А.Монахова. Дивная Водла-земля (окончание). Ч.3. Т.И.Грибкова. Быт пудожских деревень...

May 02, 2011 23:17

Часть 3. Окончание. Начало: с 1 по 17 сентября, 13 октября, 8,9 ноября, с 23 по 27 ноября, 29, 30 ноября, с1-6, с 10 по 16, с 18 по 31 декабря 2010 года, с 3 по14 января, 15, 17 марта, 2 , 26, 29, 30 апреля, 1 мая 2011 года

Т. И. Грибкова (пос. Водла, Карелия)

БЫТ ПУДОЖСКИХ ДЕРЕВЕНЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ



«Сентябрьский день в Водле» на Яндекс.Фотках

Пудожский край заселен людьми в далекой древности. Об этом свидетельствует наскальная живопись - так называемые петроглифы восточного берега Онежского озера (Бесов Нос), оставленные людьми, жившими здесь 4-6 тысяч лет назад.
Пýдога, как называли эти земли в XIX веке, расположена на восточном берегу Онежского озера. Ныне это Пудожский район Карелии, который занимает ее восточную часть и граничит с Архангельской и Вологодской областями. До начала славянской колонизации в IХ-ХI веках на всей этой территории обитали финноязычные племена: весь, чудь, саами (лопари). Память о них сохранили многие географические названия края.
Аборигены покинули Пудожский край, изгнанные новгородскими колонизаторами, далеко на север с обжитых мест - лесов и вод. Они ушли, оставив о себе память в легендах, названиях рек (Вóдла, Вáма, Кóрба, Кýмбаса), озёр (Ви´розеро, Сáлмозеро, Кýмбасозеро, Кóрбозеро).
Русская колонизация края привела к образованию деревень, погостов вдоль больших и малых рек, на берегах озёр и принесла в повседневный быт людей, освоивших эти места, сельское хозяйство, животноводство, промыслы, культуру этого времени, наладившиеся транспортные связи - судовой ход по рекам и озёрам.


В ХI-ХIV веках на всём протяжении пути следования новгородцев возникали русские поселения. На территории Пудожского края проходил водный путь из Новгорода в Белое море. Карелия входила в состав Новгородской республики и называлась Обонежской пятиной. Новгородцы вели торговлю с западными купцами, нуждались в товаре. Едва сходил снег и вскрывались реки, они посылали на север дружины занимать на имя снарядившего их господина земли, удобные бухты, огнем и мечом добывать у аборигенов дичь, рыбу, соль, меха. Поэтому некоторые исследователи называли дружинников ушкуйниками (ушкуй - лодка) или речными пиратами.
Первоначально путь новгородских дружин был за волок, к большим рекам Архангельского края, Белому морю. Он проходил по реке Волхов, Ладожскому озеру, реке Свири, Онежскому озеру, реке Водле, озеру Водлозеру, реке И´лексе, от неё - в реку Кóжу, по ней в реку Онегу и далее на Белое море. Затем был освоен более короткий путь - по реке Черёве (восточному притоку реки Водлы), от неё в реку Волошку, далее в бассейн озера Кéнозера и по реке Кéне в реку Онегу и Белое море [1: 63, 164-165].
Со времён средневековья население Пудоги русское. Государственные крестьяне Пудожья никогда не знали помещичьего землевладения. Оброк платился в пользу государства. Главным занятием крестьянства было земледелие. Сеяли рожь, ячмень, овёс. Особой славой пользовался пудожский лён, считавшийся одним из лучших в России. Значительная часть льна шла на экспорт. Урожаи зерновых были невелики. Постоянная нехватка хлеба заставляла пудожан быть и рыбаками, и охотниками, и лесорубами, и возчиками.
Шýньгская, Вытегóрская и Каргопольская ярмарки не обходились без изделий из Пудожья. Пудожский край - лесной; край, богатый особым фольклорным миром. Искусство крепкое, земное, богатырское. Оно формировалось благодаря жизни населения среди величественных лесов с громадными, сказочными деревьями. Несмотря на уединённость и отдалённость населённых пунктов Пудожского края, его население имело возможность культурного общения с населением других районов. Сюда приходили мастера из Заонежья и Каргополя, товарообмену с которым способствовал проложенный ещё в XVIII веке Пудожский тракт. Население Пудожского края было связано и с выгорецкими ремесленными мастерскими. Болота, озёра и реки зимой замерзали, и энергичные пудожане прокладывали санные дороги в лесные глубинки. Население было трудолюбивым и рукодельным.

