Александр Костин. "Живее всех живых..."

May 18, 2019 11:28

«Живее всех живых»

22 апреля «все прогрессивное человечество», как раньше говорили, отметило очередной, 149-й день рождения В. И. Ленина. Годовщина не круглая, но наводит на некоторые размышления по поводу сложившегося в советское время ленинского культа, масштабы которого не имеют аналогов в истории России. Под словом «культ» имеется в виду поклонение, преклонение, почитание Ленина, проявлявшиеся в самых разных сферах общественной жизни. Я попробовал, в силу своих скромных познаний, рассмотреть это явление, прежде всего, на известных мне фактах из пудожской истории.

У истоков

Впервые о существовании В. Ульянова (Ленина) пудожане, по всей видимости, узнали от политических ссыльных. Таких, как социал-демократы А. Козлов, А. Мякотина, в 1903 г. доставившие газету «Искра» и материалы II съезда РСДРП в наш город. В следующем, 1904 году, при обысках на квартирах ссыльных социал-демократов в Пудоже жандармы обнаружили запрещенные издания, в т. ч. работу Ленина «Задачи русских социал-демократов». Еще через год, в марте 1905 г., информацию о демонстрации пудожских ссыльных в память о жертвах «Кровавого воскресенья» (9 января) в Петербурге поместила газета «Вперед» под редакцией Ленина, издававшаяся в Женеве. Так что, судя по всему, Ленин о существовании города под названием Пудож знал и до 1917 года. А в 1918 году у Ленина в Петрограде, в поисках помощи для своего уезда, побывал представитель новой пудожской власти (уездный комиссар финансов) Л. А. Гижицкий. Как известно, помощь была получена, а Ленин получил исчерпывающую информацию о положении дел в уезде.
Надо сказать, что во время гражданской войны, судя по некоторым признакам, популярность Ленина у пудожан уступала популярности другого революционного деятеля, «вождя Красной армии», Л. Д Троцкого, именем которого в Пудоже были названы клуб, площадь, парк, а также сельхозкоммуна в Муромском монастыре. Улица Ленина в нашем городе появилась в 1918-1920 гг., вместо улицы Кутузовской (согласно справочнику «Вся Карелия», 1925 г.).


Пожалуй, первые шаги к формированию культа Ленина в государственном масштабе были сделаны в 1920 г., по случаю его 50-летнего юбилея. По всей Советской России тогда прошли юбилейные мероприятия. В апреле 1920 г. районный совет Петроградской стороны представил на рассмотрение Петроградского Совета постановление «О переименовании Петрограда в Ленинград». Однако переименованию помешала позиция самого Владимира Ильича, пресекавшего все попытки восхваления его заслуг перед революцией. А таких попыток было с избытком по всей стране. Достаточно сказать, что уже в 1918 г. на карте появилось первое «ленинское» наименование города. Старинный Талдом (Тверская губерния) получил новое имя - Ленинск, под которым он жил до 1931 г., когда ему вернули исконное имя.
Включились в кампанию по прославлению вождя революции и пудожане. На страницах местной газеты «Звезда Пудожа» появилась заметка «Пятидесятилетие тов. Ленина» со словами: «…Поздравление великому гражданину социалистического Отечества… многомиллионный хор поздравлений по адресу… нашего дорогого вождя и мудрого руководителя… Наступит момент, когда трудящиеся народы всего мира сольются в одном возгласе:«Да здравствует товарищ Ленин, Председатель Всемирного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов!». Подпись под заметкой: Хр., т. е. К. Хряпин, редактор газеты, впоследствии занимавший одно время должность уездного цензора.
В те же годы отдельные пудожане (кроме Гижицкого) могли встречаться с Лениным в Петрограде или Москве. Правда, на этот счет я знаю только воспоминания Е. Базанова из д. Охтомостров на Водлозере, который сохранил в памяти, как в мае 1917 г. его выбрали на II Всероссийский съезд крестьянских депутатов. «Тут я первый раз увидел Ленина, когда он выступал. Ленин сказал, что можно дома организовать комитеты деревенской бедноты. Мы приехали домой, обсудили это дело. Затем, после октября мы ... приехали в Ленинград. …Нас с пулеметом направили в Смольный. Вот тут частенько я Ленина видал». Воспоминания Базанова носят сбивчивый и непоследовательный характер, а некоторые детали вызывают сомнения в их достоверности, что, правда, вполне можно объяснить давностью событий, ведь запись была сделана в 1973-1974 гг. Хотя неоспоримо, что видеть и слышать Ленина некоторые пудожские представители могли на общественных мероприятиях, где выступал вождь революции.
В 1922 г. в Пудоже открылся Дом крестьянина. В главном зале красовался портрет Ленина, выполненный пудожским художником-любителем крестьянином Потаповым. Вряд ли этот портрет сохранился, а глянуть на него было бы интересно.
В 1924 г. со стороны органов Советской власти (например, Реввоенсовета СССР) последовал ряд мер по увековечению памяти вождя, в том числе предусматривалось создание ленинских уголков и ленинских комнат в некоторых общественных местах. Как следствие, в том же году в Пудожском Доме физической культуры открылся «уголок Ильича» и был организован ленинский кружок. Возможно, тогда же в казарме «переменников» (запасных, проходящих переподготовку), пудожского учебного пункта при военкомате, был создан Ленинский уголок, он упоминается в газетной заметке («Красный Пудож») за январь 1927 г.

