Эренбург. Молитва о России

May 18, 2013 16:54

Если попросить непосвященного человека угадать, кто автор нижеследующих строк, пожалуй, никто не догадается:

"Была ведь великой она!
И, маясь, молилась за всех,
И верили все племена,
Что несёт она миру
Крест…
И, глядя на Восток молчащий,
Где горы, снег и весна,
Говорила, веря и плача: «Гряди,
Христова страна!».
Была, росла и молилась,
И нет её больше…
О всех могилах
Миром Господу помолимся.

О тех, что с крестами,
О тех, на которых ни креста, ни камня.
О камнях на месте, где стояли церкви наши,
О погасших лампадах, о замолкших колокольнях,
О запустении ныне наставшем
Миром Господу помолимся.
...

Да воскреснет золотое солнце,
Церкви белые, главы голубые,
Русь богомольная!
О России
Миром Господу помолимся".

Тем не менее, автор этих строк - Илья Григорьевич Эренбург. Да, тот самый "Эренбург - убей немца", которого считают лицом сталинской пропаганды.

И ещё мало кто знает, что в 1917 году Эренбург был противником большевиков.
"Октябрьский переворот Эренбург не принял и зимой 1917-18 гг. в московских газетах «Понедельник власти народа», «Жизнь», «Возрождение» публиковал статьи, содержащие резкую критику большевиков (в том числе В. Ленина, Л. Каменева, Г. Зиновьева и др.) и их политики".
Именно тогда он написал и "Молитву о России".
Затем уехал в Киев. Жил там при Деникине. Потом бежал в Крым(!), к Врангелю. К счастью для него (и к несчастью для немцев) не дождался Бела Куна с Землячкой, а сбежал в Грузию к меньшевикам. Затем всё-таки вернулся в Москву. Где был арестован ЧК как "врангелевский шпион"(!), но отпущен. Уехал в Берлин, затем в Париж.
Короче, типичный белоэмигрант.

Призывы Эренбурга убить всех немцев, включая женщин, часто записывают в "преступления коммунизма". Но коммунистом Эренбург никогда не был. Вовсе не большевистская ненависть им двигала, а та самая "ненависть к немцу", унаследованная от первой мировой войны, как и название "Отечественная война".
Что говорила советская пропаганда до 1941 года? Мы интернационалисты. В Германии есть плохие фашисты, которые угнетают рабочих и крестьян. Немецкий рабочий нам не враг, а лучший друг и товарищ, которого мы будем освобождать от ига фашистов и капитала.
И в 1945 году Сталин словами "товарища Александрова" одёрнет Эренбурга:
"Тов. Эренбург уверяет читателей, что все немцы одинаковы и что все они в одинаковой мере будут отвечать за преступления гитлеровцев... Не составляет труда показать, что это уверение т. Эренбурга не отвечает фактам. Ныне каждый убедился, и это особенно ясно видно на опыте последних месяцев, что разные немцы по-разному воюют и по-разному ведут себя.

... Тов. Эренбург пишет в своих статьях, что Германии нет, есть лишь «колоссальная шайка». Если признать точку зрения т. Эренбурга правильной, то следует считать, что все население Германии должно разделить судьбу гитлеровской клики.
Незачем говорить, что т. Эренбург не отражает в данном случае советского общественного мнения. Красная Армия, выполняя свою великую освободительную миссию, ведет бои за ликвидацию гитлеровской армии, гитлеровского государства, гитлеровского правительства, но никогда не ставила и не ставит своей целью истребить немецкий народ."

Но в промежутке между этими датами, в 1941-45, Эренбург был востребован.

К чему я это пишу? Утомили уже всякие современные "белогвардейцы". Ладно ещё пока они писали, что до 1917 года в России все хрустели вкусной французской булкой, а рабочие получали огромные зарплаты и маялись от безделья (видимо в это время станки на заводах работали как-то сами собой. Или зарплату платили просто так). А потом случилась революция, и всё стало плохо. Понятно, что такая контрреволюционная идеология выгодна только путинскому режиму и олигархам.

Но сейчас появилась какая-то особо зловредная группа "белогвардейцев" типа писателя-вруна Верёвкина, Федора Мамонова и им подобных, которые утверждают, что вторая мировая война была "второй гражданской"(!). Соответственно, те, кто воевал на стороне гитлеровской Германии, являются... наследниками белого движения. Белоэмигранты, по этой версии, воевали на стороне Гитлера.
Понять такую логику невозможно. Очевидно, что для белоэмигрантов это была не "вторая гражданская", а "вторая германская" война. Все распределились, как и в прошлый раз:
с одной стороны - Германия и Венгрия,
с другой - Россия, Англия, Франция, США.
Даже если смотреть с позиций Гражданской войны, то и тут всё стало на свои места. В той гражданской немцы и венгры воевали на стороне  "красных", а чехословаки - на стороне "белых" и даже спасли "белое движение". Так с какого перепуга белоэммигранты должны поддержать ненавистных немцев и венгров против России, пусть и советской, а также старых союзников: французов, англичан, чехов?

