Тематика всего связанного с Ближним Востоком увлекала меня всегда. Это ничуть не мешало познавать окружающий мир от
Нью-Йорка до
Эфиопии, и от
Сингапура до
Никарагуа. И все же, из раза в раз я возвращался на Ближний Восток, и всегда находил нечто увлекательное, неповторимое, и порой мистическое. В очередной приезд в Израиль совпало два приятных момента - один приятель улетал в Африку (к слову, бедолага был избит и ограблен в ЮАР, и вернулся в расстроенных чувствах) и оставлял мне квартиру на это время, а другой улетал в Москву и оставлял мне свою машину. Более того, чудеса на сим не кончались, ибо машина была казенная от фирмы где он работает, что подразумевало бесплатный бензин! За 30 дней в Израиле я наездил около 5 тысяч километров, или для удобства, по 170 километров в день. Много это, или мало? Что же, это примерно соответствует рабочему дню водителя городского автобуса, если бы тот работал месяц без единого выходного. Сразу скажу - поездки были не банальны, а замыслы мои столь же изощренны, как и всегда! Итак, тропами оттоманских железнодорожников!
Старая Ж.Д станция в Беер-Шеве, юг Израиля
Карта турецких железных дорог в Палестине, 1916
История Хиджазской ж.д вкратце
История железных дорог Ближнего Востока это ярчайший салат из наполеоновских планов, хронических провалов, надежды и отчаяния. Беспрерывные войны и конфликты в этом регионе так и не дали завершить масштабные по тем временам проекты по соединению единой линией Стамбула и Каира. Равно, как и не заработала легендарная Хиджазская линия из Стамбула в Медину. Вкратце история выглядит следующим образом. С целью связать оттоманскую столицу с исламскими святынями в саудовских пустынях Мекку и Медину, турки, в 1900 году затеяли масштабнейший проект, который, если бы был завершен - мог бы стать самой протяженной ж.д линией в мире. На тот момент времени, по крайней мере. Потом, разумеется, по протяженности Хиджаз опередила магистраль от Москвы до Иркутска. Строительство началось под личным патронажем султана Абдуллы Хамида II, при участии германских инженеров.
Пограничный железнодорожный мост в местечке Нагараим через реку Иордан, южнее озера Кинерет. Отчетливо видно, что он был разрушен, и только в последние годы, после подписания мирного договора между Израиелм и Иорданией частично восстановлен. Сфотографировано с израильской стороны, противоположный берег реки - уже Иордания.
Местечко Нагараим южнее озера Кинерет. Давно не функционирующая электростанция на реке Иордан, построенная инженером Рутенбергом незадолго до образования Израиля.
Все там же - Нагараим
Нагараим. Возле самого пограничного забора. Обратите внимание на табличку справа внизу.
Это был не первый проект германо-турецкого тандема. Незадолго до начала стротельства Хиджаза, как раз заработала не менее значимая линия, связавшая Стамбул с Багдадом. Для турков эти линии были не просто амбициями, а настоящим вопросом выживания в свете нарастающей напряженности в отношениях с британцами и французами, которые претендовали на контролируемые турками земли Палестинцы, Аравии и Месопотании. После завершения строительства Хиджаза, турки получали возможность в кратчайшие сроки перебрасывать войска в Палестину и Аравию.
Железная дорога достигла Медины уже к 1908 году, но в "момент истины", когда разразилась Первая Мировая война, оказалось, что турки не были способны полностью контролировать эту наиважнейшую транспортную артерию, протяженностью более 2000 километров. Арабские племена под руководством известного британского офицера Лоуренса Аравийского беспрерывно атаковали турков, препятствуя движению военного транспорта по Хиджазу.
Ответвление линии в Палестину
На стыке нынешних трех границ - Иордании, Сирии и Израиля, есть такое красивейшее место - Вади Ярмук, или каньон реки Ярмук. Небольшая но бурная речушка берет начало в Сирии, течет на юг, постепенно углубляется в глубокий каньон и в этом самом месте становится границей между упомянутыми государствами.
Каньон реки Ярмук и взорванный израильтянами железнодорожный мост, связывавший Израиль и Иорданию. Снято с израильской стороны границы, а Иордания - по левую сторону, аккурат за речкой.
Нынче заброшенная турецкая ж.д станция Эль-Хамма, расположенна по соседству от израильского Хамат-Гадера. Кстати, этот самый
Хамат Гадер - есть интереснейшее место сам по себе, см. по ссылке. Там и горячие источники, и рестораны, и римские развалины, и даже крокодилий питомник.
Станция Цемах (Цветок)
Именно здесь, через каньон реки Ярмук, турки и повели ответвление от Хиджаза на запад, к Хайфе, нынче городу в Израиле. Каньон Ярмука - место красивейшее. Рекомендую побывать там всем, кто планирует посещение Израиля. Железная дорога невероятно петляет в каньоне, преодолевая несколько тоннелей и порядка десяти мостов. Звучит увлекательно? А теперь ложка дегтя. Как я уже говорил, железнодорожная эпопея на Ближнем Востоке не была успешной. Все мосты, которые построили турки в начале XX века - взорваны.
