Международный аэропорт Cектора Газы: триумф свободы, который не состоялся

Jan 21, 2010 11:33

Лично мне грустно видеть как прекрасные замыслы рушатся словно карточные домики. Жаль людей, которые старались сделать мир прекраснее и все их старания канули в лету. Неважно в какой сфере и какой географической точке. Сегодня говоря "Сектор Газа" мы неизбежно представляем себе некоего палестинского шахида крадущегося с поясом смертника к израильскому автобусу, либо толпы людей в панике разбегающиеся от израильских танков. В зависимости от того, по чью сторону баррикад ваши симпатии, вы скажете кто плохой, а кто хороший в этой бесконечной грызне на Ближнем Востоке. Но был краткий период, когда казалось что дела налаживаются и долгожданный мир пришел в Палестину. И было это всего лишь 10 лет назад. И международный аэропорт Газы как символ разрушенных надежд на лучшую жизнь -



Так аэропорт выглядит сейчас

Как все начиналось

Первый аэродром в Секторе Газа (он назывался RAF Gaza, координаты) построили британцы в 1941 году, готовясь к неизбежному столкновению с немцами в северной Африке. Как мы помним, так оно и вышло: Тунис, Тубрук, Эль-Аламейн, Роммель и прочее. С 1942 по 1943 через этот аэропорт британцы перебрасывали боеприпасы и продовольствие для воинских частей в Западной пустыне. После войны отсюда даже выполнялись грузовые рейсы на Кипр и в Лондон, но с уходом британцев из Палестины в 1948 году аэропорт прекратил свое существование и к настоящему времени занесен песком, а постройки разрушены.


Но затем, в начале 90-ых, началось строительство нового аэропорта в Секторе Газа, который располагался в 15км юго-западнее прежнего, аккурат на стыке границ Египта, Израиля и Газы. Вот его координаты. Строился он несколько лет и вот, в 1998 году   произошло знаковое событие - открытие международного аэропорта в Секторе Газа, названного именем Ясира Арафата. Это было огромное красивое здание, чье строительство финансировали всем миром: Япония, Германия, Саудовская Аравия, Эмираты, Марокко. Больше всего вложились марокканцы, и поэтому проект был задуман и воплощен в жизнь в традиционном Магрибском стиле по образцу и подобию аэропорта Хасана-II в Касабланке. И было на что посмотреть! На открытие аэропорта прилетели знаменитости, президенты, министры.



Счастливый Ясир Арафат в своей неизменной куфие спешил по дорожке принимая Билла Клинтона. Резали красную ленточку, были бури оваций и щелкание фотоаппаратов.



Палестинские студенты архитектурного факультета
упражнялись вновь и вновь изображая аэропорт
в различных ипостасях, и мечтая об его скорейшем создании

Толпы журналистов метались там и сям, запечатлевая редкие для палестинцев минуты триумфа. В последующие два года в Газу начали выполнятся регулярные рейсы из Каира, Касабланки, Аммана, Бухареста, Ларнаки, Абу-Даби, Джидды, Стамбула и даже из Москвы (Русавиа). Контроль осуществлялся тройственным образом: палестинцами, израильтянами и международными наблюдателями от ООН. И в целом особенных проблем не возникало - энтузиазм оказался сильнее былых обид. У аэропорта появился даже красивый интернет сайт, который в настоящее время не функционирует.



Так аэропорт Газы выглядел в лучшие времена



Не правда ли, красиво?

Дошло до того, что сами израильтяне подумывали а не начать ли летать на Восток через Газу? Ведь ни одна арабская авиакомпания (исключая Royal Jordanian) не летает в Израиль свято придерживаясь бойкота. И израильские туристы желающие недорого долететь до направлений в Юго-Восточной Азии вынуждены ездить через иорданский Амман, пересекая изнурительные границы. Украшенный голубой звездой Давида Эль-Аль всегда "пользовался" арабским бойкотом, дающим ему полную монополию на израильских пассажиров, и задирал цены до неприемлемого уровня. Действительно, если арабские авиакомпании отказываются летать в Израиль в знак солидарности с палестинцами и готовы терять на этом сотни тысяч пассажиров ежегодно, то израильский Эль-Аль перехватил инициативу в свои руки - не пропадать же добру, не так ли?

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец

Мне довелось побывать в Газе несколько позднее триумфа, в 2001 году, когда над аэропортом отчаянно сгущались тучи. Дело в том, что в очередной раз нашлись те, кто отчаянно не желал мира. Формальной причиной очередной вспышки насилия стало посещение Ариэлем Шароном Храмовой горы в Иерусалиме. После чего палестинцы объявили Израилю священную войну (в сто тысячный раз), которую назвали Интифада Эль-Акса. Вдаваться в детали и тонкости не стану, а желающие узнать подробности могут почитать очень подробное описание этих печальных событий на Википедии. Итогом двухлетнего противостояния стали многочисленные жертвы: 5500 палестинцев, 990 израильтян и 64 туриста. Палестинцы запускали ракеты по израильским поселениям, нападали на автомобили поселенцев, взрывали себя в израильских ресторанах и автобусах. В ответ получали неизбежные военные рейды, разрушение инфраструктуры, блокаду лагерей беженцев и прочие радости.



