А.Монахова. Дивная Водла-земля (прод.). Ч.3. Н.В.Ульянова. Ткачество...

May 01, 2011 12:53

Часть 3. Продолжение. Начало: с 1 по 17 сентября, 13 октября, 8,9 ноября, с 23 по 27 ноября, 29, 30 ноября, с1-6, с 10 по 16, с 18 по 31 декабря 2010 года, с 3 по14 января, 15, 17 марта, 2 , 26, 29, 30 апреля, 1 мая 2011 года

Н.В. Ульянова (пос. Водла, Карелия)

ТКАЧЕСТВО - ДРЕВНЕЕ ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ ВОДЛЫ
И ОКРУЖАЮЩИХ УШЕДШИХ ДЕРЕВЕНЬ (реферат).



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Введение. Когда я занималась в школьном краеведческом кружке, посещала старожилов деревни Водлы, мое внимание привлекали тканые из тряпичных разноцветных лент половички, которые придавали виду простого и строгого крестьянского дома особую привлекательность. Это побудило меня заняться исследовательской работой по ткачеству, а также по соответствующей терминологии, характерной для говора старожилов деревни Водлы и уже ушедших деревень в 25-30 км от неё: Зáволочья, Вéрхней Полови´ны, Ни´жней Полови´ны, Вéрхнего и Ни´жнего Падунá, Кýмбасóзера (деревень вокруг озера Кýмбасóзера), Сáлмозера (деревень вокруг озера Сáлмозера), Ви´розера.
Целью моей работы было сохранение традиционного ремесла ткачества и ранее общеизвестной, а теперь ушедшей в прошлое терминологии (лексики) льноводства, прядения и ткачества не только Водлы, но и окружавших её ранее деревень.
В первой части работы рассказываю о собранном материале по технологии ткачества половичков из тряпичных лент. Вторая часть знакомит с местной терминологией, т.е. с лексикой льноводства, прядения и ткачества в говорах жителей перечисленных выше деревень по следующим тематическим группам слов: 1. Выращивание и уборка льна. 2. Первичная обработка льна. З. Прядение и снование. 4. Ткачество. 5. Ткань. Поэтому слова расположены не по алфавиту заглавных слов, а с таким расчетом, чтобы выявить логику данной отрасли хозяйства.