Пудожская деревня.
В XIX веке крестьяне Русского Севера жили большими патриархальными семьями, которые начали распадаться только к концу века.
Большие семьи, тяжелый разнообразный труд, суровый климат заставляли северян строить дома-комплексы, объединяющие жильё и хозяйственные постройки.



«037а Дом Марфы В.jpg» на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

На деревенских улицах обычно стояло по нескольку десятков монументальных домов, в каждом из которых жила одна крестьянская семья. Рядом с домами строились амбары; ближе к реке, озеру - бани; за околицей - риги с гумнами.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пудожский крестьянский дом.
В архитектуре и внутреннем убранстве дома чувствуется тесная связь с художественной культурой соседнего Кенозерья.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

При строительстве дома все грубые работы делал любой мужик, владея топором, а для исполнения более тонкой работы приглашали мастеров, например из Колодозера Пудожского уезда - Чухонкина, из д.Онегово Каргопольского уезда - Данилу.
Огромный северный дом хорош снаружи, хотя почти не сохранил резных украшений, но особенно волнующе красив внутри. Живое, теплое дерево, все с любовью сделано руками хозяина, продуманно, соразмерно, крупно. Водлинские дома построены брусом, что характерно для Пудожья. Впереди жилая половина, сзади - хозяйственная, между ними сени. Дом получается длинным, жилая и хозяйственная половины - одной высоты. Основной этаж приподнят метра на два. Под жилой половиной - подполье, используемое как кладовая. Жилая половина может быть и двухэтажной, без подполья; такой дом называют двужúрным (жúра - этаж). Хозяйственная половина опирается по углам на столбы. Внизу - хлевы, стены которых быстро гниют от сырости, но благодаря столбам их можно менять. Наверху - сарай.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В нём широкий проём, куда ведёт съездó - бревенчатый пандус. Сейчас такие въезды не сохранились, а сено в проём сарая закидывают вилами. Под скатами крыши проложена сетка из жердей, где хранится сено.

Первые русские печи были без трубы, топились по-чёрному, и в нашем крае тоже. Была деревянная труба для выхода из избы дыма, который расстилался по всему потолку. С заселением Карелии новгородцами появились мастера-печники, имевшие опыт возведения печей в боярских теремах, которые топились по-белому, то есть дым из печи выходил в трубу. Печь ставили на стоявшее на земле под полом мощное опéчье, нередко его для экономии кирпича заменяли брусьями, которые выкладывали иногда до шестка. Кирпичи делали сами из глины. Форма печей разнообразна и красива в каждом доме по-своему.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



«Печка топится -дымится...» на Яндекс.Фотках

Пластичная беленая стена печки украшена ямочками - углублениями разной формы. Это печýрки для сушки рукавиц и носков.



«В школьном музее» на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Жилая половина разделена русской печью, дверью и забóркой (шкафной перегородкой) на две самостоятельные части, что объясняет наличие двух красных углов.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В доме Александры Федоровны Петровой, жительницы деревни Водлы, долго сохранялась такая заборка. Дверцы шкафчиков профилированы и расписаны цветами, а на двери изображен лев, охраняющий хозяев. Он грозно стоит на задних лапах, а морда добрая; хозяйка звала его котом.
Печь располагалась у входа устьем к противоположной входу стене (древнейший вариант). Противоположный печи по диагонали угол назывался красным, он был парадным, здесь располагались обеденный стол, божница (киот) для икон над ним, а в стены вделывались лавки. Угол напротив печного устья назывался бабьим кутом (здесь вели домашние хозяйственные работы, готовилась пища). Между печью и стеной остается пространство, в этом месте, именуемом прилýбом, хранились пищевые продукты, предметы быта. Часть перегородки, примыкавшая к печи, использовалась для хранения хозяйственных принадлежностей - кочерги, веника, ухвата, чапельника и т. д.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Угол около двери - кóник - был мужским. Вдоль стены делали рундýк (ларь), где сидел или на котором спал хозяин, внутри хранилась верхняя одежда, хомут, уздечки. Позже рундук заменили лавкой. Над коником между печью и боковой стеной, то есть над входом, под потолком настилали полати, где хранили имущество, сушили лук, горох, здесь же спали дети и старики, если на печи было тесно и жарко; лаз на полати был с лежанки печи.
План верхней части дома:
1 - прилýб
2 - кóник
3 - крáсный ýгол
4 -забóрка
5 - бáбий кут
6- красный угол 7 - печь
8 - место для хранения хозяйственных принадлежностей
9 - сени
10 - хозяйственная постройка: вверху для хранения телеги, саней,
упряжи; внизу хлевы.
В центральную потолочную балку (мáтицу) вворачивалось металлическое кольцо, в него вставляли длинный шест, к нижнему концу которого крепилась зы´бка - детская колыбель. Женщина, сидя за работой на лавке в бабьем куту, могла качать зыбку, продев ногу в петлю, привязанную к колыбели.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Божнúца (киот) - деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остеклённый ящик для икон. Распространены только в Пудожском крае. Представляет собой ящик с полкой, имеющий в плане треугольную форму для закрепления в углу. С лицевой стороны - рама, разделённая планками на четыре ячейки: одна большая сверху и три по горизонтали снизу. Внутри ставятся иконы, а перед ними подвешивают лампадки, в которых по праздникам зажигали огонь.



