Александр Костин. У Пудоги женское имя

Mar 25, 2018 10:55

У Пудоги женское имя




Свой очередной исторический материал я решил посвятить празднику 8 Марта, тем более, что представить себе историю нашего Пудожского края без женского участия просто невозможно. Вначале предлагаю вниманию читателей информацию, напечатанную в газете «Олонецкие губернские ведомости» в 1896 г. (№40), которую я назвал по-своему:

Деревенское дефиле


«Прежде, на второй неделе Великого поста, во вторник, в одну из деревушек, версты за три от города, все окружные из деревень молодухи с мужьями собирались на беседу в один из домов, где побольше изба, рассаживались на лавку кругом всей избы и пряли лен. Тут же время от времени выходили в клеть переменить свой наряд, и так каждая из них переряжалась во все свои приданые сарафаны и другие принадлежности деревенского туалета. Народу набиралась масса, мужья молодиц обыкновенно стояли у дверей и слушали суждения по адресу их жен. Судьями избирались на этот случай старухи, дававшие оценку молодым, чего каждая стоит. Часто происходили тут личные счетà, вспоминалось все - и плохое свадебное угощение, и домашние дрязги, одним словом, молодухи были козлом отпущения: зачастую мужья вступались за жен, начинались перебранки и дело кончалось свалкой. Судьи избирались раз навсегда, пока те существовали на свете.
В 1886 году представлялась необходимость выбрать новых судей из старейших баб, но не удалось сделать выбора: вовремя наехали власти, как духовные, так и светские и запрещением своим положили конец этому обычаю, существовавшему в окрестностях г. Пудожа с глубокой старины».
К-на.
К сожалению, в заметке не названа деревня, где проходило это «дефиле», т. е. показ мод. Скорее всего, речь идет о д. Колово. А может быть, Филимониха или Харлово, ведь надо иметь в виду, что тогдашний город заканчивался где-то у бывшей школы №1. Журавицы вошли в городскую черту только в 1943 году. Примечателен тот факт, что автор - женщина, укрывшаяся под псевдонимом К-на. Авторы-женщины из числа местных жителей тогда были большой редкостью. Как следует из текста, пудожские «показы мод» устраивались с глубокой старины. Напомню, что первые дефиле во Франции знаменитый модельер Ворт стал проводить только во второй половине 19 века. Так что, выходит, в этом отношении пудожане опередили парижан.
А вообще было бы неплохо возродить этот культурный феномен из истории Пудожа в какой-то форме, возможно, театрализованной. И включить, например, в программу Дня города. Почему бы и нет?