Представление о древней профессии ручного ткачества, преимущественно женской, может помочь определиться с выбором профессии молодежи и взрослым лесного посёлка Водлы, где сейчас много безработных женщин.
Ткачество принадлежит к древнейшим видам деятельности человека. Производство волокна, пряжи, тканей было неотъемлемой частью женскою труда в каждой крестьянской семье старой деревни. Считают, что ткачество предшествовало прядению. В виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность некоторых растений [5: 96]. Известно, что среди волокнистых материалов была дикорастущая крапива, “окультуренные” лён и конопля. Развившееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха. Исследуемая мною территория была заселена вепсами и заволочской чудью. Ясно, что обрусение здесь - не одномоментный акт, а процесс, растянувшийся во времени. Сама река Водла, являвшаяся издревле важной водной магистралью для новгородского освоения Севера, стала русской раньше, чем периферия, в которую входили притоки реки [4: 338].
Складывается впечатление, что основной поток вепсского освоения уходил по Водле на восток в Зáволочье, а северо-восточное Обонежье оставалось в значительной степени малоосвоенным вепсами [4: 339].
Ранняя дата возникновения земледелия на широте Сямозерья, Водлозерья самым серьезным образом корректирует привычное представление о начале вепсской и карельской колонизации Севера, снимает окончательно любые предположения, что вепсы и карелы заимствовали земледелие от русских [3: 105-106].
...Уровень развития социальных отношений в древневепсском обществе соответствовал и достигнутой им ступени хозяйственной деятельности .
Среди многочисленных фрагментов тканей, найденных в раскопках курганов, имеется множество таких, основа которых состоит из льняных нитей, что свидетельствует о возделывании культуры льна. Домашние промыслы стали основой развития ремесла, продукция которого поступала на местный рынок и даже отчасти выходила за его пределы. Конечно весь, у которой отсутствовали города, развивала деревенское ремесло [7: 78].
Деревня Водла возникла в XIV веке как земли новгородской боярыни Настасьи Григорьевой [8: 177]. Вепсы, чудь, русские жили мирно. От русских местное население переняло способы обработки льна и ткачество [1: 20-22].
Причины, по которым перестали выращивать лен на исследуемой мной территории, сформулировал в 1871 году И.С. Поляков, путешествуя по Пудожекому уезду: здесь еще худшие экономические условия. чем в соседнем Вытегорском уезде.
В южной и юго-западной части уезда разводится лен, обладающий необыкновенной доброкачественностью. (Купец Малокрошечный получил за него медаль на Лондонской выставке 1862 г.) ... Но лен истощает почву, с другой стороны, жители, разводящие его, чувствуют недостаток в хлебе [9: 142].
Во второй половине XIX века на рубке и вывозе леса были заняты десятки тысяч крестьян. Леса Карелии по праву назывались “лесным магазином Петербурга” - заготовленная древесина пользовалась в столице большим спросом. Значительное увеличение объемов лесных разработок сделало лесной промысел основным неземледельческим занятием крестьян Карелии [9].
Из воспоминаний старожилов д. Водлы и ныне не существующих: ...Лён перестали сеять с началом коллективизации, постепенно уменьшая площади. Леспромхоз “скупил” все деревни.
Ручным ткачеством занимались дома, стремясь искать прямую и вещественную пользу.
Достаточно хорошо изучена роль текстильных изделий как компонента материальной культуры Пудожского края, они играли важную роль в различных обрядах - семейных, календарных и т. д. [6].
Ушло в прошлое выращивание льна, прядение, ткачество на исследуемой территории. Однако связующим звеном стало творчество жительницы пос. Водла Исаевой Веры Николаевны, 1931 г. р., родом из д. Верхний Падун, переехала в пос. Водлу в 1959 году. Ещё за год до того она ткала половички из тряпичных лент, но по состоянию здоровья заниматься ткачеством больше не может. Традицию продолжают ребята из кружка “Ткачество”, руководитель Грибкова Т.И., под руководством которой я занимаюсь исследовательской работой по ткачеству.
Объектами исследования были домотканые половички, изготовленные на ткацких станах жителями д. Водлы и окружающих деревень, жители которых с 1959-19б1 годов живут в поселке и деревне Водле; ткацкий стан, образцы половичков, а также связанная с этой работой терминология, т. е. лексика льноводства, прядения, ткачества.
Сбор материала проводился опросом информантов по специальной программе [10: 173-186]. Вокруг того или иного предмета завязывался разговор. При написании работы использовался описательный метод с элементами анализа. Словарная статья объединяет всю совокупность слов и их вариантов, обозначающих тот или иной предмет, признак, процесс действия. В каждой тематической группе представлена лексика, употребляемая уроженцами исследуемых территорий.
Словарная статья строится по такой схеме:
1. Заглавное слово пишется так, как звучит в говоре. Оно печатается заглавными буквами и с обозначенным жирным шрифтом ударением;
2. Повсеместное распространение слова отмечается пометой “Повсем”, которая ставится сразу после толкования слов;
3. Особенности говора передаются средствами современной графики. Примеры от толкования слова отделяются знаком равенства = .

РАЗДЕЛ I. ТЕХНОЛОГИЯ

Для формирования ткани половичков на ткацком стане необходимо иметь оснóву из ниток и тряпичные ленты, пересекающиеся между собой под прямым углом. Нити, идущие по длине полотна, называют оснóвой, а поперечные тряпичные ленты - утóчными, или уткóм.

Характер переплетения ткани можно видеть на рисунке, где вертикальные линии обозначают нити основы, а горизонтальные - нити уткá. Заштрихованная клеточка показывает, что в данном месте находится основное перекрытие, т. е. что нить оснóвы перекрывает ленту уткá.
Теперь рассмотрим технологическую схему формирования ткани половичков на ткацком станке.

Нити оснóвы сходят со свóлока и затем разделяются, образуя зев с помощью нúченок, двигающихся попеременно вверх-вниз в противоположных направлениях. В зев вносится утóчная лента, которая прибивается к опушке ткани бёрдом. Одновременно с прибóем утóчной ленты происходит закрытие старого зева и образование нового, при котором нúченки меняются местами. Далее процесс многократно повторяется. Наработанная ткань наматывается на прúшвицу, а в зону формирования ткани подается новая порция оснóвы.
После того, как вся оснóва в процессе ткачества сработается, к ее концам можно привязать концы основы с нового навóя. Эта операция называется привя´зыванием.

