В театре им. Булгакова премьера сезона от режиссёра-постановщика Сергея Алдонина ― обновлённая версия легендарного спектакля «Ромео и Джульетта» по знаменитой трагедии Шекспира о любви юноши и девушки из двух враждующих веронских родов - Монтекки и Капулетти. Ромео играет Филипп Бледный, Джульетту ― Катерина Шпица. Ну как не спуститься в мистический подвал и не отдаться в объятия разношенного кресла на восьмом ряду...
Занавес открывается. На сцене две фигуры ― Белая и Чёрная, как Живая душа и Мёртвая, склонились над лежащими телами, через какое-то мгновение оказавшимися спящими артистами. Храп перебивает утреннее пение птиц. Артисты просыпаются и готовятся к спектаклю, поправляют грим, сооружают подмостки и надевают костюмы, придуманные Максимом Обрезковым. Они яркие и в то же время простые, почти символические. Вот, в красных повязках на голове люди из рода Капулетти, ведут весёлый диалог, смеясь над врагами из рода Монтекки. А вот и они, представители враждующего клана, появляются в синих повязках: «Не на наш ли счёт вы грызёте ноготь, сэр?». Иногда казалось, что артисты совсем отошли от оригинального текста, и общаются по-современному бойко, безо всякого там средневекового этикета. Стоило ли так упрощать известную историю любви и смерти?
Все мы чуть ли не с детства знакомы с канонами шекспировских трагедий. Знаем же, что в итоге все умрут, но идём и смотрим, и (!) надеемся, что режиссёр возьмёт на себя смелость и сделает всё по-своему. Но, увы, с Шекспиром так нельзя даже Сергею Алдонину, чей подход к драматургии не каждому зрителю приходится по вкусу. Но если увидеть в мизансценах, хореографии Александра Мацко, музыке Наталии Плэже и игре света тот самый настоящий театр, который не считывается с первой минуты, который будоражит сознание и меняет местами впечатление, над которым надо думать, и процесс этот может длиться неделями… можно получить эстетическое удовольствие, оставив думы «на потом», и насладиться действием! Свет, как отдельный герой, то делает ярче, то скрывает, то акцентирует, то поглощает. После антракта мы бы и вовсе ничего не увидели, если бы не Свет. Он проник в сон Леди Капулетти и раскрыл его нам, не раскрывая занавеса.
Когда на сцене играют медийные лица, трудно избавиться от их навязчивого телевизионного образа. Неловкость Джульетты, девочки в почти тринадцать лет (две недели до дня рождения), вполне удалась Катерине Шпица. А вот в Ромео лично мне мешала фактура артиста ― такие мышцы, торс и крепкие ноги могли бы быть у гладиатора, воина, циркового артиста, тягающего гири на средневековой арене, но никак не у 16-ти, да даже 17-летнего юноши. Приходилось возвращать взор на лицо Филиппа и ловить переживания Ромео. Мышцы. Лицо. Переживания. Мышцы.
Слуги, прачки, горожане повеселили. Мы смеялись почти до антракта. И не думали, на какую публику рассчитаны эти шутки, да и весь спектакль. Зал был полон, значит, публика у «Ромео и Джульетты» уже есть, как и у самого театра, ведь это мистический театр в мистическом месте, от него логично ждать мистических выходок или находок даже в такой классической пьесе Шекспира. Зритель будет смеяться, ворчать, но подарит свою порцию аплодисментов, а то и букет цветов любимым артистам. Следующий спектакль премьеры сезона театра им. Булгакова состоится только в феврале. Приходите и сами всё увидите.
Анжелика ЛУКИНА, фото из архива театра им. Булгакова
За приглашение на спектакль благодарю сообщество
moscultura,
Булгаковский дом и лично
tushinetc.