Процесс психологического консультирования

Feb 16, 2020 12:16


Для многих людей профессия психолога является немного загадочной и таинственной и им непонятно, что же происходит на приёме и как устроен сеанс. Сегодня мы рассмотрим основные этапы психологической консультации.

Одна из задач работы психолога - это снятие и устранение острых психологических напряжений, неприятных переживаний и кризисных состояний. Часто человеку не с кем поделиться своими чувствами и жизненными затруднениями - поэтому он всё держит в себе. На психологической консультации человек осознаёт, что он не один со своей проблемой, что его внимательно слушают и сопереживают ему. Ведь многим людям кажется, что их проблемы неразрешимы именно потому, что они один на один с ними и они не чувствуют поддержки и помощи от окружающих. Одиночество усугубляет психологические проблемы и негативные состояния психики, поэтому человеку кажется его состояние безвыходным и безнадёжным. Люди, имеющие психологические проблемы, часто изолируются от других и замыкаются в себе, чтобы минимизировать стресс и страдания от окружающих, но при этом остро жаждут присутствия рядом человека, который бы их понял, не осуждал и поддержал морально и психологически.

Человека тяготят и мучают его внутренние психологические проблемы, его всё бесит и раздражает, нервы на пределе. Поэтому даже однократное посещение психолога поможет человеку выговориться - это уже облегчит его состояние. Во многих случаях после одного только разговора клиент может испытывать душевное облегчение - человек смог высказаться и рассказать честно и искреннее о своих проблемах и терзающих чувствах и при этом быть услышанным. Когда он рассказывает и делится своими переживаниями с психологом, облекая их в слова - это способствует снятию внутреннего напряжения. Когда человек делится своими чувствами, он абстрагируется от них и отделяет их от себя, вычленяя саму суть переживаний и беспокойства. Так он может посмотреть на них со стороны. И главное, он находит понимание и отклик на своё состояние. Бывает, что нужен взгляд со стороны на проблему человека - это поможет ему лучше понять свою проблему и пути выхода из неё. После проработки и выплеска всех своих негативных эмоций клиент может испытывать душевный подъём и прилив сил, в том числе и на телесном уровне.

Главная задача в совместной работе с психологом - это чтобы клиент обрёл независимость личности, стал уверенным в себе и своих способностях и возможностях, соблюдал автономность своих личных границ и открыл внутренние психологические ресурсы (потенциал личности) для преодоления стрессовой ситуации. Главное, чтобы клиент сам хотел позитивных изменений в себе. Психолог не может насильно изменить человека и заставить его стать другим. Образно говоря, психолог играет роль компаса, показывая человеку выход из сложившейся тупиковой ситуации. Следовательно, преодолевать путь, работая над собой в поисках обретения себя или стоять на месте и ничего не делать - это уже выбор клиента.

У некоторых людей, которые хотят посетить психолога, есть опасения, что их не поймут и даже осудят, будут смотреть на них с недоумением. На самом деле психолог никогда не должен читать нотаций, поучать и осуждать человека и его поступки, быть категоричным и навязывать своё мнение. Психолог всегда должен принимать человека таким, какой он есть и понимать его мысли, суждения, мотивы, действия и поведение и соблюдать нейтральность в оценочных суждениях. Даже если человек говорит странные или даже шокирующие вещи, всегда в первую очередь стоит понять их причину и что за ними стоит, а не давать им осуждающее оценочное суждение с точки зрения этики и морали - ведь оно не принесёт никакой пользы клиенту, а только усугубит его проблемы. Следует помнить, что человек имеет право на негативные и враждебные эмоции. К клиенту в первую очередь нужно относиться с уважением как к самостоятельной и по-своему уникальной личности со своим жизненным опытом и мировоззрением. Поэтому процесс консультативного взаимодействия должен строиться на равных. Также каждому клиенту гарантируется конфиденциальность. Все эти аспекты консультирования прописаны в Этическом кодексе психолога, принятым Российским психологическим обществом в 2012 году.

В начале цикла встреч желательно заключение письменного договора на оказание психологических услуг, где юридически регламентированы права, обязанности и ответственность сторон. Это способствует более эффективному консультативному процессу и достижению положительного конечного результата.

В последнее время среди клиентов много тех, кто хотел бы анонимно посетить психолога, скрывая своё ФИО, дату рождения и другие личные данные (например, номер телефона). Частнопрактикующие психологи могут при возможности обеспечить такой приём, обычно это условие обговаривается заранее, до начала консультаций.

