. Они этого просто не знают, потому что им об этом никто не говорил.
Следствием этого наплевательского отношения к соблюдению норм и обычаев войны является «мысль», высказанная казаком Козицыным: «А нефиг тут летать. Война идёт».