Теперь я понимаю тех иностранцев, которые хотят на поезде проехать через всю Россию. Ведь поезд ― это целая жизнь. Другая. Ты входишь в вагон, как в новое для себя пространство, где ты можешь быть кем угодно. Всё зависит, какой на тебе костюм, как ты будешь себя вести, что говорить. Поэтому, если хочешь изменить свою жизнь, тебе нужен железнодорожный вокзал и билет на поезд дальнего следования.
Цирк, музыка, современный танец и театр. Всё смешалось в международном проекте «Пассажиры», закрутилось в вихре событий, и крутилось до тех пор, пока до тебя не дошла главная мысль происходящего на сцене Московского театра мюзикла. Канадский коллектив «7 пальцев» не впервые в России. Они открывали Олимпийские игры в Сочи, были с гастролями в Москве. И в этот раз привезли спектакль, который найдёт отклик в душе каждого зрителя, однажды побывавшего в роли пассажира в поезде дальнего следования.
Попутчики в ожидании нужного состава, переглядываются и начинают дышать в унисон, потом оказывается, что это поезд, он так звучит, он становится единым целым вместе с пассажирами, которые сели в него, чтобы осуществить свой путь, во время которого с ними произойдёт то, о чём они даже не подозревают.
― Меня всегда интересовал символ поезда, ―
признаётся директор шоу, автор идеи, постановки и хореограф Шена Кэрролл. ― В юности в 10 километрах от моего дома ходили поезда. Каждый раз, когда он проходил, это было как призыв, что-то очень сильное. В 20 лет я часто выступала в Европе, поэтому часто ездила в поездах. Там произошло много поворотных моментов в моей жизни.
Поезд разгоняется, набирает ход, пассажиры уже на своих местах. Кого-то усыпил монотонный ход поезда. Они засыпают на плече соседа и каждому снится свой сон, в котором участвуют все, кого они только что видели. Проходит мгновение и сон становится общим. В поезде время идёт по-другому. Он едет, и ты едешь. Долго. Зеваешь, чихаешь, читаешь книгу, тасуешь карты или... жонглируешь белыми мячиками, привлекая внимание остальных пассажиров своим нетривиальным занятием во время долгого монотонного пути. Вдруг это новое увлекает всех, как игра в «Мафию».
«Когда путешествуешь, всегда надевай выходной костюм», ― говорит жонглёр, убирая мячи в карман плаща. Правильная мысль для тех, кто надеется на путешествие, как на возможность изменить свою жизнь. Ведь мы каждый день встречаем новых людей, знакомимся, играем с ними в карты или обсуждаем книги, смотрим вместе в окно, угощаем обедом… хотя, это, видимо, только в России.
Артисты говорили на разных языках. В Канаде это нормальная ситуация. Это страна с двумя домашними языками ― английским и французским. Но я слышу... польский?.. испанский? О, они говорят и на русском! Это был только второй спектакль. Впереди ещё десять встреч с российским зрителем. Думаю, к финальному спектаклю 31 января они выучат бОльшую часть текста, который произносится на сцене. Публике нравится, когда артисты говорят на русском. Пусть на ломанном. Иногда неразборчиво. Но это попытка сократить расстояние между сценой и залом. Кажется, она так же нравится и артистам.
Их восемь. Пять мужчин и три женщины. Они могут всё ― от танца до сложных акробатических трюков ― жонглировать, крутить обручи, ходить по канату, долго висеть вниз головой и так виртуозно гнуться в танце, что сразу и не поверишь, что так можно. Воздушная и невообразимо лёгкая акробатика в этом драматическом рассказе о путешествиях придавала трагичности. Сидя в кресле на первом ряду, ты замираешь, когда видишь, как бросаемое тело летит на пять метров вперёд. И это тело ― не обруч или чемодан, это артистка, живой человек!
У каждого артиста есть сольный номер. Вот идёт девушка, в её рюкзаке белое полотно ― чистое, как белый лист, на котором можно что-то написать, или как ниточка, которая связывает её с домом, или это мечты, представление о том, что ждёт её впереди. Мысли путаются и ускоряются, но она пошла танцевать, по небу. «Я буду наблюдать за тем, как она взлетает», ― поёт под укулеле та, что её провожает. Это история нового приключения, конец которой будет придуман за нас…
В шоу используется оригинальная музыка, в том числе написанная другом Шены Рафаэлем Крузом, с которым они вместе работали в Cirque du Soleil (и этот опыт известного шоу держит нас в тонусе на протяжении всего спектакля). После смерти Рафаэля, год назад, Шена приступила к работе над проектом «Пассажиры», решив воплотить свои идеи, связанные с поездами:
― Нет пути, который был бы только счастливым или несчастным. Мы находимся на двух параллельных направлениях одновременно (как поезд на рельсах: одна счастливая, другая ― не очень, ― от автора) и стараемся следовать за ними одновременно. Так поезд стал метафорой этого понятия, отражением этой дихотомии. Тогда я хотела показать все части путешествия: сборы и отправление, транзит и прибытие, во всех формах, будь то приятный или неприятный момент. Сердечные прощания, счастливые отъезды, поездка в обществе «идеальных» незнакомцев, спящих на поезде (есть что-то волшебное в том, чтобы спать в поезде).
Волшебный коллектив
The 7 Fingers показал очень близкую мне историю. Я много путешествую и почти всегда, к примеру, собираю дорожную сумку спонтанно. Чуть ли не в последний день. За два часа до прихода такси. В спектакле в раскрытые чемоданы сверху падает одежда. Сверху. Свыше. Спонтанно. Ну вы поняли. Моя душа не просто откликнулась на идею Шены Кэрролл, а играла на всех шести струнах, перебирая аккорд за аккордом. Поэтому я рекомендую к просмотру спектакль «Пассажиры», особенно если вы любите быть в движении, путешествовать и готовы к новым ощущениям. Гастроли до 1 февраля. Билеты в
Московском театре мюзикла. А я, пожалуй, открою чемодан…
Анжелика ЛУКИНА, фото Ольги БОБКОВОЙ
olgabobkovafotoЗа приглашение на российскую премьеру международного проекта "Пассажиры" благодарю
moskva_lublu ― сообщество московских блогеров, которое делает авторов счастливыми.