Снование. Успех работы во многом будет зависеть от правильной подготовки к ней. Прежде всего нужно насновáть основу (для нее подойдет катушечная нить № 10). Рассмотрим снование основы на стенé. Для этого надо вбить в стену шесть гвоздей, как показано на схеме.

Нить завязываем узлом на первом гвозде стены, слева обводим ею второй гвоздь, затем ведем нить к другой стороне стены, обводим там вокруг третьего гвоздя и снова в обратную сторону. Так дойдём до последних двух гвоздей, вбитых рядом, сделаем вокруг них восьмерку. Ведём нить обратно до первых двух гвоздей и в конце тоже сделаем восьмёрку. Так мы насновáли две нити оснóвы.
Продолжаем в том же порядке, пока не наснуём нужное число нитей. После этого закрепим последнюю нить там же, где была закреплена первая. Закончив сновку, вдеваем в восьмерки толстый шнур и завязываем с обеих сторон узлом. Теперь можно снять (очень осторожно) основу с гвоздей и, чтобы не спутать нити, сразу же сделать из неё кóсу (так, как вяжут крючком петли веревочки, но только руками). В таком виде оснóву можно хранить долго.
Навивáние. Навивáть оснóву на свóлок лучше вдвоём. Один держит кóсу, постепенно отпускает её, равномерно натягивая основу, второй вращает свóлок, наматывая на него оснóву.
Еще до начала навúвки нити должны быть разобраны по порядку. Для этого заменим шнуры, проложенные в восьмёрки, двумя тонкими отполированными лучинками. Основа должна быть туго натянута, тогда нити легко разберутся. Разделим их на пучки, распределяя основу равномерно по ширине, для этого каждый пучок наденем на палочку и закрепим её на свóлоке. Только после этого можно начинать навúвку. Навивáть нужно очень медленно, следя, чтобы нити ложились на свóлок строго перпендикулярно ему, ровно, без бугров.
Пробирание. После навúвки пробирáем нити сначала в нúченки, а затем в бёрдо. Делается это крючком. Пробóрку ведут чаще слева направо. Две первых нити пробирáют в левый глазок первой от ткача нúченки. Третью нить пробирают во вторую от ткача нúченку, тоже в глазок и т. д. Нити должны быть достаточно длинными, чтобы они не выдергивались из глазков. В последний глазок нúченки пробираем две нити. Затем в таком же порядке и тем же крючком проводим пробóрку в бёрдо.
Когда пробóрка будет закончена, завязываем нити основы небольшими одинаковыми пучочками в узлы, потом продеваем в них тонкий металлический пруток, который закрепляем на прúшвице так же, как пруток на свóлоке. При этом нужно добиться одинакового натяжения нитей.
В случае, если на ткацком стане уже выполняли процесс тканья´ и осталась оснóва, можно выполнить операцию привя´зывание, т. е. связать концы оснóвы на стáне с оснóвой, навитой на свóлок, (соответственно восьмёрке, деля все нити надвое) и протянуть через нúченки и бёрдо.
Нарезка тряпичных лент. Для этого используется ткань отслуживших вещей, одежды, постельного белья и т. п. Лента нарезается шириной от 1 см до 1,5 см, в зависимости от толщины ткани. Во время тканья ленты между собой сшиваются по длине, а уголки обрезаются. Нарезанные ленты сматывают в клубки, а перед работой вручную перематывают на лáстовицы (отполированные лучинки, с двух концов которых есть вырезы в виде ласточкиного хвоста).
Процесс тканья´ на ткацких стáнах. Ткали половички в деревне Водле и окрестных ныне не существующих деревнях на ткáцких стáнах. Их называли коренóвыми (сделаны из корня и ствола дерева) и сколóченными (сделаны из отдельных деталей, а затем соединены с помощью колышков). Процесс тканья´ состоит из соединения ленты уткá с оснóвой и прибивания их набúлками. В ходе тканья утóк пропускается в зев, т. е. пространство, образуемое в нитях основы движением нúченок от нажатия ногой пряхи на лыжу, соединенную с той или иной нúченкой. После этого утóк прибивается набúлками к бёрду. Затем процесс повторяется со второй нúченкой и т. д.

