Feb 06, 2007 11:54
Захотелось про развитие и развивание детское написать, как я его вижу.
Во-первых, про разворачивание схем. Считаю, что оно доступно любому вменяемому родителю с минимально сформированной рефлексией. Прислушаться к себе и понять, как ты сам думаешь, как ты делал это, пока на насобачился так, что забыл начало. Важно! Ибо помощь в виде шикарного шоссе до трясины и после трясины никак не помогают перепрыгнуть эту самую трясину, нужно-таки разложить на элементы само главное действие, правильно определить места для "пеньков", предложить палку в опору или обход... В этом смысл любой методики.
Во-вторых, про то, чем развиВАНие отличается от натаскивания. Что ЭТО - то, что мы строим, - растет, как паутина: у нее есть основные лучевые нити навыков, но если прясть только их, то будет натаскивание. То, что соединяет эти лучи, то есть, сама круговая паутина, - это ассоциации, связи между модальностями:
понимание природных закономерностей связывает между собой прямую информацию о физическом мире и умение решать формальные задачи,
истинное проникновение в музыку соединяет между собой технику\знание о музыке и эмоциональный мир,
и даже простое техническое научение чтению есть не что иное, как связь смысловой звуковой речи с новой знаковой системой (это круг паутинки малого диаметра, очень близко к центру)...
Поэтому развитие есть обрастание связями и ассоциациями, а натаскивание ни уму ни сердцу не нужно...
В-третьих, про то, что смысл любого развиВАНия (обучение ли, воспитание ли) заключается в постепенном уходе взрослого из деятельности ребенка. В том, что касается обучения, большинство это понимает легко и быстро, многие учили про зону ближайшего развития, что в ней сильно присустствует взрослый, а потом валит оттуда постепенно, и это есть хорошо. Но только заходит речь о воспитании, как народ резко тормозит, а ведь идея та же самая: сделать человека, который может и умеет САМ: отличить хорошее от плохого, выбрать для себя, преодолеть трудность, принять решение, взять ответственность... Не дай Б-г нам иметь детей, которые в этих вопросах без нас беспомощны. Ибо род проходит и род приходит (с), и мы, я надеюсь, Барух Даян Эмет, умрем раньше наших детей...
Путано выражаюсь, да? Не стоит об этом писать?
мысли_о,
идейки,
детская_комната