Jan 10, 2015 15:47
Дети на финише, уже запаковали вещи, ждут автобуса, встреча с родителями во вторник, а пока записываю свои главные находки.
В этот заезд детей больше -28, возраст от 7 до 14, просто прекрасное поле для осмысления, видеть возрастные особенности, наблюдать как дети взрослеют, какие вопросы своего мира решают, как контактируют, насколько нуждаются во взрослых, помощи, поддержке, принятии.
Выражать себя Чем младше ребенок, тем более видимые проявления, телесно, эмоционально, двигательно. Малыши могут без слов показать свое отношение, и дешифратор во взрослом настраивается на невербальные сигналы. Им сложно отвечать на вопросы публично(видимо напоминает школу), почти не обращают внимания на слова других детей,перебивают, если вопрос интересен им, и чтоб поддержать обсуждение взрослому надо регулировать процесс. При этом в личной беседе готовы делиться своим взглядом на рисунок, обсуждать выраженное, проявлять свой внутренний мир, конкретизировать его словами. Выражать, значит проявлять себя...в этом много чувств, и пока они в привычных действиях без словесного оформления почти не осознаются, пролетают без внимания. Мои вопросы ловят, усиливают эти проявления, дают им имя, ведут к обозначенному пониманию, что сейчас происходит. Осознание ведет к взрослению.
Творчество реализовывать свой замысел возможно в обстановке безопасности и доверия, творчество действующий механизм самоактуализации личности.
Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать».
Я не знаю, так ли взрослые влияют на направление поля(вожатые, психологи), но буквально к третьему дню, когда был пиковый этап адаптации, творческая энергий взяла и повела за собой. Старшие попробовав барабаны и калимбу, поделившись своими приятными и агрессивными переживаниями смогли настроится на взаимодейстсвие. Рискнуть импровизировать, быть собой, искать в инструментах разнообразие их возможностей, выявлять сильное и слабое. И самое большое....услышать себя соло в играющем ансамбле других, найти место, меру своему звучанию в гармонии с другими. Может это и стало точкой раскрытия своего потенциала ?Это какое-то глобальное ощущение, когда звучат все вместе, одновременно, и при этом у каждого свои возможности проявлять себя.
Через день я приехала рисовать пряники...и та девчушка, что попробовала себя лидером в импровизации(попросила первой начать и чтоб к ней подстраивались) была уже совсем в ином состоянии. Словно распрямилась, дала право себе продемонстрировать свой художественный талант,услышать море слов восхищения и удивления ее творческим. Цветок полили живительной влагой и он раскрыл свой прекрасный, сложный, богатый внутренний мир. И что удивительно...все остальные потянулись рассматривать это. Этой девчушке отдали "звезду"(для него я подготовила пряник-звездочку) своего внимания, наговорили теплых пожеланий весьма искренне.
Увидев такое развитие событий я почувствовала радость причастности к вот такому процессу актуализации. Какое-то волшебство в нем и неимоверная сила.
Слияние-назойливость В этот раз я прочувствовала новый аспект слияния, когда ребенок из неуверенности льнет к взрослому,назойливо тянет внимание. Вижу в этом необходимость другого, чтобы демонстрировать свое "Я". Это тот механизм, когда ребенок теряется и растворяется, не понимает себя, не ощущает где заканчиваются его границы, а где взрослого. Эти дети облепляют, нуждаются в прикосновениях, обнимашках....словно восполняют тот период, когда слияние было естественной потребностью. И я вижу только один выход...даже не прорисовывать границы, а наполнять пониманием своей идентичности, укреплять самость, опираться на независимость в выборе, суждениях, желаниях.
психотерапия