РАЗДЕЛ II. ЛЕКСИКА ЛЬНОВОДСТВА, ПРЯДЕНИЯ И ТКАЧЕСТВА В ГОВОРАХ ВОДЛЫ
И ОКРЕСТНЫХ ДЕРЕВЕНЬ
Выращивание и уборка льна
ЛЁН. Травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян - масло. Повсем. = Лён-долгунéц рóстили, ну-нý длúнны. Лён полóць пойдём, дéвки, сегóдня лён полóць.
КОЛОКОЛЬЧИКИ, КОЛОКОЛКИ. Коробочки льна с семенами. Наверхý такúе колокóльчики, колокóлки.
РВАТЬ. Выдергивать созревший лён из земли. Повсем. = Пошлú льню рвать.
БРОСАЛКА. Приспособление для отделения коробочек от стеблей льна. Повсем. = А былá брóсалка - длинна доска така, тут гвоздей набито. А у брóсалки две доскú - щёки и язы´к, а онá на четырёх нóжках стоúт.
СНОП. Связка вытеребленного льна из двух-трёх горстей. Повсем. = Снопы вязали. А бáбка, дак нáдо четы´ре снопá постáвят, а пя´ты свéрху да.
Переработка льна на волокно
МОЧИЩО, МОЧИЛИЩО. Место, где замачивали лен две-три недели в воде. Повсем. = А вот у нас óколо мóсту бы´ло мéсто кóльями околóчено, чтóбы снопы´ не уплы´ли и потóм егó замóчут. Мочúлищо льнянё назывáли.
ПОЖНЯ. Место, где росли зерновые и были уже сжаты, т. е. убраны, либо скошенный луг. Повсем. = Потóм расстилáли пря´мо там на пóжни.
МЯЛКА. Ручное устройство для мятья´ льна. Повсем. = Мя´лка помéньше, а брóсалка побóльше. В мя´лке трестá ломáецца .Жéнщины в мя´лках лён мнут . У мя´лки рýсло в вúде коры´тца и язы´к.
КОСТИЦА. Отделяемая от волокна внутренняя одеревеневшая часть стебля льняного растения. Повсем. = У мя´лки костúца остаёцца, а у брóсалки вывáливаецца.
ТРЕПАЛО. Дощечка с ручкой (похожая на обоюдоострый меч), которой сбивают с волокон льна костру. Повсем. = Такóй деревя´нный нóжик. Кладýт на колéно пучóк льна и бьют трепáлом, тóнким концóм, вот так край, а потóм вы´теребим на цистотý.
ОТРЕПЫ. Отходы - части волокна при трепании. Повсем. = Отрéпы бы´ли с брóсалки; отрéпы-то ткáли вот такúми толсты´ми-толсты´ми.
ЧЕСАТЬ. Вычёсывать специальными щётками остатки костры из отрепов. Повсем. = Этот лён кладают, а потом чесáли.
ЩЕТЬ, ЩЁТКА. Общее название двух видов щёток для чесания льна: железная щеть и ручная щеть. Железная щеть - щётка для первого чесания льна (колодка с набитыми на неё металлическими, чаще из проволоки, зубьями). Ручная щеть - щётка для второго чесания льна - начесания (пук свиной щетины, скреплённой серой или варом). Повсем. = Былá такá штýчка навáрена, а свéрху... щеть назывáлась. Щетúну с поросёнка смотáют, обернýт тýго, э´той чéшешь, да потóм уже чúстый лён оставáецца.
ИЗГРЕБЫ, ВЫЧЕСКИ. Отходы при чесании льна. Повсем. = Изгрéбы прéли на верёвки.
ВОЛОКНО. Волокно высшего качества, чисто отрёпанное и дважды вычесанное. Повсем. = У нас, бывáло, вы´чешут, однó волокнó такó остáнеццы.
ПЯСТОЧКА, ГОРСТОЧКА. Небольшое количество волокна. Повсем. = Ай, у нас там однá гóрсточка льна дак ништó.
Прядение
КУДЕЛЯ. Сверток для прядения, приготовленный из чистого обработанного волокна либо из очёсов льна. Повсем. = Вот тóлько дак не пóмню, кудéлю дак насýнгивали.
ПРЯЛКА. Ручная прялка, вырезанная из целого куска дерева с корнем. Повсем.= Кáк-то вот так дéлали, потóм дéлаш к пря´лке и тя´неш как катóнна нúтка. Бывáло, на вечóрки ходúли, всё с пря´лкамы дак. У меня´ двенáцтого гóда бы´ла пря´лка, дак Лёшке далá, а другá бáбкина пря´лка дивóчья.
