В последние дни в адрес «Психоаналитического летописца» все чаще звучат вопросы: как продвигается работа над мемуарным проектом, посвященным 30-летнему юбилею нынешнего этапа развития отечественного психоанализа? И когда выйдет в свет сборник соответствующих интервью и воспоминаний, собиранием которых мы занимаемся с апреля заканчивающегося года?
Отвечаю - работа над сборником вышла на завершающий этап редактирования и сюжетной компоновки. Этап этот вряд ли будет коротким: предстоит обработать многие и многие сотни страниц, а потом еще согласовать результаты этой обработки с авторами воспоминаний.
Так что книга как таковая появится в начале следующего года, скорее всего ближе к весне, что несколько позже ранее объявляемых сроков. Но это запоздание связано с неожиданной успешностью проекта и огромной массой собранных материалов, требующих итоговой систематизации.
Но уже сегодня ясно, что проект удался и в связи с этим мне хочется выразить нашу признательность всем тем, кто поддержал его деятельно и материально. Пожертвованные спонсорами средства позволили частично покрыть немалые расходы «Летописца» на распечатку аудиозаписей собранных интервью и их литературную обработку.
Особо подчеркнуть стоит вклад в реализацию этого историко-мемуарного проекта Ирины Медведевой, координировавшей перевод интервью в текстовый формат и занимающейся ныне литературным редактированием этих текстов, и Дарьи Хасановой, выполнившей огромный массив работы по протоколированию собранных аудиозаписей.
Огромное спасибо всем коллегам, нашедшим время для встреч и рассказов о своей личной и нашей общей психоаналитической истории (а также всем тем, кто прислал в адрес «Летописца» свои письменные воспоминания).
При сборе мемуарных интервью и воспоминаний мы практически не встречали отказов, что само по себе значимо. Ранняя история нынешнего этапа развития российского психоаналитического движения, названного некогда В.И.Овчаренко «интегративным» (что звучит ныне несколько парадоксально) и отсчитываемого им с 1989 года, сегодня частично вытеснена нашим психоаналитическим сообществом, а по большей части искажена, переписана в угоду мифам, распространяемым нынешними его героями и антигероями. Но возвращение вытесненного и исправление искаженного, как учит нас психоанализ, всегда идут на пользу как отдельному человеку, так и сообществу. И единодушное понимание этого всеми коллегами, независимо от их «клановой принадлежности», вселяет надежду на то, что хотя бы на четвертом своем десятке данный этап российского психоаналитического движения и вправду станет интегративным. По крайней мере мы в «Психоаналитическом летописце» на это надеемся и все, что в наших силах, для этого сделаем.
Насколько все же полна историческая картина, составленная из «всего лишь» нескольких десятков свидетельств? Ведь в общей сложности число «мемуаристов», принявших участи в составлении мемуарного сборника, приближается сегодня к пятидесяти…
Отвечу так - она полна настолько, насколько это сегодня возможно. Ведь, к сожалению, живы уже далеко не все «пионеры» постперестроечного российского психоанализа. И в мемуарных материалах уже не звучат, а только многократно упоминаются имена Аграчева С.Г. (1952-1998), Белкина А.И. (1927-2003), Гуревича П.С. (1933-2018), Кравцова Б.Г. (1940-2005), Овчаренко В.И. (1943-2009), Черкасова С.М. (1935-1997), Соколова Э.В. (1932-2003). С некоторыми (к счастью - немногими) активными деятелями российского психоаналитического движения тридцатилетней давности, к сожалению, так и не удалось наладить контакты для встречи или же дистанционного общения. Больше всего сожалений мы испытываем по поводу отсутствия в готовящемся сборнике интервью со Львом Герциком и Георгием Бурковским, вклад которые в развитие психоаналитической активности в Москве и Ленинграде/Санкт-Петербурге, соответственно, несомненен и значителен. Но необъятное, как известно, не обнимешь; к тому же мы надеемся, что выход книги в свет породит желание у тех, кто по праву причастен к нашему общему юбилею, но по той или иной причине не стал участником этого проекта, высказать публично свои воспоминания. И тогда, возможно, мы подготовим новое, расширенное и дополненное издание этого сборника.