Печальное зрелище...



Аэропорт Газы стал самой знаковой жертвой бойни. Вероятно, это было самое красивое и эпохальное здание на Палестинских территориях. Логично, что всякая кооперация между враждующими сторонами стала невозможной. Израильтяне небезосновательно сочли, что в силу прекращение совместного контроля в аэропорту Газы возникает риск того, что наступит хаос, и через аэропорт начнется переброска оружия боевикам. Посему в декабре 2000-го года израильтяне запретили любые вылеты из Газы. Ну а после мелкого, но опасного инцидента, когда некий самолет пытался прорваться в Газу игнорируя запрет - израильтяне и вовсе разбомбили взлетную полосу аэропорта. Дабы отбить всякое желание прорываться в Сектор Газа по воздуху.  И аэропорт начал умирать. По рассказам знакомых, бывавших там по роду деятельности, сразу после бомбежки взлетной полосы в аэропорту наступил хаос: мародеры растащили дорогое оборудование, красивые лоджи превратились в склады всякого хлама, непонятные люди в арафатках с оружием шатались по залам и стреляли в прекрасную марокканскую лепнину.

В январе 2002 года рухнула последняя надежда на восстановление аэропорта - его просто расстреляли из танков и бульдозерами разрушили его большую часть. Причиной стало использование боевиками здания терминала для обстрелов израильской территории из минометов. Ведь надо заметить, что аэропорт расположен всего в километре(!) от границы с Израилем -



Обратите внимание на состояние взлетной полосы, совершенно разрушенной бомбежками и бульдозерами



Общий вид сей "пластилиновой" местности. Аэропорт Газы в левом нижнем углу, рядом с городком Rafah

Palestinian Airlines

Друзья, вы слышали о существовании такой авиакомпании? Нет? Меж тем она существует по сей день, по крайней мере на бумаге. И у них есть даже свой сайт Palestinian Airlines. Судьба  этой палестинский авиакомпании является точной копией судьбы их базового аэропорта в Газе. Примечательно, что возникла компания за несколько лет до открытия аэропорта, и вначале имела свой терминал в египетском городке Эль-Ариш на северном Синае, в 50км к западу от Газы. Пока шли переговоры между палестинцами и израильтянами, бизнесмены уже вложились в создание национального авиаперевозчика, предполагая что пройдет несколько лет и мечта станет явью. И они оказались правы аэропорт Газы открылся и они немедленно перебазировались туда. Были закуплены несколько авиалайнеров: Боинг 727-200 и два Фоккер-50.



После разрушения аэропорта в Газе, авиакомпания была вынуждена снова вернуться в египетский Эль-Ариш (который уже больше палестинский), откуда и грустно летает по сей день в Амман в Эмираты.

В качестве резюме

Пока в Секторе Газа заправляют исламские радикалы из "Хамаса", аэропорт так и останется в руинах. Это бесспорно. И чем дольше длится хаос - тем меньше шансов что мы увидим на табло вылетов какого-либо аэропорта "Gaza International". А несчастные жители сектора так и будут метаться внутри анклава, со всех сторон окруженные заборами.

Ссылки по теме:

Palestinian Airlines (Wikipedia)
Palestinian Airlines (Website)
Gaza Airport (Wikipedia)
Intifada Al Aqsa (Wikipedia)
Years of delay at Gaza airport (BBC)

Другие мои отчеты об Израиле и Палестинских территориях:

Рождение и гибель первого отеля на Мёртвом море
Железная дорога в никуда, или Тропами оттоманских железнодорожников
Израильская линия Мажино - Голанские высоты (по местам боев 1973 года)
Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях
Израильский музей артиллерии в Зихрон-Якове
Музей израильских ВВС в пустыне Негев, или ода британским авиаторам
Израильский музей бронетанковых войск, или куда пропала советская техника?
Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль
Темная сторона истории Хайфы: палестинские беженцы и бунт марокканских евреев
Суэцкий канал: европейские города и израильские танки
Хеврон - город, где зарождается ненависть, или Берлинская стена возвращается
Самаритяне с горы Гризим, палестинские территории и некоторые советы
Хайфские дворы, или мой второй родной город. Третий и четвертый - на подходе!

Израиль, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ПУТЕШЕСТВИЯ, Палестинские территории

Previous post Next post
Up