Именем Ленина

Сам Ленин, по свидетельствам современников, был против своего возвеличения (« Я такой же, как все»). Не нравилось безудержное поклонение Ленину и его вдове, Н. К. Крупской; известны ее слова по этому поводу: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его честь…». Несмотря на это, преемники Ленина на партийных и государственных руководящих постах увидели в культе вождя революции действенное средство для укрепления Советской власти и мобилизации общества на строительство социализма. С 1924 года началось буквально «триумфальное шествие» по стране его имени. В честь Ленина называются города (Ленинград, Ленинабад, Ленино и т. д.), поселки, масса колхозов и совхозов и т. д. Почти в каждом более-менее крупном населенном пункте появилась улица Ленина (сейчас в России их более 7 тысяч), а кроме того, улицы имени жены (Крупской Н. К.), отца (И. Н. Ульянова), матери (М. А. Ульяновой), братьев Александра и Дмитрия Ульяновых, сестер Анны и Марии Ульяновых. Добавим сюда проспекты, площади и т. д. Всего в СССР одно время насчитывалось несколько десятков тысяч наименований (топонимов) с именем Ленина. Что касается нашего района, то, помимо улицы в Пудоже, имени вождя удостоились несколько колхозов: «Завет Ильича», «Наука Ленина», «Память Ленина», имени Ленина, имени Ильича, да плюс еще колхоз им. Крупской.

Владимир да свет Ильич

Ленинская тема нашла благодатную почву в творчестве сказителей, которыми некогда так богата была Пудожская земля. Отразилась, конечно, по-своему, приобретя былинный, а можно сказать, и сказочный характер. Многие сказительницы откликнулись на смерть Ленина своими произведениями в традиционной форме плача. Так, знаменитая А. М. Пашкова, по ее словам, хотела бы полететь в Москву к Мавзолею и сказать Владимиру Ильичу: «Наше красное ты солнышко…, вставай-ка ты на резвые ноги…(и погляди, как мы богато зажили). В самых жалостливых выражениях Пашкова описывает жизнь Ильича: « Его жизнь была горькая, горька-горемычная. Во тюрьме сидел, на грязных полах, на каменных… Загубил ты свое драгоценное здоровьице». А эти слова о его смерти: «Покрыла Ленина мать-сыра земля… пошел плач да по белу свету».
Еще одна известной сказительница, пудожанка Е. Копейкина, бесхитростно поведала фольклористам, что когда у нее муж умер и она оказалась с малым дитём в полной нищете, то: «Услышала, что есть такой благодетель, Владимир Ильич Ленин, и вот я стала писать тов. Ленину: Благодетель ты нашим сиротам, призри (т. е. позаботься - А. К.) … Приняли моего мальчишку в детдом и дали обутку и одетку». Заканчивается запись словами: «…Спасибо дорогим вождям». В этой трогательной истории, правда, смущает дата смерти мужа - 1929 год, когда Ленин давно уже покоился в Мавзолее, но будем считать, что это просто оговорка. Эта сказительница тоже сочинила свой «Плач о Ленине» с призывом к нему, повторяя в этом Пашкову: « Да ты вставай-ко нонь, пожалуйста, Владимир Ильич наш, уж на резвые на ноженьки»… и так же представляет его жизнь в силу своих познаний: «.. и скрывался от злых людюшек по лесам да он по тёмныим, по подпольицам, да по глубокиим».
Не отставали от женщин по части прославления Ленина и мужчины сказители. Н. Кигачев (Рагнозеро) в своей былине «Разгром Деникина» обращается к Ленину: «Ты, любимый наш друг и великий вождь . … Великий вождь Владимир да свет Ильич». И далее в том же духе, в полном соответствии с традициями русской былинной поэзии.
Новое звучание получила ленинская тема с наступлением военных испытаний. М. К. Рябинин, представитель знаменитого заонежского рода сказителей, во время войны оказавшийся на пудожской земле, в своем сказе (1943 г.) из наших Журавиц обращается к советским воинам: «В бой идите вы с заветами-то Ленина, да со именем великого-то Сталина».
Достойное внимание к фигуре вождя мирового пролетариата уделили сочинители частушек в Карелии, в т. ч. и пудожане. Вот три таких частушки:
Куплю Ленина портрет,
Золотую рамочку.
Вывел он меня на свет,
Тёмную крестьяночку.