«048 Божница.jpg» на Яндекс.Фотках

Эти предметы принадлежали к культовым действам христианского верования с конца Х века. До христианского верования существовала так называемая низшая мифология - языческие верования в домовых, гуменников, баенников, лесовиков, водяных и т. д.

Ткачество, вышивка.
В Пудожском районе выращивали лён. Было развито узорное ткачество - брáное тканьё. На примитивных ткацких станках крестьяне вырабатывали гладкие полотна и рисунчатые ткани. Использовались красный, чёрный и белый цвета. Божницы, зеркала украшали узорными ткаными или вышитыми полотенцами, а в праздничные дни все предметы (вышитые рубахи, подзоры, полотенца, скатерти) придавали избе праздничный вид.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пудожье издавна славилось золотошвейными изделиями с применением местного речного жемчуга. Так были расшиты праздничные девичьи головные уборы - корóны - и женские - кокóшники. Из-под короны на лоб спускалась пóднизь сложной формы и серьги - бáбочки, то и другое из речного жемчуга, нанизанного на белый конский волос.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Женщины любили вышивать по навóду или по намёту павлинов с пышно распущенными хвостами, их называли павá-птúца. Позже была распространена вышивка тамбурным швом. Для Пудожья характерна работа по кумачу белыми и частично цветными нитками. Гордость школьного музея - кумачовый подзор с цветами и павлинами, похожими на петухов, а по низу надпись: “Я знаю и верю, что любишь меня, и есть в тебе искра святого огня. Если хочешь узнать, полюби как-нибудь и склонись на грудь”.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Чтобы лучше понять и оценить художественные достоинства и жизнеутверждающую силу народного искусства, надо иметь в виду, что требовалось много длинных зимних вечеров, чтобы появилось на свет хотя бы одно из этих произведений.
Бытовали многокрасочные лоскутные одеяла. Тканые половики из разноцветных тряпичных лент дожили до настоящего времени.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Прялки.
Форма северных прялок была простой и удобной. Она состояла из вертикальной плоскости (лóпасть), к которой крепились лен или шерсть, а также ножки и дóнца, на которые садилась пряха.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Конструкция прялок Пудожского края близка к карельскому типу. Верхняя и нижняя части их лопасти тоже закончены розетками, но фигурными и в отличие от карельских, напоминающих весло, они имеют форму лопатообразную (славянскую), широколопастную.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Большинство пудожских прялок - коренýхи, их лопасти вырезались во всю ширь могучего древесного ствола, а донце - из примыкавшего к нему корневища. Претворяя в своём творческом воображении различные формы прялок, создававшихся русскими и карельскими мастерами, пудожане находили свои пластические решения, главным качеством которых была монументальность. Их прялки всегда устойчивы. Низкая прочная ножка как бы нарочито подчёркивает величину и значительность лопасти.
Обычно подарком дочери, невесте, жене служила прялка. Её хранили как память о матери. Девушки брали их с собой на посиделки, на многодневную гостьбу в соседних деревнях. Поэтому её внешнему облику, орнаментальному украшению уделяли большое внимание.
По-видимому, одна из самых древних схем резного декора пудожских прялок - это композиция с кругами. Несомненно, они были не только украшениями, но имели когда-то определённый смысл. Солнце - круг, солнце - огненный шар, именно таким представляли его люди. На свободных от резьбы местах помещаются живописные изображения цветов, выполненные приемами свободных мазков с оживками-пробелами. Со временем забвение основного смысла изображения оставило от древней символики лишь поэтический образ красоты и цветения.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Приёмом орнаментальной резьбы на лопастях прялок была трёхгранно-выемчатая резьба с использованием простых геометрических элементов - розеток, треугольников, квадратов. Пудожские прялки долго сохраняли сочетание резьбы и раскраски, оживляющей строгие формы резного прялочного рисунка. Позже прялки украшали только росписью, обычно по темно-зеленому или светло-серому фону; их форма стала проще, без выступающих розеток.
Предметы быта. Посуда представлена средними и крупными сосудами, мисками, горшками, кринками круглодонной формы, изготовленными из хорошо отмученной глины с примесью песка, толчёного кварца. Обжиг сильный, но неровный. По-видимому, изделия обжигались в открытых кострищах. Гончарным делом занимались в д. Ножово и в самом Пудоже.