Так что, повторяю, наша общая попытка вспомнить и описать историю отечественного психоанализа периода его выхода в конце 80-х из латентного состояния дала результат настолько полный, насколько это вообще сегодня возможно. За весь период работы по первичному сбору мемуарных материалов мы в «Летописце» лишь дважды столкнулись с отказом в сотрудничестве, прозвучавшим, как это ни парадоксально, из двух противоположных, можно даже сказать - альтернативных, групп. Отказался рассказать о своих первых шагах в психоанализ и о своей активности периода конца 80-х и начала 90-х годов Михаил Решетников, сославшись на отсутствие у «Психоаналитического летописца» равноудаленности по отношению к группе его нынешних соратникам и их многочисленным врагам (а точнее, как мы поняли, в связи с нашей неготовностью верить в активно транслируемые им конфронтационные мифы и их ретранслировать). Не пошло с нами на контакт и руководство Московского психоаналитического общества; Игорь Кадыров вообще не откликнулся на неоднократные просьбы о встрече, а Александр Усков прямолинейно сформулировал причину такого отказа от сотрудничества с «Летописцем»: «у нас с вами разный психоанализ…». Ну да ничего, психоанализ у нас всех и вправду разный (к счастью иного и не бывает, тут унификация немыслима, да и невозможна), но история-то у нас все равно общая, ее уже не изменить и не переписать, не подогнать под ту или иную оценочную ее позицию. Она уже случилась и породила нас именно такими, каковы мы есть, что бы мы по этому поводу не думали и какими бы мифами от нее не отгораживались. Как говорится - что выросло, то и выросло… А реконструкция, причем безоценочная, подлинного вклада в историю отечественного психоанализа и Михаила Решетникова, и «ветеранов» МПО (а прежде всего - Сергея Аграчева), в сборнике будет сделана в режиме «взгляда со стороны», в том виде, в каком все это было увидено глазами свидетелей и участников тех давних уже событий и рассказано ими в интервью и воспоминаниях.
В этой связи часто звучит еще один вопрос: можно ли опираться при исторической реконструкции прошлого на воспоминания свидетелей и участников? И тем более - на воспоминания о событиях, имевших место несколько десятилетий тому назад…
Мы знаем классическое выражение «врет как очевидец» и помним завещанное нам Фрейдом понимание любых воспоминаний как попытки скрыть правду, спрятать нечто настолько подлинное, что оно становится невыразимым. И потому мемуары любого человека есть форма проявления его личной мифологии, т.е. версия прошлого, опирающаяся не на реалии, а на стремление подкрепить его собственную веру «придуманного себя» и на желание убедить окружающих в подлинности и историчности этой имиджевой роли.
Все так, но там, где подобного рода свидетельства очевидцев одних и тех же событий представлены не единичными рассказами, а десятками сообщений, где они подкреплены документальными свидетельствами (спасибо В.М.Лейбину и В.И.Овчаренко за их «Антологию российского психоанализа»; многие документальные материалы, там представленные, в подлинниках уже утрачены, а порою и намеренно уничтожены), разного рода измышления и фантазии, вольные или невольные, быстро обнаруживаются и уходят в своего рода «побочный осадок», уступая центральное место тому материалу, подлинность которого подтверждена многократно.
Дополнительным «критерием истинности» той картины предыстории и первых шагов постперестроечного российского психоанализа, которая складывается из совокупности собранных нами мемуарных рассказов, является то, что «Летописцу» удалось ввести в контекст историографии новейшего этапа отечественного психоаналитического движения свидетельства тех его участников, голоса которых сегодня не часто звучат в силу их отъезда из России: Юлии Алешиной, Павла Снежневского, Евгения Гильбо, Сергея Зимовца, Марии Тимофеевой, и др.
Картина в итоге получилась многогранная и многозначная, в принципе - такая же, как и сама наша психоаналитическая история. Работа над нею лично мне показалась похожей на реставрацию художественного полотна, откуда удаляются позднейшие фрагменты, закрывающие изначальный пласт, а недостающие части картины бережно реставрируются. И в итоге через изначальный хаос разрозненных фрагментом начинает проступать если не всегда гармоничное (и уж точно не всегда прекрасное), но уже явным образом понятное изображение. В котором мы можем разглядеть истоки многих странностей нашего нынешнего состояния; и опираясь на которое можем наметить пути решения множества проблем, буквальным образом терзающих наше психоаналитическое сообщество. Включая главную проблему - отсутствия в нашем сообществе не просто единства, а даже хотя бы малейших интегративных тенденций…
Уверен, что все те, кто пишет мне о нетерпеливом ожидании выхода подготавливаемого нами мемуарного сборника в свет, не будут разочарованы в своих ожиданиях.
Владимир Медведев, координатор исторического проекта «Психоаналитический летописец»