Переделать весь мир просто-изменяйся сам.

Aug 24, 2011 22:55


Александр Субботин
Довелось мне участвовать в заседании группы разработки стратегии региона. В связи с услышанным, у меня начали складываться некоторые соображения по поводу услышанного, связанные с определением стратегии как эффективного инструмента субъекта развития или, напротив, разрушения, деградации "стратегируемого" объекта.
Постараюсь выразить эти соображения в серии небольших, связанных между собой "заметок на полях".

КОМЕНТЫ

Александр Субботин Хочешь править народом-будь им.Переделать весь мир просто-изменяйся сам.

Понятие стратегии связано с понятием субъекта стратегии. Пожалуй, речь идёт даже о разумном субъекте. У чайника и у лопаты - как инструментов, утвари, стратегии нет. Хотя, постойте, -
есть предназначение, а это уже что-то с ней, чьей-то стратегией, связанное.
Минимальным, элементарным субъектом стратегии, пусть и небольшой, может выступать человек, личность. Свойством личности выступает её витальность - жизнь. Ядром, центром кристаллизации
стратегии любого субъекта выступает его самосохранение, его безопасность. Несохранение жизни обращает субъекта в небытие. Так, распадаются семьи, ссорятся друзья, прекращают существование предприятия и государства.

Стратегии строятся сверху, а не снизу. В этом смысле, нельзя построить стратегию региона вне контекста стратегии страны, за его рамками. Чем призывает заниматься минэкономразвития.
Нельзя строить большие планы на завтра и на большую перспективу, будучи на Титанике, идущем в никуда или тем более получившем роковую пробоину.

Paul Kroopkin ‎//Понятие стратегии связано с понятием субъекта стратегии.// - причем однозначно связано. Без субъекта нет стратегий. :-)

Александр Субботин Если мы ведём речь о развитии региона, мы должны вначале обратиться к
проблеме развития как такового, что это такое по своей природе. Для этого, можно подняться на уровень развития страны, а сегодня неизбежно рассматривать уровни Евразии (что сложно
вне контекста глобальных проблем). Имея на руках общепризнанный сегодня системный глобальный кризис, мы не можем заниматься стратегическим планированием в городке возле моря. Это пустое и бессмысленное занятие.

Paul Kroopkin Из общих соображений: развитие - это существование объекта во времени. Тут
интереснее частный случай развития - модернизация - которая есть способ существования социума в Современности.

Александр Субботин Обращаться к проблемам экономического роста, отраслевым или региональным контекстам - это отрываться от канвы стратегии как долгосрочного проектирования.

Цивилизация - это воля к сосуществованию. Цивилизация - форма сосуществования людей во времени, то есть, форма, а значит, стратегия обеспечения безопасности человека через жизнь социума.

Paul Kroopkin ‎//Стратегии строятся сверху, а не снизу. В этом смысле, нельзя построить стратегию
региона вне контекста стратегии страны,// - не правильно. Стратегия - это способ увязывания в относительно простой (для одной головы) клубок целей, ресурсов, и действий субъекта. Т.е. стратегия может иметь место всегда, котда есть желание достичь каких-то целей. Другое дело, что
стратегия должна включать в себя учет внешних обстоятельств - хотя бы на уровне анализа рисков.

Александр Субботин Развитие - имманентная способность сложной системы, существующей и самосохраняющейся во времени.

Стратегия (уровня цивилизации) строится, исходя из своей миссии как стремления реализации себя в абсолютной (в чём-то иррациональной, с точки зрения сиюминутных интересов) системе
координат, называемой религиозной доктриной или парадигмой. Иначе говоря, стратегия - понимание и сознательная реализация процесса развития как осознаваемой (сознательной) способности общества к эволюции. То есть, стратегия есть имманентное свойство коллективного
сознательного - общественного интеллекта.

Существует две парадигмы осуществления стратегии - разрушение среды и её созидание, строительство. Средой для индивида является социум, в котором он живёт, средой для страны и региона является цивилизация, средой для цивилизаций остаётся пределом глобальное сообщество, переживающее своё становление как субъект.

Это вопросы энтропии и негэнтропии. Энтропия - распад, разрушение, негэнтропия, рост упорядочивания структур, усложнения и развития систем, - это жизнь во всех её проявлениях.

Александр Субботин Если рассматривать жизнь с точки зрения теории хаоса, то это тонкая плёнка
самоорганизующихся нелинейных "неравновесных динамических структур", находящихся между полным хаосом (плазмой, газом) и полным порядком (кристаллом, "абсолютным нулём"). Эти самоорганизующиеся структуры являются и самопознающими структурами, и от этого сампознания их развитие и самоорганизация ускоряются во времени. Время при этом
сжимается.
То есть, рассматривать проблемы жизни и её развития удобнее (точнее, единственно возможно) с точки зрения новой научной (когнитивной) познавательной парадигмы "включенного наблюдателя", о которой впервые в 20 в сказал Эйнштейн и развил эти взгляды Илья Пригожин. Ньютоновская, линейная парадигма входит в нелинейную Пригожина как частный случай.

По существу, стратегическая парадигма, влияющая на формирование и развитие социума, появилась много раньше, чем была осознана и названа. Она и сформировалась вместе с обществом, начиная от рода, племени, народа и до нации и цивилизации.

Системная стратегическая парадигма как познавательный принцип включает в себя религиозное мировоззрение и светскую науку, отделившуюся от религии. В светских, "постхристианских"
обществах Запада и теперь России на месте религиозных ценностей оказались ценности наживы, получения благ.

Традиционное древнее христианское общество, известное нам как древняя крестьянская цивилизация Евразии, включала в себя Россию как составляющую основную базовую часть. Основой
цивилизации являлось традиционное крестьянское хозяйство, ещё называемое натуральным.

Крестьянин со своей семьёй был одновременно хозяином своего хозяйства и работником. Все отношения строились внутри хозяйства.Риск, эксперимент, собственный труд, результаты труда,
смекалка, убыток выстраивали внутренний мир этого хозяйства, воспитывали в хозяйстве личность, её мировоззрение. На каком-то этапе своего многотысчелетнего постепенного развития, крестьянская цивилизация стала христианской, сформулировавшей ценности, на которых
выстроилась христианская цивилизация России и Запада.

Всё это сформировало индивидуальную рациональность, связанную с достижением цели через труд, через эксперимент и через творчество. Цивилизационные христианские ценности, архетипы сформировали - то, что мы называем нравственностью,- генетический код инстинкта выживания цивилизации как новой метасистемы, системы более высокого, социального уровня безопасности индивида.

система организации по принципу роя, Александр Субботин, Цивилизация, новая парадигма, Александр Субботин-К, субъект стратегии, Paul Kroopkin-К

Previous post Next post
Up