"Донбасс 1943". Краткий отзыв по авиации.

Oct 16, 2024 21:03


Уважаемые коллеги, поздравляю вас с выходом работы «Донбасс 1943. Освобождение индустриального сердца России». Исследование произведено на современном уровне с привлечение значительного объема документов из отечественных и зарубежных архивов, воспоминаний участников событий.

Хотелось бы более подробно остановиться на боевом применении в ходе сражения за Донбасс авиации, как наиболее близкого мне объекта исследования.

Применительно к первой Донбасской стратегической наступательной операции авторы (Алексей Пекарш и Иван Карякин) правильно отметили факт технического превосходства истребительной авиации противника, указав, что «советским летчикам предстояло решить ряд очень непростых задач. Сражаться с новыми Вf 109G, которые технически наголову превосходили «Яки» и «ЛаГГи», было крайне тяжело…» (с. 37). Также отмечено, что «…к лету 1943 года на советско-германском фронте у немцев стала сказываться катастрофическая нехватка истребительных частей, не успевавших прикрыть все опасные направления…» (с. 47).



К сказанному можно добавить, что к началу второй Донбасской стратегической наступательной операции противник продолжал иметь техническое превосходство в материальной части истребителей. Во второй фазе сражения за Донбасс участвовали авиаполки, в том числе гвардейские, вооруженные американскими самолетами Р-39, обладавшими мощным вооружением и рядом других достоинств. Однако и эти истребители
по скорости и скороподъемности, то есть наиболее важным параметрам для самолетов данного типа, также уступали немецких машинам. Хорошая летная подготовка, большой боевой опыт и высокие бойцовские качества пилотов гвардейских авиаполков не могли в полной мере нивелировать факта технического превосходства противника. При таких обстоятельствах нанести критические потери действовавшим на Донбассе истребительным частям Люфтваффе не представлялось возможным. Истребители Ла-5ФН, обладавшие боевыми характеристиками, сопоставимыми с Bf 109G, в частях 8 и 17 ВА в период сражения отсутствовали.

Фактор технического превосходства противника оказывал существенное влияние на тактику советских истребителей, повышая планку требований как к организации разных видов боя, так и к индивидуальной подготовке пилотов, их волевым качествам и психологической устойчивости.

В этой связи ряд сложных задач в ходе каждой из операций предстояло решить советскому авиационному командованию, а именно: действуя
в условиях технического превосходства противника, обеспечить на весь период операций интенсивное противодействие авиации противника
со стороны своих истребителей, а также надежное прикрытие ими ударных самолетов. Без решения последней задачи штурмовые и бомбардировочные части могли в течение короткого периода понести опустошительные потери (как, например, 223 ББАД, действовавшая 26-27 мая 1942 г. в интересах ЮЗФ, и потерявшая за два дня 36 машин из 77 летавших. ЦАМО. Ф. 35.
Оп. 11285. Д. 526. Л. 71-78.). Это, в свою очередь, лишило бы наземные войска поддержки с воздуха, что, в конечном итоге, могло поставить под сомнение успех сражения.

В свою очередь, исходя из сложившегося соотношения сил, перед немецким командованием стояла задача, используя, в то числе, техническое превосходство в материальной части самолетов-истребителей, обеспечить подавление в начальных фазах и на весь период операций советской истребительной авиации, надежное прикрытие своих войск
и беспрепятственную работу ударной авиации, чтобы она, как год назад
в Крыму, «решила исход боя». Без достижения этих целей материальные
и интеллектуальные вложения в дорогостоящие истребители и специалистов, произведенные Германией в ущерб их простоте, массовости
и доступности, не могли считаться реализованными и окупившимися
в полной мере.

При решения стоящих задач каждая из сторон должна была задействовать весь спектр возможностей.

Как неоднократно отмечают авторы, у советской стороны он был существенно шире за счет наличия резервов, в том числе, истребительной авиации. Если противник в условиях утраты инициативы вынужден был реагировать на угрозы, организуя перемещение немногочисленных истребительных частей вдоль фронта, оголяя и оставляя без прикрытия другие его секторы, то советское командование могло усиливать свои авиагруппировки не только передислоцируя отдельные полки с относительно спокойных участков фронта, но оперировать полнокровными резервными соединениями. Как правильно отмечено авторами на с. 495 в контексте передачи 5 сентября 1943 г. в 8 воздушную армию 3 ИАК: «Если немецкая авиационная группировка на Донбассе слабела с каждым днем, то советские соединения, напротив, становились сильнее».

К приведенному авторами обоснованному итоговому выводу о том, что «несмотря на значительные успехи и малые потери, немногочисленные «Мессершмитты», тем не менее, не могли и не смогли оказать какое-либо значительное влияние на события на земле», стоит добавить, что тем самым противник не смог реализовать фактор своего технического превосходства и использовать его для решения всего спектра задач истребительной авиации. Советскую истребительную авиацию подавить не удалось, как и нанести критичные потери штурмовым и бомбардировочным частям. Массированные вылеты советских ударных самолетов истребителям противника срывать практически не удавалось. Авторы неоднократно приводят аналитические документы советского командования и воспоминания участников сражения, из которых следует, что массированные удары авиации 8 и 17 воздушных армий сыграли большую как в наступательных, так и в оборонительных боях (с. 227, 308, 410, 433, 453). Активные и результативные действия советских штурмовиков и бомбардировщиков подтверждаются документами противника (с. 109, 267, 273).

Оперативность межфронтового маневра и высокая интенсивность применения авиации обеспечивалась противником путем привлечения большого количества обслуживающего наземного персонала, то есть, фактически, путем изъятия из сухопутных войск Вермахта живой силы, которой противнику не хватало для успешных оборонительных действий,
в том числе, на Донбассе.

Таким образом, более пристально рассмотрев критерий технического превосходства материальной части истребительной авиации Люфтваффе, мы может под новым ракурсом произвести оценку возможностей, целей и задач противоборствующих сторон и по-новому осмыслить предпринятые усилия и достигнутые результаты.

С уважением,

И.Р. Мухамеджанов

Next post
Up