«В школьном музее» на Яндекс.Фотках

Неотъемлемую часть быта составляла деревянная посуда.



«В школьном музее» на Яндекс.Фотках

При её изготовлении мастера больше внимания уделяли форме вещи, нежели её украшению. Массивные долблёно-резные ковши, различной величины чаши, миски, солонки, ложки - во всех этих изделиях ощущается стремление удачно подобрать пропорции, форму. Материалом служили сосна, ель, берёза, прочные берёзовые наросты - кáпы.
Значительную часть домашней утвари составляли изделия из бересты. Из неё делали туесá, корзúнья, кошелú, солонúцы, буракú (корзины). Берестяные туеса - сосуды цилиндрической формы из цельного куска бересты для молока или воды служили до 25 лет. Домашняя утварь изготавливалась также из ивовых прутьев, луба. Лубяные короба, сита и т. п. делали из тонких кусков дерева (осины, липы). Из дерева же делали грабли, вальки, пяльца, детали ткацких станков, охотничьи лыжи.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Металлические изделия, в частности замки, кованые сундуки, имели эстетическую ценность, так как мастеровые придавали им изящную форму. Мастерство кузнеца передавалось из поколения в поколение, по родственной линии. Материалом железных изделий служила местная руда: болотная, озёрная, горная. Пользовались и привозным материалом - аглицким, варцильским (из Финляндии), польским серебром.
Пудожские рукомойники скромнее двухрожковых заонежских. Выкованные из красной меди, они имеют вид чашечки с овальным донышком и одним желобковым носиком. Они изящны, пластичны, прекрасно смотрятся.



«В школьном музее» на Яндекс.Фотках

Разнообразны и красивы были орнаментированные расписными узорами хозяйственные и бытовые принадлежности. Они привлекли внимание ещё дореволюционных исследователей, отмечавших, что “любовь к живописи в деревне несомненна, нередко было встретить избу, в которой множество предметов домашней обстановки, шкафы, сундуки, двери разукрашивали любопытной живописью, странной, фантастической, но удовлетворяющей вкусам деревни” [1: 34]. В наших деревнях заборки, двери, шкафчики были покрыты кистевой росписью, близкой к манере выгорецких мастерских.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Характеризуя предметы быта, орудия труда, можно сказать, что все они являются произведениями народного искусства, хотя главным принципом была целесообразность изготовленных предметов, практичность, нужность.
Л и т е р а т у р а
1. Копяткевич. Олонецкая художественная старина // Известие общества изучения Олонецкой губернии. - Петрозаводск, 1914. - № 5.
2. Мюллер Г.П. Очерки по истории Карелии ХVI-ХVIII вв. - Петрозаводск, 1947.

дом, заблюдник, дома, деревня, вышивка, поднизь, бабушки, ткачество, заборка, лён, Анна Монахова, прялки, река Водла, зыбка, память, печь, водляне, традиции, очевидцы, Н.Ульянова, прошлое, речной жемчуг, быт, Водла

Previous post Next post
Up