По совету Ленина,
По совету Сталина,
Мы построили колхоз
«Верный путь крестьянина».

Катится жемчужинка,
Идет моя подруженька.
Несет книжечку в руке
О любимом Ильиче.
Докатился ленинский культ и до личных имен. Известно, что особенно увлекались революционным имятворчеством в 1920-годы. Сразу же на ум приходит знаменитая Даздраперма (Да здравствует Первое мая). В этом же ряду оказались (из пудожской жизни): Вилор(ий) т. е. Владимир Ильич Ленин - организатор революции, Виулена, это гордое имя получила от родителей В. Горная, бывшая пудожская судья в 1950-годы, что означает: Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Один мой знакомый из Петрозаводска, большой начальник по части звероводства, получил от родителей благозвучное имя Владилен (Владимир Ленин), Известен в свое время был московский историк Владлен Сироткин (расшифровывать имя нет надобности). Недавно умер режиссер Марлен Хуциев, в имени которого соединились Маркс и Ленин. И это далеко не полный список «ленинских» имен.

В бронзе и граните

Еще одним проявлением ленинского культа стали многочисленные памятники, возникшие по всему Советскому Союзу. По данным Интернета, если на 1991 г. в СССР их насчитывалось примерно 14 тыс. (Россия - 7 тыс., Украина - 5,5 тыс., Белоруссия - 600 и т. д.), то в марте 2019 г. на той же территории осталось 7 тыс. (Россия - 6 тыс., Украина - 350, Белоруссия - 400 и т. д.). В Карелии сохранилось 34 таких памятника, в том числе самый большой в Петрозаводске, на одноименной площади. Материал для него был доставлен с о. Гольцы, недалеко от устья Водлы, где раскулаченные-спецпоселенцы в 1932 году вырубили 14 гранитных блоков, общим весом в 144 тонны. Для их перевозки в Петрозаводск было построено специальное судно - плашкоут. На памятник собирали деньги по всем районам Карелии. Открытие монумента состоялось 7 ноября 1933 года. Высота его 11 метров, есть мнение, что это самый массивный памятник Ленину в мире.
Добавлю, что наш пудожский (шальский) гранит в конце 1930 г.г. был использован в сооружении еще одного монумента вождю революции, на его родине в Ульяновске.
Что касается нашего района, то, как известно, здесь стоят два памятника Ленину, один в Пудоже, другой в д. Теребовской. Первый из них, насколько я знаю, ранее стоял в Летнем саду, но был перенесен к райкому КПСС, где стоит и поныне. Несколько раз он страдал от пудожских вандалов, его и ломали, и мазали краской, и залезали на него разные люди, но он, наперекор всем невзгодам, стоит и поныне. Второй памятник был до войны сооружен на средства местного рыболовецкого колхоза «Прибой» еще в довоенные годы.
https://vk.com/photo25639875_414287192

https://vk.com/photo25639875_266628414

Советская промышленность в свое время производила в громадном количестве бюсты Ленина самых разных размеров. Их можно было видеть повсюду - в школах, гостиницах, Домах культуры, учреждениях и т. д. С тех пор, как ленинский культ пошел на убыль, их редко где увидишь. Но кое-где они еще сохранились. Например, как я слышал, один такой бюст, по-видимому, был выброшен на улицу из какого-то учреждения в п. Подпорожье, а несколько лет назад обнаружен одним из местных жителей. Сейчас он красуется во дворе одного частного дома в этом посёлке.