Железнодорожный мост через реку Иордан неподалеку от израильского городка Бейт-Шеан. Сейчас это граница с Иорданией. Старые турецкие вагоны навечно застыли в демилитаризованной зоне между двумя государствами.
Это дело рук еврейских партизан Эцеля, ведших борьбу с арабами и британцами уже перед самым провозглашением независимости Государства Израиль. За одну только ночь 17 июня 1946 года, партизаны взорвали 11 мостов через реки Иордан и Ярмук, связывавших Палестину с внешним миром. Ту ночь так и назвали - "
Ночь мостов". Для евреев эта акция имела важное стратегическое значение, поскольку после выведения из строя мостов, была впоследствии крайне осложнена доставка Арабским Легионом вооружений своим войскам на Западный Берег.
Старый Ж.Д вокзал в Иерусалиме
Ну вот, я опять забежал сильно вперед! Возвращаясь к ответвлению Хиджаза на запад, надо сказать, что это имело не меньшее значение для турков, чем линия в Медину. Египет был в руках британцев, отношения между державами были более чем плохие. Британцы лишь ждали момента, что бы нанести удар по слабеющей Османской империи. Новая линия была необходима для того же самого, что и Хиджазская - для доставки войск на второй по значимости британо-турецкий фронт, чья условная линия проходила с севера на юг через Синайский полуостров. К моменту своего окончательного поражения в 1916 году, турки успели достроить линию до нынче ничем не примечательного местечка Эль-Куссама посреди песчанной пустыни, что на территории египетского Синая, и всего лишь в 10 километрах от современной границы с Израилем.
Старинные турецкие рельсы и справа станция Кфар-Егошуа
Станция Кфар-Егошуа. Надпись на станции уже сама по себе история даже для самих турков - в 1923 году Мустафа Кемаль уже перевел их с арабской вязи на латиницу. А здесь - грамматика давно минувших дней!
Станция Кфар-Егошуа, турецкая водонапорная башня
Cтанция Бейт-Шеан
Далее - станция Масудие, что возле города Шхем -
Справедливости ради надо сказать, что поражение турков в Первой Мировой войне в гораздо большей степени связано с поражением их главного союзника - Германии (и как результат - катастрофический провал на европейских фронтах), нежели ситуация в Палестине и Аравии. Турки поспешно строили стратегическую ж.д линию через всю Палестину в Египет, но им так и не суждено было ею воспользоваться. В Иордании и Сирии вам расскажут много "баек" о Великой Арабской революции против турков. В Аммане есть даже музей, который так и называется "Музей Арабской революции". Музей шикарный - настоятельно рекомендую. Но вместе с тем, арабы сильно преувеличивают значимость своего восстания против Османской империи. Выдавая желаемое за действительное, они фактически представляют историю таким образом, что только лишь восстание разрозненных племен Аравии привело к поражению Австро-Венгеро-Германско-Турецкой коалиции во Первой Мировой войне, и чуть не исключительно арабам обязаны французы, британцы и русские своей победой. Ну да ладно!
Хиджазская линия на территории современного Израиля
После поражения турков, Палестина к 1917 году попала под власть британцев. И теперь уже британцы с утроенной энергией продолжили строительство железных дорог. К началу арабо-израильских войн в 1948 году, англичане успели завершить масштабный проект. Они достроили ж.д линию до самого Каира, и таким образом, по сути, выполнили замысел турков соединить Стамбул и Каир. По большому счету, именно на базе британо-турецких линий возникли
Израильские железные дороги. Разумеется, что железные дороги в Израиле - совершенно современны, и в плане инфраструктуры ничем не отличаются от того, что вы видели в Германии, или Британии. Но в целом, по сей день поезда курсируют по тем же направлениям, что и курсировали в начале прошлого столетия. Ни одной новой линии не возникло с тех пор, за исключением короткого промышленного ответвления от Димоны (той самой, где наиболее секретный в Израиле ядерный центр) до местечка Цин в пустыне Негев, откуда вывозят руду.
Беер-Шева. Станция на дальнем плане, и совсем новый памятник справа - возведен пару лет назад в память о турецких солдатах, погибших в Первую Мировую войну. Сюрреализм. Не столь хороши воспоминания израильтян о периоде турецкого владычества, сколько, очевидно, хотелось сделать приятное Турции, отношения с которой чрезвычайно важны для окруженного врагами Израиля.
Там же, в Беер-Шеве. Примечательно, что немногие жители самой Беер-Шевы знают, что в их городе есть такая реликвия. Не сразу мы нашли эти строения, и лишь пятый встреченный нами горожанин указал как ехать. Впрочем, по странному совпадению, 3 из 5 спрошенных оказались выходцами из бывшего СССР - для большинства бывших соотечественников проблемы абсорбции в новой стране несомненно важнее "каких-то" заброшенных турецких станций. Удивительно ли это?