ВЕРЕТЕНО, ВЕРЕТНО. Заострённая палочка длиною 30-50 см с утолщением посередине для кручения и наматывания нити при ручном прядении. Повсем. = С веретнá смотáшь на клубóк, пóсле клубкá обрáтно на веретнó.
Мотание
МОТОВИЛО. Орудие для сматывания пряжи с веретён и тюрика. Повсем. = Мотовúло, я те говорю´. Во пáлка наверхý, а наверхý ещё такá пáлка, тóка длúнна пáлка, тут скрéжены так ,чтоб они туды´ не съéхали, а потóм мóжна таку´ пáлочку, а внизý э´та рогáтина, однá крýтицца, а тут с веретён мотáецца..
ЦЕВКА. Деревянная или берестяная трубочка в скальне, на которую навивают уточную нить. Повсем. = Сидúшь, однóй рукóй колёсико крутнёшь, и онó крýцицца, а другóй дак рядкú мотáешь на цéвку. Бывáло скáжа: “Надéлай мне цéвок”.
СКАЛО. Приспособление для наматывания нитей на цевку. Повсем. = Это cкáло назывáеццы, наподóбие веретнá. На скáле пря´жа. Скать пря´жу.
ТЮРИК, ТЮРИК. Приспособление в виде полого или лубяного цилиндра, который вращается на стержне и служит для свивания пряжи с вороб. Повсем. = Мнóго э´тых кружкóв дак, э´тых кружкóв дак дóлго мотáть, а с тю´рика дак толкнёшь, он крýцицца, а ты знай мотáй.
ВОРОБЫ. Орудие для сматывания пряжи из мотков на тюрик, представляющее собой крестовину из вращающихся деревянных палок, укреплённых горизонтально на стойке. Стойка - обычно трёхножка, на верхнем конце которой на гвоздь надевают крестовину. Повсем. = Одевáем на ворóбы и с ворóб на тюрúк, а с тюрикá на цéвки.
Снование. Подготовка пряжи к тканью
СНОВАЛЬНА. Приспособление, на котором сновали пряжу. Она представляет собой две перекрещивающиеся рамы, расположенные под прямым углом и вращающиеся вокруг вертикального стержня. Повсем. = Сновáли на снóвальной рáме. Сновáльницы бы´ли не у всех.
ПАСМО. Моток пряжи определённой величины. В пáсме от 30 до 60 ниток. Повсем. = Штóбы трúдцать нúток бы´ло. Вот э´то пáсмо. А скóлько у нас бывáло, у бáбки бы´ло - дéвять пáсом. В завúсимости от берда.
СТЕНА. Единица измерения длины основы, равная одному обороту сновального стана вокруг своей оси (около 7 метров). Повсем. = Стéны, бывáло, всё бéгали туды´ да сюды´. А потóм лéтом вы´йдешь, да на огорóд. Тут у нас забóр был, дак набью´ пáлку шесть гвоздéй, шесть катóнов кладý и шурýю. Стенá - 10 катóнов, две - 20 катóнов. Стенá - 5 мéтров.
Ткачество
ТКАЧЕСТВО - выработка ткани на ткацком станке.
СТАН, СТАВИНА. Домашний ткацкий стан. Повсем. = А вот на Вáмы когдá я жилá, бы´ли коренны´е стáны, так загнýуты коренные ставины. Да вот тётя Оля былá Гудкóва, ей внук Лёня сдéлал стан сколóченный, дак ему 14 лет бы´ло.
БЁРДО. Продолговатая рама с частыми параллельными пластинками-зубьями, вертикально расположенными внутри неё. Повсем. = Нáдо не одúн раз перехвáтывать бёрдом.
ПРИШВИЦА. Передний вал в ткацком стане, на который навивается готовая ткань. Она укрепляется в неподвижном положении притужáльником. Повсем. = Прúшвица - ну вот э´та дорóжка туды´ идёт, так ей сюды´ натя´нут.
СВОЛОК. Задний вал ткацкого стана, на который навивают основу. Повсем. = И нанизý штóбы так, оснуёшь. Э´тот свóлок натянýть.
Ткани