Первичный этап консультации - это знакомство и установление контакта, выяснение причины обращения за психологической помощью и построение рабочих отношений. Параллельно с этим идёт сбор информации о клиенте и его проблеме. После анализа запроса заключается устный психологический контракт для конкретизации и согласования главной задачи, цели, процесса и результатов консультирования, обсуждения организационных вопросов и создания рабочего альянса.

Далее идёт этап разбора ситуации. Клиенты начинают рассказывать о своих проблемах, а психолог задаёт наводящие и уточняющие вопросы и побуждает к дальнейшему самораскрытию. Процесс работы психолога и клиента в идеале должен строиться по принципу «всё нужно обсуждать и ничего нельзя навязывать». Психолог применяет технику активного слушания, которая помогает человеку лучше открыться и откровенно рассказать о своих жизненных затруднениях. Психолог также обращает внимание и на невербальные сигналы - это поза, мимика, жесты, направление взгляда, интонация, тембр и темп речи. Большое значение имеет бессознательное клиента, ведь многие причины психологических проблем могут находиться именно там. Поэтому для анализа бессознательных процессов могут применяться проективные рисуночные методики, метафорические ассоциативные карты (МАК), анализ сновидений. Для более точной диагностики личности могут быть использованы разнообразные тесты. Всё это даёт более точный анализ личности клиента и причину его психологических проблем.

Совместно с этим идёт планирование и структурирование процесса психологического консультирования для достижения более эффективной и продуктивной работы и оценки динамики изменений у клиента. Ранее заключённый устный психологический контракт может быть скорректирован и изменён. Психологическое консультирование делится на этапы, где ставятся цели, ведущие в итоге к конечному результату.

Клиенты часто бывают очень чувствительными, обидчивыми и ранимыми, они всё могут принимать на свой счёт, поэтому психолог работает с ними деликатно и вежливо, учитывает их душевное состояние и тип темперамента. С другой стороны некоторые клиенты хотят чтобы их пожалели, посочувствовали им, хотят получить опеку, но при этом они ничего не желают менять в своей жизни. Поэтому стиль работы психолога с клиентом зависит от психологического состояния, настроя и проблемной ситуации клиента. Бывает, что клиенту нужна мотивация, стимул и опора, чтобы найти в себе силы и разрешить проблемную ситуацию. В других случаях психолог применяет метод конфронтации, когда клиенту нужна эмоциональная встряска чтобы осознать свои проблемы и начать их решать - так психолог побуждает клиента к действию и активности.

Клиенты могут плакать во время повествования - это хороший знак, после слёз наступает душевное облегчение и психологическая разрядка. Могут быть агрессивные и враждебные чувства к психологу - это нормальное явление, это признак того, что, скорее всего, найден корень проблемы. Также важен процесс психологического переноса, когда психолог в сознании клиента бессознательно отождествляется с какой-то значимой фигурой из прошлого и все чувства, связанные с этой фигурой, теперь переносятся на психолога. Всё это даёт психологу ценную информацию, которая будет анализироваться в процессе сеанса для установления истинной причины жизненных затруднений. Бывает, что у человека срабатывает механизм психологического сопротивления, он может уводить от сути проблемы, менять тему разговора и больше не приходить на встречи. Это частое явление у немотивированных клиентов.

После поиска возможной причины психологической проблемы, следуют этапы установления и проверки гипотезы и последующая психокоррекция и трансформация личности. Это может быть интерпретация проблемы, ведь осознание клиентом скрытой причины может разрешить и устранить саму проблему; разнообразные упражнения, методики, приёмы и техники, которые выполняются вместе с психологом; предоставление информации (психологическое просвещение); обсуждение и внушение; разного рода памятки и рекомендации и др. В некоторых случаях даётся домашнее задание, которое клиент должен выполнить к следующей встрече и последующее обсуждение результатов домашней работы. Также важны те мысли, чувства и сновидения, которые посещали клиента после сеанса работы с психологом.

В конце психологической консультации (и всего курса встреч) желательно, чтобы клиент дал обратную связь - резюмировал и подытожил то, что он понял и осознал во время работы с психологом и отметил те позитивные изменения личности, которые с ним произошли за это время.

#помощьпсихолога, #психологи, #психолог, #консультация, #психология, #психологконсультант, #работапсихолога, #психотерапия, #услугипсихолога, #психологическаяпомощь, #психологическаяподдержка, консультация психолога, #психологическоеконсультирование, #психокоррекция, #психоанализ, #психологпрактикующий, #приемпсихолога, #практическаяпсихология, #психологическаякоррекция, #психологическиеуслуги, #консультациипсихолога, #консультативнаяпсихология, #консультацияпсихолога

Previous post Next post
Up