На случай если по кому-то уже вдарил кризис и хочется махнуть на все рукой... в монастырь не желаете? Как чувствовали, в Крыму еще и братскую обитель присмотрели. Волошин, между прочим, после посещения оной стихи писать начал. А вдруг и у вас обнаружатся скрытые таланты! ;)
Находится это чудное место неподалеку от Старого Крыма и зовется Сурб-Хач, что переводится с армянского как "святой крест". И вправду, каменных крестов (хачкаров) здесь навалом. Они считаются уникальными формами армянской культуры, увековечивающими память праведных людей или важных событий.
Мы предположили, что и само название монастыря при входе в него "записано" с помощью этих крестов. Количество их совпадает с количеством букв в названии и орнамент напоминает символы. Армянского никто не знает случаем? :)
Сам монастырь похож на средневековый замок.
Отчасти так и есть. Оказывается, с 14 века (время строительства монастыря) в Крыму существовала колония армян настолько большая, что Восточный Крым стали называть Малой Арменией. Армянские князья с дружинами являлись заслоном генуэзской Кафы от набегов кочевых татар. Поэтому в Сурб-Хаче есть и сторожевая башня, и окна-бойницы, а в свое время вокруг высились мощные оборонительные стены.
Вход в сам монастырь был темным и узким, а над ним, на своеобразных антресолях, дежурил привратник, тщательно осматривающий посетителей.
Темный коридор довольно резко сменяется внутренним двориком, залитым солнечным светом .
Слева он ограничен трапезной, состоящей из двух частей. В одной из них размещена небольшая экспозиция и вход в неприятно темный цокольный этаж. Я туда спускалась с большой опаской и выскочила обратно пулей, а поляки рыскали с интересом.
Да, даже в монастыре нам повстречалась группа поляков :) Они повсюду, чесслово. Веселые, правда, болтливые. Один добродушный толстячок постоянно бросал в наш адрес шутливые реплики на русском относительно наблюдаемого вокруг. А потом они дружно свалили искать кафе. Видели потом это "кафе", жаль что не видала реакции на него поляков :))
Во второй части расположена собственно трапезная. Я сразу заняла вип-места и стала ждать обеда :))
Мда, может надо было к полякам присоединиться? )
Ну, если не снедь, то красивые своды достойны восхищения.
Напротив трапезной - вход в гавит ("вестибюль" храма), из которого "вырастает" сторожевая башня и колокольня по совместительству.
Сам храм организован довольно интересно. С помощью пять проемов, просматриваемых насквозь, создан пятиметровый перепад на протяжении сорока с небольшим метров.
В результате по пути к алтарю прихожанин несколько раз поднимается по ступенькам, а цель его пронизана лучем солнечного света, падающим из узкого окна. Таким образом человек как бы поднимается к духовным высотам.
А возвращаясь спускается в мирское. По нисходящей ось движения была дополнена ступенями в трапезную ("царство тела"), а в самой трапезной напротив двери располагалось большое окно, из которого открывался вид на долину, полную шумной торговой жизни.
Из-за множества окон храм действительно выглядит светлым и воздушным, несмотря на грубые каменные стены. Порадовало и то, что свечки можно ставить где угодно, а не по строгой и неочевидной системе, как у нас.
А еще в храме покоятся "святые учителя". Места их захоронения отмечены малозаметными на первый взгляд крестами и расположены они не где-то по периметру, а посередине помещения вплоть до алтаря, прямо под ногами прихожан. У изголовья могилы одного из них, Аванеса Себастаци (ни гугль, ни википедия его не знают, поэтому чем засвятился, не удалось выяснить), насыпано немного земли, которая якобы освящена благостью этого человека и имеет целебную силу. Ее можно взять с собой, но, по обычаю, следуют вернуть обратно после того, как она помогла.
Что еще есть в монастыре? Симпатичная, но малоприметная гостиница. Два фонтана с очень уместной в 30-градусную жару холодной водицей.
И мелочи, которых на карте не увидишь )
И еще одна интересная деталь. Монастырь производит впечатление затерянной далеко в горах уединённой обители, однако к нему ведут 3 км отлично асфальтированной дороги, подобной которой мы не наблюдали не то что в неприметном Старом Крыму, но и в мекке богемного отдыха Коктебеле :) Так и не поняли, что это: исконно армянская склонность к аккуратности или задел на будущие прибыли от паломничества.
Кстати, в Старом Крыму порадовал глаз вот такой славный домик. Интересно, какой национальности он :)
И напоследок самая драматичная часть повествования :))) Неподалеку от основной территории монастыря обнаружили указатель, сообщающий, что в 3 км отсель находится храм Святого Георгия. По урбанистичной дикости три километра показались мне вполне удобоваримым продолжением прогулки, но довольно скоро выяснилось, что путь в горку по ухабистой тропинке все в ту же 30-градусную жару - не совсем то же самое, что пройти пешком несколько кварталов города. В общем всю дорогу я ругалась как пенсионер на завалинке, дико радовалась встречающимся родничкам и надеялась, что Георгий оправдает мои мученья. Представьте себе мои ощущения, когда вместо храма мы увидели это:
От храма остались лишь густо поросшие развалины. Впечатляли они разве что несоответствием ожиданиям. И мне сразу стало ясно, почему у единственных встретившихся нам по дороге людей были такие странные лица и сочувствующие взгляды :)
Кстати, несколько фотографий, красивый план монастыря и много интересной информации почерпнули в на редкость толковом путеводителе, купленном в Феодосии за довольно скромные деньги. Удобный карманный формат с плотной обложкой и хорошей глянцевой бумагой, цветовые разделители, интересные описания с гиперссылками и справочной информацией, множество фотографий и схем, обложка раскрывается в карты окрестностей Коктебеля. Прочитали его от корки до корки с большим удовольствием. Не говоря уж о полезности почерпнутой информации. Судя по всему, есть целая серия подобных путеводителей и для других городов Крыма, что не может не радовать.