От Кутаиси до Тбилиси чуть больше 200 километров. И это расстояние даже по горным дорогам можно пролететь за 4 часа.
Мы ехали почти 10. Дело в том, что по дороге слишком много дивных мест, не заехать в которые просто преступление.
Первым делом в 10 утра мы поехали в заповедник Сетаплия. К открытию мы были единственными туристами, которых не пугал дождь. Гид провел нас по пещерам со следами динозавров, прошел с нами еще полкилометра по лесу, а дальше с фразой "Идите по тропе, время не ограничено" исчез во мраке.
Мне кажется именно в Сетаплии нас впервые накрыло ощущением величия здешней природы. На первой обзорной площадке мы были почти вровень с облаками.
В Сетаплии есть свой карстовые пещеры, но после Прометея они уже не так впечатляют воображение.
Гид сказал нам, что на самом верху горы есть стеклянная обзорная площадка, но в дождь туда лучше не ходить - скользко. К моменту, когда мы на нее взобрались дождь стих и мы решили, что не так уж нам и скользко. Это удивительное чувство стоять над облаками, когда под ногами только стекло и пустота.
Потом был долгий переезд через перевал. Серпантины дорог, плечи гор, покрытые осенним лесом и ощущение абсолютной свободы. Наверное именно это ощущение высоты и всесилия делает кавказских людей особенными. По дороге мы пару раз останавливались - у местных пекарен, где делают сладкий хлеб причудливой формы и на рынке керамики.
За перевалом был Гори. Тут мы разошлись на две часть. Первая группа ушла в древнюю крепость, вторая в составе меня, Паши и Сережи ушла в музей Сталина. Странный музей. Картины, фотографии, цитаты, книги, ковры, мраморные лестницы, статуи. Но все это какое-то бесцветное. Так выглядит стареющая певица-кабаре. Издалека - красотка, вблизи - старуха под толщей грима.
Последней остановкой на пути в Тбилиси был город в скалах Уплисцихе.
Это удивительное место, не поддающееся осознанию. Как они сумели много столетий назад сделать то, что сейчас требует многих дней кропотливой работы сотен людей? В этом месте чувствуешь существование некой силы, язык не повернется назвать ее Богом. Она старше, она мудрее, она беспощаднее. У нее нет имени, но она есть.