Юные ленинцы

В советские годы воспитание на примере Ленина начиналось в самом юном возрасте. Сперва это были октябрята, все они носили значок с изображением Володи Ульянова. Этот портрет был известен каждому советскому школьнику. Пару лет назад я показывал такой значок группе старшеклассников школы №3 с просьбой определить, кто это. Правильно ответил только один. Позднее все советские школьники вступали в пионеры, которые носили еще одно имя - юные ленинцы и тоже носили значок с изображением Ленина. В Пудоже первый пионерский отряд возник в 1923 году. В 1935 г. в Пудожском детском доме числился пионерский отряд им Крупской, а в нем - звено имени Ленина.
С 14 лет школьники вступали в комсомол, получали билеты и значки с профилем вождя Так что , образ Ленина сопровождал ребят на всем протяжении их школьной жизни.
Если же они продолжали обучение в вузах, то и здесь подвергались воздействию ленинских идей. Особенно - гуманитарии. На моем родном историко-филологическом факультете изучение работ Ленина было обязательным. Вспоминается студент Лёша Н., он на экзамены и зачеты приносил несколько общих тетрадей с конспектами ленинских работ. Полистав тетради, преподаватель мог сразу поставить хорошую оценку в зачетную книжку. А Лёше больше ничего и не надо было. В курсовой ( дипломной) работе обязательны были ссылки на труды Ленина. А студенты, более других преуспевшие в изучении наук, могли получить повышенную, Ленинскую стипендию (80 р.).

«С Лениным в башке»

Естественно, ленинская тема получила достойное освещение в бесчисленных литературных произведениях как в прозе, так и в поэзии. Достаточно вспомнить В. Маяковского с его знаменитым: «С Лениным в башке и с наганом в руке…». Издавалась масса мемуаров, авторы которых подмечали, кажется, любую мелкую деталь из жизни Ленина. Однако была одна сторона Ленинианы, которая не каждому историку была доступна. Я имею в виду биографию вождя со стороны матери, Марии Александровны. Как оказалось, по этой линии предки Ленина были «не совсем правильные». Подкачало социальное происхождение и национальная принадлежность (шведы, немцы и т. д.). Поэтому генеалогию Ленина по этой линии в советское время тщательно обходили. Хотя все ближайшие родственники Ленина были хорошо известны, например, Ардашевы. К ним относится и внучатый племянник Ленина, бывший пудожский священник М. Жаков, которого многие пудожане должны помнить по службе в 1990-е гг. в церкви Серафима Саровского. Его бабушка по отцовской линии была двоюродной сестрой Владимира Ильича. Впоследствии М. Жаков отбыл в Санкт-Петербург, где, уже как о. Евстафий, прославился на всю Россию, разместив в своей церкви икону с изображением Сталина.
На вершине печатной Ленинианы, конечно же, находились издания трудов Ленина, в т. ч. и полное, 55-томное, собрание сочинений. Это собрание было и в нашей семье. По моим наблюдениям, кроме нескольких статей («Государство и революция» и др.), эти, шикарно изданные тома, обычно не открывались и лежали, покрытые пылью, где-нибудь на полке. Только в СССР книги Ленина издавались бесчисленное количество раз общим тиражом под миллиард экземпляров.

Важнейшее из искусств

Как мы знаем, по мнению Ленина, это, конечно, кино. Для прославления Ленина кино было задействовано на все 100 процентов. Уже в 1930-годы появились первые художественные киноленты о Владимире Ильиче. В 1939 году в Пудожском кинотеатре показывали только что вышедший фильм «Ленин в 1918 году». О силе воздействия фильма на пудожских зрителей говорит такой факт: в самый напряженный момент (сцена покушения Ф. Каплан на вождя революции во время посещения им завода Михельсона) какая-то старушка закричала на весь зал: «Дайте мне возможность задушить своими старыми руками эту грязную женщину, которая стреляла в Ильича!». В советское время фильмы о Ленине постоянно показывались по телевидению, а сейчас мы как-то отвыкли от них, хотя образ Владимира Ильича появляется и в современных фильмах, правда, уже не в такой трактовке, как прежде.
Разумеется, приведенных выше фактов явно недостаточно, чтобы раскрыть суть культа Ленина во всей его глубине и масштабности. В наши дни, когда многие ленинские идеи оказались несостоятельны и были опровергнуты жизнью, его личность по-прежнему вызывает огромный интерес, а значит, нуждается в изучении и осмыслении (или переосмыслении). Даже несмотря на противоречивую оценку Ленина в нашем обществе.

Ленинград, памятники, частушки, Троцкий, кино, Стратонников, фольклор, Александр Костин, Советская власть, партия, "Красный Пудож", колхоз, память, Ленин, Пудож

Previous post Next post
Up