Свобода в музыкальном образовании

Jan 09, 2015 23:47

Я периодически сомневаюсь в том, что следование за ребенком, его потребностями может быть продуктивным в обучении. И вот очередное занятие показывает, что это так.
После небольшого перерыва приходят ко мне сестра и брат, еще недавно у 8летки было всего лишь пару уверенных звуков на блокфлейте, а тут она подобрала Елочку(та что посложнее "В лесу родилась..") и радостно демонстрирует свою работу. С удовольствием подбирает на фортепиано, спрашивает про тональность, ищет устойчивые звуки, исправляет ошибки...на слух определяет необходимые черные клавиши. А еще ей очень важно придумывать и записывать свое. Много "пишет" дуэтов, для нашего коллективного исполнения. И пусть сочинения пока еще не совершенны, но я уже в них вижу изменения к лучшему, к благозвучному, осмысленному применению ее интонационного запаса.
Пробуют совместные игры на фортепиано с братом, договариваются о ролях и правилах, сценарии "музыкального изображения". А еще случайно, тренируясь в длинных звуках на блокфлейте, родилось наше совместное упражнение: один играет долгий звук(добирая дыхание), а второй пытается импровизировать мелодию, опираясь на эту основу. И так по очереди, меняясь ролями, получая удовольствие из рождающихся новых созвучий.
Наблюдая за младшим вижу, что его в моем цифровом инструменте, скорее интересуют цифры и изменения тембров. Предложила металлофон, оказывается он знает последовательность звуков "до, ре, ми"....и так все 7 нот.С методичной упертостью он играет последовательность и шепчет названия. Ловлю эту страсть к математике и прошу играть в обратном порядке и через звук(мысленно проговаривая, тот что пропускает) - с удовольствием играет с этим материалом. И теперь понимаю, что вот эта его страсть к подсчету,к поиску соответствий будет нашей отправной точкой. Буду думать как с этим можно играть дальше)) Как из этого маленького навыка выращивать поле музыкальной деятельности.Пусть это не совсем музыка...но для меня эта игра ступенечка к дверям в музыкальный мир.
Близнецы ведут меня к своим полюсам. Одному важно научиться и показать маме результат. Ему нужны способы и доказательства, что его работоспособность одобряется взрослым. Так он получает принятие и заслуженное поощрение "я хороший для мамы" (она же хочет, чтоб он учился музыке). А другой брат - наоборот, полон негативизма, отвергает любое преодоление сложностей. Но постоянно спрашивает, а как с этим заданием справился брат. Конкуренция достает из него всю энергию и возможность быть собой. Последнее время, когда рисуем, вдруг неожиданно на картинке у него возникает пожар...уже несколько раз рисовал большой горящий дом. Я пока наблюдаю просто и позволяю выражать себя, поощряю, если ему хочется громких звуков. И тут я читаю у Оукленд про ребенка рисующего пожар,тогда он чувствует себя сильным и заметным. Мне кажется, что у моего младшего близняшки именно такая потребность...т.к. он и физически слабее брата и ему сложнее получить одобрение родителей(он более импульсивный, ему сложнее даются волевые усилия).Может мои занятия как раз помогут ему выразить накопившееся напряжение и со временем появится место для движения в обучении.
Агата сегодня проявляла интерес к блокфлейте, у меня родилась метафора, что нижняя дырочка это пупочек на животе, а все остальные - это позвонки на спинке. Ей очень понравилась такая музыкальная анатомия и даже получалось 3-4 разных чистых звука извлечь. А еще мне показалось, что в таком возрасте хорошо будет зеркало, чтоб она еще и визуально контролировала как дырки закрывает.Осознанность и чувствительность телесного повышаем )))

педагогическая поэма, Флейта

Previous post Next post
Up