Буквально несколько дней назад я и не предполагал, что такой чудесный городок существует в природе. Называется Fenghuang (произосится как "Фун-фуа") и не только входит в пятерку самых красивых городов Китая, но и признан Памятником мирового наследия ЮНЕСКО. Его называют китайской Венецией, что не совсем соответствует действительности, поскольку каналов тут нет, а просто петляющая через городок река. Скорее, китайской Венецией я бы назвал тот же
Суджоу, что неподалеку от Шанхая. Тем не менее, смотрится как натуральная Венеция, особенно с учетом гондол и лодок. Неплохо поколесив по Китаю в течении трех путешествий сюда, должен сказать, что это наиболее идеально сохранившийся исторический город из всех, что я видел. Зверская культурная революция (1966-1976) под руководством Мао Цзедуна уничтожила немалую часть исторического и архитектурного наследия древнего Китая и сегодня очень мало где цельно сохранилась старая застройка. Но здесь, в этой глухомани, вдали от крупных городов и индустриальных центров, вы можете увидеть старый провинциальный Китай в его первозданном состоянии. И это потрясающе, согласитесь -
Городок очень туристический, но как и в природном парке
Джандзядзе (где снимался блокбастер "Аватар"), туризм тут на все 100% местный, китайский. Уже неделю путешествую по провинции Хунань, но пока ни разу не встретил ни единого европейца. Удивительно дело, ведь места тут потрясающе красивые. Путеводитель Lonely Planet уделил городку скромные треть странички, включая его карту. Ощущение, что авторы сами здесь не бывали, иначе бы посвятили ему гораздо больше -
Добраться сюда можно с пересадкой в райцентре Джешу (Jeshou), где я собственно и поселился, сделав город своей базой для путешествий по региону. От ж.д вокзала Джешу сюда каждые полчаса отправляются автобусы, время в пути полтора часа, проезд стоит 25 юаней ($4). В Фунфуа вас высадят на автостанции, откуда до старого города примерно полчаса пешком, либо вдвое меньше на городском автобусе А-1, который стоит 1 юань.
Между прочим, как и в случае с большинством других достопримечательностей Китая, вход в старую часть городка стоит денег. Да, на всех основных улочках ведущих вниз (имею в виду фото ниже) дежурят билетеры и норовят продать вам билет за 150 юаней ($25), что безбожно дорого за просто факт прогулки по городу. Я предпочел пробраться в старый город бесплатно, пройдя через мост и затем спустившись вниз какой-то узкой тропинкой минуя чьи-то дворы.
Сказать живописно - значит не сказать ничего, здесь экзотика просто зашкаливает -
Кстати, если вы думаете, что не повезло с погодой (дождь и туман), то "обрадую" вас: дело в том, что в этих местах всегда такая погода. Высочайшая влажность и дожди большую часть года.
Как вам мостики через речку -
А между прочим, мостик в виде камешков ниже вовсе не туристическая бутафория, а самый натуральный старый мост. Люди прыгают по столбикам вот уже 300 лет. И пусть столбики периодически сносит паводками и ставят новые, но идея не поменялась за прошедшие столетия -
Туристов много, очень много -
Прокатиться на гондоле стоит 50 юаней ($8), но если честно, то особенно далеко они вас не повезут, интереснее прогуляться по берегу, вдоль стен домов, почти отвесно возвышающихся над водой -
Я гулял прямо тут, между домами и водой. Расстояние в среднем метр, иногда чуть более, иногда всего лишь сантиметров двадцать. Главное не поскользнуться, утонуть вы не утоните (там глубина по пояс), но вода не показалась мне особенно чистой. Полагаю, что канализация всего квартала сливается прямо в реку. Здесь конечно же не
Бангладеш с жутко грязным Гангом протекающем через их столицу, Дакку, но тоже совсем не стерильно. А еще тьма крыс, они носятся туда-сюда и пару раз выскакивали едва ли не под ноги. Они столь быстры, что ни одну не успел сфотографировать -
А это место напомнило мне Индию, набережную в Варанаси, правда намного чище. Хотя нет, скорее больше похоже на
Удайпур, который на мой взгляд - самый красивый город Индии -
И ведь как-то держатся домики на кривых палках -
Как вы помните, из-за отмены моего авиарейса из Чангша в Пекин (см.
Адский ад на берегах Желтой реки), прибыл в итоге в китайскую столицу с опозданием в 8 часов и поезд Пекин - Улан Батор благополучно "помахал ручкой". Буду пытаться его ловить непосредственно на границе с Монголией, на станции Erenhot. Туда раз в день в 14:20 летает самолет авикомпании "Capital Airlines", на который только что купил билет. Прилетаю за 4 часа до прибытия туда поезда и надеюсь, что меня посадят по пекинским билетам.