Реальность показывает, что большинство белоэмигрантов заняли позицию "оборончества". "Пусть в России большевики, но мы не можем поддержать врагов России".
Да, было меньшинство белоэмигрантов, которое поддержало поход Гитлера. Если вывести за скобки РОК, воевавший на Балканах (сведения о его деятельности противоречивы и требуют изучения), то белогвардейцы сыграли исключительно негативную роль. Появление "белогвардейщины" в рядах формировавшейся РННА (Русской Народно-Национальной армии) привело к разложению этой армии и бегству целых рот в партизаны.
Когда гитлеровцы учли этот печальный опыт, то поставили во главе РОА советского генерала Власова, воевавшего в гражданскую на стороне "красных", а заведовать идеологией поставили бывшего секретаря Мосгоркома ВКП(б) Жиленкова. Белогвардейцев же впредь к частям из русских военнопленных на пушечный выстрел не подпускали.

А ведь Гитлер с самого начала предупреждал. Чтобы не было сомнений, цитирую записку Иодля, излагающую мнение Фюрера:
"Всякая революция крупного масштаба вызывает к жизни такие явления, которые нельзя просто отбросить в сторону. Социалистические идеи в нынешней России уже невозможно искоренить. Эти идеи могут послужить внутриполитической основой при создании новых государств и правительств. Еврейско-большевистская интеллигенция, представляющая собой угнетателя народа, должна быть удалена со сцены. Бывшая буржуазно-аристократическая интеллигенция, если она еще и есть, в первую очередь среди эмигрантов, также не должна допускаться к власти. Она не воспримется русским народом и, кроме того, она враждебна но отношению к немецкой нации. Это особенно заметно в бывших Прибалтийских государствах. Кроме того, мы ни в коем случае не должны допустить замены большевистского государства националистической Россией, которая в конечном счете (о чем свидетельствует история) будет вновь противостоять Германии.
Наша задача и заключается в том, чтобы как можно быстрее, с наименьшей затратой военных усилий создать эти зависимые от нас социалистические государства."

Ну, а Эренбург... Вот как вы думаете, он был русский патриот или еврейский? Я даю такой ответ: в 1917 он был русским патриотом. О чём свидетельствуют его тогдашние стихи. Такого неискренне не напишешь. Кресты, церкви... И ни слова про пурим:)  Это камень в огород тех, кто считает, что "в царской России евреев гнобили". Ничего подобного. Как видите, интеллигентный еврей, сын инженера, мог искренне любить православную Россию. Напротив, с советской Россией он был гораздо менее комплиментарен. Потому и усилились в его творчестве еврейские мотивы.

Ну, и читаем стихотворение Эренбурга 1917 года полностью:

Молитва о России

Эх, настало время разгуляться,
Позабыть про давнюю печаль!
Резолюцию, декларацию
Жарь!
Послужи-ка нам, красавица!
Что не нравится?
Приласкаем, рядом не пройдём -
Можно и прикладом,
Можно и штыком!..
Да завоем во мгле
От этой, от вольной воли!..
О нашей родимой земле
Миром Господу помолимся.

О наших полях, пустых и холодных,
О наших безлюбых сердцах,
О тех, что молиться не могут,
О тех, что давят малых ребят,
О тех, что поют невесёлые песенки,
О тех, что ходят с ножами и кольями,
О тех, что брешут языками пёсьими,
Миром Господу помолимся.

Господи, пьяна, обнажена,
Вот твоя великая страна!
Захотела с тоски повеселиться,
Загуляла, упала, в грязи и лежит.
Говорят: «Не жилица».
Как же нам жить?
Видишь, плачут горькие очи
Твоей усталой рабы;
Только рубашки в клочьях
Да румянец тёмной гульбы.
И поёт, и хохочет, и стонет…
Только Своей её не зови -
Видишь, смуглые церковные ладони
В крови.
…А кто-то орёт: «Эй, поди ко мне!
Ишь, раскидалась, голенькая!..»
О нашей великой стране
Миром Господу помолимся.

О матерях, что прячут своих детей -
Хоть бы не заметили!..
Господи, пожалей!..
О тех, что ждут последнего часа,
О тех, что в тоске предсмертной молятся,
О всех, умученных своими братьями,
Миром, господу помолимся.

Была ведь великой она!
И, маясь, молилась за всех,
И верили все племена,
Что несёт она миру
Крест…
И, глядя на Восток молчащий,
Где горы, снег и весна,
Говорила, веря и плача: «Гряди,
Христова страна!».
Была, росла и молилась,
И нет её больше…
О всех могилах
Миром Господу помолимся.

О тех, что с крестами,
О тех, на которых ни креста, ни камня.
О камнях на месте, где стояли церкви наши,
О погасших лампадах, о замолкших колокольнях,
О запустении ныне наставшем
Миром Господу помолимся.

Господи, прости, помилуй нас!
Не оставь её в последний час!
Всё изведав и всё потеряв,
Да уйдёт она от смуты,
К тебе, трижды отринутому,
Как ушла овца заблудшая
От пахучих трав
На луг родимый!
Да отвергнут духа цепи,
Злое и разгульное житьё,
Чтоб с улыбкой тихой встретить
Иго лёгкое Твоё!
Да искупят жаркой страдой
Эти адовы года,
Чтоб вкусить другую радость
Покаянья и труда.
Ту, что сбилась на своём таинственном пути,
Господи, прости.

Да воскреснет золотое солнце,
Церкви белые, главы голубые,
Русь богомольная!
О России
Миром Господу помолимся.

Отсюда.

белогвардейцы, Федор Мамонов, корниловщина, хруст французской булки

Previous post Next post
Up