Возвращаясь назад к британцам, их усилия по воссоединению железной дороги между Каиром и Палестиной были продиктованы очередной войной в Европе - Второй Мировой. В 1940 годах немцы укрепились в северной Африке, а к 1943 году войска Роммеля уже вовсю рвались на восток, захватив Ливию и большую часть британского Египта, и подойдя вплотную к Александрии. Как известно, сражение при Эль-Аламейне (всего в 100км от Александрии!) было провальным для немцев. И не в последнюю очередь благодаря тому, что британцы успели достроить железную дорогу в Каир, и по ней беспрерывно доставляли из Палестины боеприпасы и свежие войска.
Наш маршрут
Он довольно прост - от упоминашегося выше Каньона Ярмук, что на стыке границ Израиля, Иордании и Сирии и далее на юг, к границе с Египтом в районе пограничного КПП между Израилем и Египтом Ниццана на Синае. Забегая вперед, хочу сразу предупредить интересующихся касательно данного перехода. Вот здесь
официальный сайт КПП Ниццана, где констатируется тот печальный факт, что пока этот пункт пропуска закрыт для туристов, и функционирует только как грузовой терминал. Но есть серьезные планы по его открытию для туристического траффика в ближайшем будущем. Скорее бы! С закрытием супер удобного пограничного перехода из Египта в Израиль южнее Рафиаха, сейчас проехать по суше между двумя странами можно только через Эйлат. И это крайне неудобно и сложно для тех, кто едет в Каир. Либо наоборот из Каира в Иерусалим, ибо подразумевает ненужный крюк почти в 300 километров.
Эль-Ауджа (Ниццана) - самая южная точка на территории Израиля, куда турки дотянули железную дорогу. Если вы посмотрите чуть дальше, то увидите несколько строений - это уже пограничные укрепления. Далее - Египет. Разумеется, что никаких поездов тут давным-давно не ходило, зато какие мосты!
Станция Эль-Ауджа (Ниццана) - водонапорная башня
То немногое, что сохранилось от некогда узловой станции Эль-Ауджа (Ниццана)
Ваш покорный слуга и его удивительная машина с бесплатным бензином аккурат на турецком мосте
Монумент в память об израильских танкистах, погибших при штурме Эль-Ауджи в 1948 году
Развалины древнего города в Ниццане (Эль-Ауджа). На горке - бывший турецкий госпиталь, превращенный позднее уже египтянами в огневую точку. Именно ее штурмовали израильтяне в 1948 году
Вид с развалин Ниццаны на окружающую пустыню. Слева видна водонапорная башня на ж.д станции Эль-Ауджа, чьи фотографии вы уже видели выше. Справа - небольшой аэродром. Еще чуть правее, буквально в 3 километрах - уже Египет. Все близко!
Если ехать ровно на юг от Ниццаны, вдоль границы с Египтом, то через 20 километров приедете в крохотное поселение Азуз. Его основали несколько десятков молодых семей. Просто решили переселиться в эту богом забытую местность, и жить вдали от агрессивной урбанизации. На жизнь они зарабатывают при этом вполне успешно! По соседству открыли верблюжью ферму - катают заезжих туристов, а еще а'ля "Бедуинский поселок", где народ впадает в астрал покуривая травку, см. ниже -
Вот такая пограничная дорога ведет в упомянутый выше Азуз. Слева - пограничный забор с Египтом. Справа надпись на иврите "Вы находитесь на границе. Движение транспорта запрещено между 19:00 и 6:00 утра".
Так вот. Наш маршрут пролег по линии старинной турецкой железной дороги, и мы посетили забытые историей станции: Эль-Хамма (Хамат-Гадер), Кфар-Егошуа, Олд Бридж (Гешер Хаяшана), Хайфа, Массудие, Беер-Шева, Эль-Ауджа, Ниццана. И отдельный реверанс в сторону
Национального ж.д музея Израиля в Хайфе (очень рекомендую!). Обычно старые турецкие здания вокзалов отстоят от новых буквально на 200-500 метров, а кой-где турецкие станции оказались в богом забытых местах - посреди пустынь где никто не живет, либо глубоко в полях. Мы посетили все, что могли посетить физически с учетом обычного городского автомобиля. Проблема в том, что некоторая часть турецких станций, мостов и тоннелей оказались вдали от асфальтированных дорог, и туда весьма нелегко проехать без автомобиля 4x4.
Другие мои отчеты об Израиле и Палестинских территориях:
Рождение и гибель первого отеля на Мёртвом море Железная дорога в никуда, или Тропами оттоманских железнодорожников Израильская линия Мажино - Голанские высоты (по местам боев 1973 года) Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях Израильский музей артиллерии в Зихрон-Якове Музей израильских ВВС в пустыне Негев, или ода британским авиаторам Израильский музей бронетанковых войск, или куда пропала советская техника? Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль Темная сторона истории Хайфы: палестинские беженцы и бунт марокканских евреев Суэцкий канал: европейские города и израильские танки Хеврон - город, где зарождается ненависть, или Берлинская стена возвращается Самаритяне с горы Гризим, палестинские территории и некоторые советы Хайфские дворы, или мой второй родной город. Третий и четвертый - на подходе!