![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/105805/105805_800.jpg)
Скамейка под углом, маленький столик, табурет. На кирпичной стене тюремная роба на вешалке. Чёрная, как безысходность. И кепка. Качели на верёвке. Две белые простыни висят на стене сбоку, как занавески на окне, но окна нет. Главная героиня в чёрном появляется в сопровождении парня и девушки - образов из далёкого детства.
У всех в детстве во дворе было такое место, где собиралась местная шпана, дворовые пацаны и девчонки, пели песни под гитару. У нас было такое место, поэтому я отлично представила этот «стол», за которым днём играли в домино или лото, а поздно вечером собирались подростки, кому мама разрешала гулять до 21 или 22 часов. Ей было 14 лет. Когда подруги старше тебя на 2-3 года, первое, чему ты у них учишься, это плохое. Она научилась курить…
Так в большом зале «
Театра.doc» начался часовой спектакль «Для танго двое не нужны» - автобиографическая история Марины Клещёвой, которая сама исполняет роль главной героини. Она же режиссёр-постановщик без какого-либо специального образования (как говорит нам Google). Рядом с ней на сцене артисты Григорий Перель и Марина Карлышева. Они профессионально перевоплощаются в другие образы на протяжении всего спектакля. Марина же играет себя, поэтому иногда допускает оговорки, машет руками, как бы убеждая нас в происходящем: ну, ты понимаешь, да? Спектакль не для широкой публики. Да и сам театр не для всех.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/106222/106222_800.jpg)
Зрителей в зал запустила дама в шляпе и с подушкой-котом в руках, она держала её как дамскую сумочку. Глядя на эту картинность, я было подумала, что спектакль уже начался. Тем более, что артисты то и дело выходили из зала, проходили по коридору, здоровались с кем-то из публики. Дама в шляпе собрала наши билеты, мы выбрали места и… снова стали ждать. Спектакль, увы, начался не вовремя, как собственно вся наша жизнь, которая преподносит сюрпризы, руша договорённости и планы.
- В спектакле звучит ненормативная лексика, поэтому мы вас поймём, если вы захотите в любой момент покинуть зал, - говорит дама в шляпе. - И, пожалуйста, не курите под окнами и не обсуждайте громко спектакль на улице.
Кажется, это одна из причин, почему «Театр.doc» находится в поиске нового помещения. Сидя на чемоданах, труппа всё же даёт спектакли. Так, «Для танго двое не нужны» будет сыгран в подвале жилого дома на Малом Казённом, 12 ещё раз - 21 августа, потом - уже на другой сцене.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/106355/106355_800.jpg)
Глядя на то, как Марина Клещёва делает из своей жизни спектакль, я вдруг подумала о Гришковце, который сначала из своей жизни сделал книгу. Ну всё же просто. Если это кому-то интересно в той или иной форме, то почему бы это не дать? Зал был полон. Да, он маленький, но свободных мест было мало.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/107030/107030_600.jpg)
Идти ли на спектакль? Если вы родом из СССР и хотите окунуться в атмосферу 80-90-х, вдохнуть немного тюремной романтики, послушать песни под гитару в исполнении автора, то да, это нужно сделать.
Дубовые гитары с дубовыми струнами я помню, у самой такая же была. Впившийся металлик струны оставлял глубокий след на подушках пальцев. Говорили, что эти подушечки со временем огрубеют и будет легче. Мы терпели и тренькали, аккорд за аккордом, баре и переборы, а пальцы всё не грубели…
- У меня рвались пальцы, трескались, кровоточили, появлялись мозоли, я эти мозоли сдирала и опять играла, - Марина вспоминает, как научилась играть на шестиструнке. - И вдруг я поняла, что не знаю ни одной песни наизусть. Тогда я начала сочинять их сама. А что ещё делать девчонке-подростку под домашним арестом?
Любовь бывает зла, шау-бау-ба. Полюбишь и козла, шау-бау-ба.
Но знаю наперёд, шау-бау-ба. Кто любит, тот поёт…
Зал смеётся, но подпевает. А любовь проходит. И первая. И вторая. И внезапная - та, что появляется от тоски и однообразности, придуманная в замкнутом пространстве. Но каждый раз остаются стихи и песни. Несмотря на то, что они были оскорбительные и злые, и что она рвала их, желая вырвать всю эту историю с корнем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/106603/106603_800.jpg)
Когда умирает любовь, на пол бросают кепку или что там носил на голове очередной муж главной героини. К концу спектакля их на полу оказывается четыре. Лучший в мире мужчина, два почивших мужа и она.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/107482/107482_600.jpg)
Смена сцен происходит под стук сердца. На сцене становится темно - темно на душе. Зал, как и весь мир, затаился в ожидании. Должно что-то произойти и, видимо, происходит, потому что каждый раз мы видим уже другую Марину. Теперь всё, что с ней происходит, она рассказывает. Мыльные пузыри, что летают вокруг главной героини, когда она что-то печатает в ноутбуке, как рой радужных воспоминаний, фактов, образов, всё из жизни, ничего выдуманного.
Марина Клещёва открыта этому миру. Поэтому если вы слышали её песни или читали её в соц. сетях, то можно сходить и на спектакль. Если вы вообще не знаете, кто это, возможно, весь спектакль покажется вам вывернутой наружу фуфайкой. Просто будьте к этому готовы. Ну и знайте, что вас поймут, если вы выйдете тихонько из зала. Хотя в этот вечер таких не было. Зал аплодировал.
На спектакле была Анжелика ЛУКИНА, фото автора
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/106798/106798_800.jpg)
P.S. За приглашение спасибо проекту «
Москультура» / сообществу
moscultura и лично
tushinetc. Театру желаю развития и скорейшего определения с постоянным местом нахождения. А зрителей приглашаю 22 августа на документальный мультимедийный спектакль в формате «сегодня вечером и больше никогда». Говорят, будет что-то уникальное. Я бы сходила.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/107759/107759_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pubfm/79888528/107975/107975_600.jpg)