Женское имя на карте

Много лет занимаясь топонимикой, т. е. изучением географических названий, я попробовал выделить те из них, которые имеют, так сказать, женское происхождение. Набралось их немного, ведь женщины всё-таки играли не самую активную роль в старом российском обществе, где большинство «командных постов» всегда было занято мужчинами. Все топонимы - русского происхождения, поэтому объяснение их не представляет большого труда.
Вот, например, Бабье болото и Бабий ручей. Слово «бабий» на русском Севере означало издревле - «ближний, недалёкий», куда даже женщины (бабы), а не только мужики, дойти могут. Девичья гора недалеко от Пудожа, по легенде, получила свое имя от предания:
« … В старину бродили здесь Паны или Литва, …и одна девушка, крестьянка ли или принадлежащая этим панам, по какому-то случаю бросилась с крутого берега и погибла в волнах Водлы». Имеются в виду события начала 17 века и нашествие на Россию поляков, литовцев и шведов. В отличие от Девичьей горы, Девичий остров на Рагнозере не получает объяснения своего названия даже в легендах. Но, если отвлечься от легенд, скорее всего, в основе и того и другого топонима лежит саамское див, дев, что переводится как высокий. Так считают некоторые специалисты (А. Шилов и др.), в чем с ними можно вполне согласиться. На топонимической карте нашего края можно найти и несколько женских имен. Это Василисин остров на Онежском озере, Натальина поляна, Маланьино болото, Дунина поляна на Водлозере. Правда, о самих обладательницах этих имен нам ничего не известно так же, как и о неведомой нам Улите (Иулитте, по-итальянски Джульетте), чьим именем названа деревня Улитинская на Колодозере. А вот об острове Мавура (на Тягозере) существует предание, что когда на Пудожский край нагрянули всё те же паны и их союзники, казаки-черкасы, то в этих местах они преследовали какую-то девушку по имени Мавра, а та, спасаясь от супостатов, нашла убежище именно на этом островке. Сюжет, как видим, нам знаком по Девичьей горе. Необычно и по-своему красиво называется остров Марьина калита на Рагнозере. Словом калита в древности на Руси называли сумку (или торбу, кошель и т. д.), но причем тут какая-то Марья, нам уже никогда не узнать.
Все упомянутые мной выше женские имена носили, как мне кажется, местные жительницы-крестьянки, но в истории Пудожья оставили свой след и женщины с более высоким положением, а именно жены новгородских бояр, имевших в старопрежние времена обширные земельные владения в нашем крае. Одна из них, знаменитая Марфа-посадница, супруга новгородского посадника Исаака Борецкого, дала свое имя деревне Исаковская на Колодозере и одноименной, сейчас не существующей, деревне на Водлозере. В собственности этой женщины, сторонницы присоединения Новгорода к Литве, в 15 веке находились 49 пудожских деревень. В старинных писцовых книгах так и говорилось - волость Марфинская Исакова. Кроме Марфы, свои владения имели в нашем крае жены новгородских бояр Настасья Ивановна Григорьева и Аксинья Никитична Есипова. В честь последней, возможно, получила свое название деревня Аксинская в Гакукском погосте.
Все вышесказанное относится к сельской местности, но и в городской топонимике «женский след» присутствует, точнее, присутствовал. Это, в первую очередь, Ольгинская улица, названная, скорее всего, в честь дочери Николая II, расстрелянной большевиками в 1918 г. В советское время она стала называться Детской, а затем Пионерской. Имя той же дочери последнего русского императора отражено в названии Ольгинского детского приюта, предшественника Пудожского детского дома. Открытие Ольгинского приюта состоялось 31 января 1902 г., благодаря поступлению денег в сумме 7500 руб. от Комитета покровительства домам трудолюбия и работным домам под эгидой вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Первый Ольгинский детский семейный приют трудолюбия был открыт в 1895 году в ознаменование рождения дочери Николая II и назван в честь Святой Ольги. Всего в России в 1910 году числилось 36 Ольгинских приютов. В 1903 г. благодарности от Марии Фёдоровны удостоился пудожский купец-меценат Н. А. Базегский за пожертвования в пользу приюта мальчиков в Петрозаводске
Когда в 1883 г. в Петербурге состоялось коронование императора Александра Третьего и упомянутой выше Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары, то в честь этого события Пудожская городская Дума приняла постановление: «устроить площадь Александровскую, а на ней - сквер или бульвар с наименованием его «Мариинским». До того здесь была безымянная площадь «против улицы Багратионовской» (сейчас ул. Красная). Сквер этот со временем был устроен на отведенном месте. До нас дошло из тогдашних документов его краткое описание (1883 г.): «Место под сквер обнесено частоколом. Посажено до 200 разных пород деревьев, вокруг частокола посажено 200 саженцев сибирского боярышника, …площадка сквера изрезана в разных направлениях аллеями или дорожками». К сожалению, Мариинский сквер до наших дней не дошел, возможно, роковую роль сыграл здесь вандализм пудожан, который и сейчас присущ многим нашим землякам. Его точное местонахождение мне неизвестно, вполне вероятно - на месте нынешнего Летнего сада, но с этим вопросом еще нужно разобраться.



женские страницы, исследование, краеведение, народ, люди, Александр Костин, Карелия, история Пудожья, праздники, история, Пудога, Харлово, посиделки, пудожанки, легенды, деревни, культура, Колово, Пудожский уезд, крестьяне, Бабье болото, улицы, День города, Базегские, Олонецкие губернские новости, население, детский дом

Previous post Next post
Up