ТКАНИ. Повсем. = Когдá э´того ткут с нúток клéточками. Крáсили, а крáсили ольхóй с дéрева, дрáли корý, льняны´е нúтки крáсили. Накрáсят э´того, а потóм вот... ой, а потóм как крáску доставáли, вáлики такú бы´ли. И вот вáлики мáзали в крáску и катáли, дéлали вот э´ту, пестря´дельники. Дак такúе ю´бки сдéлают, дак в магазúне такúх не кýпишь. Льняны´е ю´бки, дак на прáздники держáли. Сарафáны, да льняны´е, вот до э´того мéста бы´ли, вот тут бы´ли верёвочки. Шнурóк завя´зывали. Я пóмню э´дак сúний пестридúльник был, в клéтку сдéлан, а у нáших-то не было пестридúльников. У бáбушки да у мáтери бы´ло нáткано, и цыгáны укрáли. А у нас у бáбушки да у мáмы бы´ли полоцéнца, дак такóго сейчáс нéту, ну э´того, нашúты, навышивáны. А материáл такóй всё на рукáх ткáли, реднúцы шúли, на мешкú тóлще дéлали, а при мне во врéмя войны´ ткáли вот э´тыя ю´бки. Шúли и одея´ла, дéлали, насшиваю´т и укýтываюцца э´тыми одея´лами. Ужé на половикú жалéли. Когдá в мóлодосци пошлá рабóтать в 45 годý, дак плáту на головы´ нé было. Какóй-нибýдь ляпáк нá голову накладёшь.
Половичкú дéлали. А там, напримéр, в мóлодосци вы´носицца, дак вы´рваш, да на клубóк смотáш: рубáха рвáна аль вот штаны´ рвáные, дак вы´режут, да вот эта. Тогды´ ведь мáло держáли, мéньше плáтьев, дак вы´ткут дак сошью´т в деревня´х. Кровáци закúдывали вот так, а хто побогáче, дак и на пол кидáли.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках
И н ф о р м а н т ы
ФИО Год
рождения Место
рождения Дата переезда
в дер. и пос. Водла
1. Башкирова Нина Григорьевна 1924 д. Заволочье 1959
2. Борисова Валентина Алексеевна 1933 д. В. Падун 1966
З. Богданов Василий Иванович 1922 д. Водла В наст. вр. Живёт в Пудоже
4. Дорофеева Вера Александровна 1929 д. Кумбасозеро 1961
5. Исаева Вера Николаевна 1931 д. Н. Половина 1959
б. Льдинина Александра Григорьевна 1924 д. Заволочье 1959
7. Петрова Александра Федоровна 1931 д. В. Половина 1962
8. Русалеин Николай Иосифович 1935 д. Водла
9. Русалеина Зоя Никифоровна 1934 д. Кумбасозеро 1959
10. Сатина Александра Григорьевна 1911 д. Салмозеро 1959
11. Тарасова Анна Ивановна 1912 д. Вирозеро 1941
12. Фофанова Наталья Федоровна 1908 д. Водла
13. Чистякова Вера Васильевна 1912 д. Кумбасозеро 1961
Л и т е р а т у р а
1. Афанасьева А.И., Морозов К.А., Эпштейн Е.М. История нашего края / Учебное пособие. Карелия. - Петрозаводск, 1973.
2. Даль В. Толковый словарь, 1978-1980гг.
3. Логинов К.К. Вепсы. История, культура и межэтнические контакты / Институт языка литературы и истории. - Петрозаводск: КНЦ РАН, 1995.
4. Муллонен И.И. Этнолингвистическая история Обонежья / Очерки исторической географии: Северо-Запад России. - СПб, 2001.
5. Неелов В.И. Профессия ткачиха. - М.: Легкая промышленность, 1984.
6. Новикова В.В. Изделия из текстиля в северно-русском свадебном обряде / 0бряды и верования народов Карелии. - Петрозаводск, 1992.
7. Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры / Академия наук СССР ПИЯЛИ. - М.-Л.: Наука, 1965.
8. Писцовые книги Обонежской Пятины. 1930.
9. Поляков И.С. Три путешествия по Олонецкой губернии. - Петрозаводск, 1991.
10. Программа собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров / РАН. Институт лингвистических исследований. - СПб,1994.

традиции, ткачество, Водла, Н.Ульянова, Анна Монахова, Карелия

Previous post Next post
Up