Недавно
набрел на очередную концептуализацию, которая все объясняет. Эммануэль Тодд развил идею еще в начале 80-х гг. Суть проста: тип семьи определяем согласно двум бинарным оппозициям
- либеральная/авторитарная семья;
- эгалитарная/неэгалитарная семья.
Примерные характеристики получающихся семейных структур таковы.
- Полная нуклеарная семья: либеральная и неэгалитарная (примеры: Великобритания, США).
- Эгалитарная нуклеарная семья: либеральная и эгалитарная (Польша, Северо-Запад Франции).
- Семья-община: авторитарная и эгалитарная, отец/мать доминирует, но вместе проживают несколько поколений, а наследство распределяется по эгалитарному принципу (Россия, Китай, центр Италии).
- Семья-родоначальник: авторитарная и неэгалитарная, отец доминирует, наследство достается первенцу мужского пола (Германия, Япония).
Модель Тодда очень полезная для генерирования пространных, слабо обоснованных, но увлекательных текстов на социологические и культурно-исторические темы. Уверен, специалисты, нахмурив брови, сумеют доставить много критики, дескать, натягиваем факты на модель, сама модель создана на ограниченном историческом материале et cetera, но, следуя фейерабендовскому духу эпистемологического анархизма, призываем активно пользоваться представленным концептом на кухнях и в курилках!
additum
Кстати, мысленно наложив схему Тодда на карту Европы, делаю предположение, что тип семейной структуры коррелирует со типом общины. Так, кажется, эгалитарная семья образуется там же, где мы встречаем соседскую общину (восточная Европа, кельтская часть Франции, центр Италии), а вот кровнородственная община дает, очевидно, неэгалитарную семью.