Александр Костин. БАБИЙ ВЕК (Окончание).

Mar 21, 2019 15:44

Женщины у власти

С тех пор, как на Руси появились женщины, облеченные властью, к ним стали обращаться за помощью, видимо, лелея тайную надежду на особую отзывчивость женской души. Если говорить о нашей Пудоге, то прежде всего вспоминается слезное челобитье к «Великой Государыне благоверной царевне и великой княжне Софие Алексеевне», отправленное в конце 17 века монахами Муромского монастыря. Правда, здесь же, наряду с царевной Софьей, прошение адресовано к ее братьям Ивану и Петру (будущему императору), но ясно, что те, по малолетству, в государственных делах мало что понимали, а все решения принимала именно Софья. А жаловались челобитчики тоже на женщину, игуменью Неонилу, которая с помощью интриг изгнала муромских старцев из их обители: «Мы напрасно разорены и меж дворов скитаемся…». По всей вероятности, именно обращение к царевне помогло старцам вернуться в родные пенаты.
В другом случае прошение было адресовано монаршей особе рангом повыше, а именно, императрице Анне Иоанновне. Житель Кодозерского скита Егор Кузнецов, передал ей лично в руки жалобу на руководство Выгорецких скитов, но в результате отправился в Тайную канцелярию, где из него выбили нужные признания. Как следствие, крамольник сам пострадал за свою «ябеду» и был выслан в места не столь отдаленные.

В отличие от царевны и императрицы, Н. К. Крупская не имела высоких государственных постов, но обладала громадным авторитетом, как жена В. И. Ленина. В 1930-е годы она одно время занималась библиотечными делами на всесоюзном уровне, поэтому, видимо, именно к ней обратились пудожане с просьбой помочь в получении помещения для библиотеки. Обращение помогло, и пудожские книголюбы получили здание, в котором долгое время находилась библиотека, на площади Павших борцов. Кстати, она же в 1918 году помогла пудожским учителям, приехавшим в Москву, в посещении Московского кремля. Об этом с благодарностью вспомнил в 1939 г., на траурном митинге памяти Крупской в Пудоже, учитель А. Стратонников.
Еще одна известная женщина, Е. П. Пешкова, вообще не имела никакого государственного поста. Но, во-первых, она была единственной официальной женой М. Горького, а, во-вторых, долго возглавляла Общество помощи политзаключенным. Именно к ней в 1929 г. обратилась Е. Вильчинская, с просьбой помочь освободить из заключения мужа, арестованного по подозрению в шпионаже. Оба они - бывшие пудожане, как и их сын. Однако это обращение, как видно, не помогло, Вильчинская в 1935 г. была выслана с сыном на 5 лет в один из лагерей Актюбинской области Казахстана.
Конечно, случаев обращения пудожан к женщинам при власти гораздо больше, чем в моем списке. Наверняка наши земляки, особенно пудожанки, обращались за помощью к председателю Комитета советских женщин В.Терешковой. А в последние годы - к нашему депутату Госдумы В.Пивненко. И в каких-то случаях получали помощь.

Потерпевшие и обвиняемые

В продолжение «женской» темы хочу обратиться к преступности. Здесь женщины выступали в разных ролях: жертвы, организатора, исполнителя преступления. Жертвой самого, пожалуй, громкого преступления в истории старого Пудожья стала дочь священника Нигижемско-Георгиевского погоста (нынешнее Каршево) Иринья Студитова. 22 апреля 1878 года она была найдена в своем доме мертвой с ранением на голове, нанесенным острым орудием. По горячим следам убийство не было раскрыто, а главный подозреваемый, местный крестьянин Ф. Оськин, отправился в тюрьму по другому делу. Однако когда Оськин на следующий год освободился и вернулся в Каршево, то остался в сильном подозрении по обвинению его в убийстве дочери священника. Потому-то местный урядник (и самый известный из пудожских сыщиков того времени), Присошков, получил указание от начальства негласно следить за образом жизни и поведением Оськина. Присошков, «делая негласные розыски и действуя с крайней осмотрительностью», обнаружил у некоторых местных крестьян серебряные рубли старого чекана , «ограбленные во время убийства Студитовой, причем на некоторых из них сохранились капли засохшей крови», а затем нашел свидетеля убийства, совершенного Оськиным. В результате убийца был, по распоряжению судебного следствия, заключен в «тюремный замок». Добавлю от себя, что отец несчастной Ириньи, ушедший в могилу за несколько лет до гибели дочери, помимо пастырского служения, первым начал обучение детей своих земляков и был местным краеведом. А земляки ответили черной неблагодарностью за все его добрые дела.
Раз уж я вспомнил Присошкова, то приведу еще три его дела, в которых обнаружился «женский» след. В 1879 г. житель д. Подбережской (сейчас Нигижма) Ф.Симонов заявил, что у него во время местной Пречистенской ярмарки было в доме много крестьян и кто-то украл постель и простыню. Присошков, «вычислив» подозреваемую, пришел к ней и в ходе обыска нашел похищенное. В другом случае этот урядник, получив заявление крестьянина д.Гора Яковлева (нынешняя Нигижма) о том, что из его кладовки похищены мука и другие жизненные продукты, немедленно начал розыски. Они привели к крестьянке из той же деревни, которая в краже созналась. Наконец, в третьем случае тот же Присошков, получив заявление от солдатской жены из д. Мошниковой о краже у нее денег в сумме 12 рублей, заподозрил крестьянку той же деревни, которая «после убеждения ее урядником», созналась в краже. Умел, видимо, Присошков убеждать…
В отличие от Присошкова, уряднику Коловской волости Иванову пришлось решать более сложную задачу. В 1878 г. к нему поступило заявление пудожанина, титулярного советника Тервинского, о краже из его дома карманных серебряных часов, в чем Тервинский «заподозрил одно лицо, проживающее в г. Пудоже и часто посещающее его». Узнав, что это лицо после кражи посещало деревню Мячевскую, Иванов отправился туда и убедился в том, что похищенные часы заложены за 7 рублей местной крестьянке. В присутствии Тервинского часы были изъяты у некоей Борисовой. Остается загадкой, что это было за «лицо», которое часто навещало Тервинского, и в каких отношениях оно было с потерпевшим. А Иванов, конечно, молодец, действовал, как настоящий «профи».
Завершаю свою «уголовную хронику» судебным делом, фигурант которого, будучи женщиной, особого сочувствия не вызывает. Я имею в виду дело крестьянки Коловской волости М. Свиньиной (1897 г.). Обвинялась она в оскорблении действием своего волостного старшины, т. е. представителя власти. Цитирую материалы дела:«Он явился взыскивать с мужа её какие-то деньги, и за неуплатою, приступал к описи имущества. Жалко стало бабе своего добра, загорелось ее ретивое (т. е. сердце - А. К.) и она пошла войной на старшину со своим неизменным оружием - ухватом: угостила им старшину раз, хотела еще - да люди помешали. Однако, сознаться в своем геройстве пред судом она побоялась и уверяла честью, что не прикасалась к старшине. Видел суд ее невежество - и приговорил ее только к аресту при полиции на 2 недели».
Так что получила Свиньина по заслугам, чего уж тут говорить, и жертвой ее никак не назовешь. Хотя и назвать преступницей тоже язык не повернется.

краеведение, Нигижма, священник Георгиевский, Александр Костин, Гакугса, обычаи, жизнь, история Пудожа, Пудож, исследования, Мячево, культура, Стратонников, Каршево, крестьяне, воспоминания, Олонецкий уезд, быт, Иоанн Георгиевский, Петрозаводск, Муромский монастырь, пудожане

Previous post Next post
Up