Jun 07, 2018 00:49
С юных лет я любил Толкина и его мир. Позднее постепенно охладел к этому миру, особенно после прочтения "Сильмариллиона" и комментированного издания "Властелина". Но только недавно осознал, почему.
Профессор (с одной Ф и двумя С - если наоборот, это совсем другое), как известно, трактует смерть - точнее, смертную сущность человека - не как проклятие, а как божий дар людям. Кстати, уже в наше время Ольга Чигиринская развила эту мысль в "По ту сторону рассвета". Но есть в этом, извините, что-то шулерское.
В понятие дара по определению заложена возможность по желанию принять его или отклонить. Точно так же гостем называется лишь тот, кто может по своей воле уйти - иначе это уже не гость, а пленник. Так вот, могу ли я, человек,, отказаться от дара Единого? В реальной жизни я таких примеров не встречал, в книгах Толкина вообще-то тоже.
Вот эльфы у него порой отказываются от бессмертия - Лутиэн, например. Только незаметно, чтобы она при этом прыгала от радости: "Ура! Я получила Дар! А вы, эльфы, так и останетесь бессмертными, бе-бе-бе!".
Складывается впечтление, что дар-то - отрицательный, то есть представляет собой отсутствие дара положительного. Эльф - это человек плюс бессмертие, человек - эльф минус бессмертие. От бессмертия можно добровольно отказаться, от смертности - нельзя.
Конечно, корни этой идеи понятны. Толкин насквозь христианин, вот и старается примирить человека с центральной в христианстве идеей смерти. Эта религия обещает и награду, и наказание исключительно в загробной жизни. Будь люди бессмертны, христианское учение не имело бы смысла.
Вот толкиновские эльфы мне нравятся. Практически люди будущего: вечно молодые, не подверженные болезням, прекрасные и мудрые, предающиеся творчеству и обладающие возможностями, которые нам и не снились. Почему бы нашим внукам-правнукам не быть такими?
А дело, похоже, к этому и идёт. Хоть и восемнадцатый век называли веком прогресса, и девятнадцатый, и двадцатый, всё же именно в наше время научно-технический прогресс рванул вперёд с небывалой скоростью.
Возможно, уже недалёк тот час, когда можно будет сказать: "Уважаемый Единый, пожалуйста, заберите обратно ваш Дар".
книги,
мысль