Feb 10, 2015 02:00
Сегодня мне пришлось выдержать напор обратной связи бабушки-сопроводительницы, но именно ее негодование по поводу нашего хаоса, выявило еще большую глубину процесса.
Ученица приготовила удивительное домашнее задание, то, что мы в прошлый раз импровизировали сонату...не прошло мимо. Она предоставила 2 варианта: первый постижение формы через интервал(обозначу его так), второй - через жанровое обобщение знакомых мелодий. Интуитивное ощущение у девчушки развито великолепно, и я размышляю: какое же счастье, что родители считают мои занятия полезными.(сначала будет музыковедение, после психология)
Для каждой части она выбрала интервал(и поместила его в основу аккомпанемента, общая тональность), который на мой взгляд очень глубоко отражает суть - 1часть терция до-ми (замечательный выбор: тонического звука и третьей ладовой ступени, вполне катит на отражение главной и побочной партии в сон.аллегро, плюс ее гармоничность, сбалансированность) 2часть - секста до-ля, и ее широта, минорный оттенок, как раз идеально был выражен в медленной и задумчивой импровизации,3 часть-секунда ми-фа, ну чем не скерцо?4часть - кварта до-фа,призывное желание сблизить мажорные краски тоники и субдоминанты, выразить активное и действенное финала. Все это пронеслось в моем пролактиновом мозге, и я подумала бывает же, так тонко неосознанно ощущает. На слух конечно все было специфично, но!!! я вижу пока задачу не сколько найти соподчинение музыкальной мысли и интонационного языка, а именно выражение чувств и внутреннего замысла, то, как разворачивается динамическое действо в пространстве времени. Увы бабушка...услышала только "сумбур вместо музыки" (по моим ощущениям, а то какой смысл был мне рассказывать про системность и доведение до совершенства)
Жанровый подбор тоже был прекрасен не менее.
Мы успели поимпровизировать на барабанах, и я заметила какой прогресс появляется чтобы соответствовать роли ведущего и аккомпанирующего, как выстраивается целостность, что появляется стабильность ритмического ощущения. Почитали с листа на блокфлейтах, было много качественных унисонов и вообще взаимопонимания. Я услышала 2 развернутые музыкальные истории, изображенные с помощью тембров моего цифрового инструмента и 1 маленькая на металлофоне.
Час занятий, без малейшего отвлечения для 8летки...это ИМХО грандиозно, пусть даже мы меняли инструменты и сферы деятельности. А вот потом мне пришлось нервно потеть, чтобы выдержать непонимание "что это было".
Подумала я, что только часовая прогулка в парке меня спасет от внутренних терзаний, и вот что я надумала.
1)налицо ребенок-хаотик, но в этом же море плюсов!!!И действительно за урок успевает произойти столько всего ...и только спустя время можно заметить как это срастается в глобальное и объемное практическое.
2)то, что идет развитие последовательности в действиях...доказывается тем, что все задуманное играется от начала до конца, ни разу я не замечала брошенной по середине фразы, мелодии, упражнения. Все договоренности исполняются и роли выдерживаются до конца.
3)то,что кажется поверхностно освоенным, то это не так...за 2 месяца по специальности(домра в ДМШ) в работе около 10 мелодий, на моем же занятии часто приходится сразу выучить наизусть, чтобы оперировать этим материалом в импровизации. То что на фортепиано играется выученная мелодия и тут же транспонируется, переносится на блокфлейту, то для меня очень серьезное владение.
4)При переносе с инструмента сохранен ритм (а это значит развитие координации движений и мышления, т.к. на каждом инструменте свои моторные фишки)Играет с темпом и динамикой, что является показателем ощущения этих средств как музыкально выразительных.
5)Исходя из интересов ... наращиваются большие объемы прочитанной музыкальной литературы(звучит пафосно)...но как еще обозначить музыкальную любознательность ))))
Чтобы снять с себя напряжение после разговора с бабушкой, позвонила маме... и мне рассказали вот такую историю))
В прошлом году собираясь на гитару, попали на домру; от полного незнания инструмента подошли к первому концертному выступлению. В прошлом году был прокатный инструмент, но не было желания заниматься дома, в этом году...инструмента нет, но зато большое стремление играть на маленьком синтезаторе и блокфлейте. Каждодневное! Играет самое разное, подбирает по слуху, ищет какие-то неожиданные приемы звукоизвлечения, пытается сочинять и записывать придуманное.
Сама мама мечтала когда заниматься в музыкалке, долго просила, в 6 лет ее отвели, способности подтвердили, но полгода каждодневных занятий, систематичных и по 2 часа настолько убили желание, что она стала плакать и просить уйти из музыки...на 8 марта первого учебного года был сделан подарок - освобождение от мучений. Да, за первое полугодие было сделан результат - приличная программа,годная для выступления, но цена этого....уход из школы.
Все как в сексе, как только появляется принуждение...возбуждение стремиться у нулю, "надо" можно получить только играя в "возможно", удовольствие - реализуя свои потребности.
педагогическая поэма