Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2

Apr 25, 2023 14:20


Сегодня рассмотрим графомоторные и гностические упражнения.

Предыдущие статьи из цикла «Нейрогимнастика»:

Что такое нейрогимнастика?

О "Гимнастике мозга" П. Деннисона

Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии

Виды и группы нейропсихологических упражнений

Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1

Графомоторные упражнения

Графомоторный навык - это привычные положения и движения пишущей руки. Развитие графомоторных навыков - это основа успешного овладения письмом и грамотой.

Графомоторные навыки очень связаны со зрительным и пространственным восприятием. Развитие восприятия различной модальности (зрительное, пространственное, аудиальное, тактильное) создает основу для формирования познавательных процессов и речи.

Таким образом, овладение графомоторными навыками включает в себя самые разные операции: и зрительно-пространственное восприятие и операции, и зрительно-моторную координацию, и мелкую моторику.

Поэтому графомоторные упражнения чаще всего направлены на развитие зрительного восприятия (гнозиса), зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного ориентирования, межполушарного взаимодействия.

Сюда относятся такие упражнения, как:

  • проведение линий в разных направлениях, в том числе обеими руками одновременно;
  • проведения сложных непрерывных линий;
  • аккуратная штриховка (в том числе обеими руками);
  • упражнения на зрительное восприятие;
  • совмещение графомоторных действий и артикуляционных
  • и другие.


Перед тем как перейти непосредственно к упражнениям, несколько слов о нейропсихологии письма (по Цветковой Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление») 👇.

Мозговая основа письма весьма сложна и требует совместной работы не одного, а ряда участков мозга.

Психологический уровень реализуется за счет работы лобных отделов мозга.

Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, передне-затылочных отделов (зона ТРО).

Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), обеспечивается совместной работой передней и задней речевых зон, отвечающих за синтагматику и парадигматику речи.

Совместная работа всех этих участков мозга и составляет мозговую основу процесса письма.

В функциональную систему, обеспечивающую нормальный процесс письма, входят различные участки коры левого полушария мозга и различные анализаторные системы (акустическая, оптическая, моторная и т.д.), причем каждая из них обеспечивает нормальное протекание лишь одного какого-либо звена в структуре письма, а все вместе - нормальные условия для осуществления сложного целостного процесса письма.

Таким образом, письмо нельзя отнести ни только к речи, ни к процессам зрительного восприятия и моторики. Письмо является сложным психическим процессом включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.

У взрослого человека, обладающего высокоразвитым письмом, преимущественно действует первый, психологический уровень, причем осознанно, в то время как два других уровня работают как бы в автоматическом режиме.

При формировании письма у детей наблюдается другая картина все уровни организации письма протекают произвольно, и работает преимущественно лингвистический блок операций. Методы обучения детей письму в школе, к сожалению, мало используют первый, психологический уровень. После обучения детей первым навыкам письма букв и ряда слов значительно эффективнее переходить на психологический уровень письма:

  • формирование и формулирование мотива: зачем писать, оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел);
  • обдумывание, осмысление содержания письма: с помощью сюжетных картинок и т.д.

Все эти методические приемы, о которых надо говорить отдельно, обусловливают общую и интеллектуальную активность, способствуют актуализации образов целых слов и отдельных букв и оживляют работу соответствующих групп анализаторных систем.

Сейчас мы рассмотрим только нейропсихологические упражнения, развивающие в первую очередь моторику руки, зрительное и пространственное восприятие и реципрокность.

1. «Рисуем двумя руками»

Классическое и самое популярное нейропсихологическое графомоторное упражнение - это «Рисуем двумя руками». Чаще всего рисуют двумя руками одновременно, но сюда можно также отнести рисунок левой (не рабочей, т.е. для левшей - правой) рукой, а также попеременное письмо, рисование правой, левой рукой.

Сейчас в сети можно найти большое количество картинок для такого рисования разного уровня сложности.

Вот несколько картинок для примера.

















Вот более сложные узоры для рисования.





Совсем не обязательно наводить уже готовый рисунок, можно пробовать рисовать один рисунок двумя руками или поочередно левой и правой, можно рисовать два рисунка одновременно. Фантазируйте!

2. «Дорожки для пальчиков»

Инструкция примерно следующая: «Проведи пальчиком левой/правой (поочередно и/или одновременно) руки по дорожке» (под пальчики часто подкладывают крышечки).

Можно завершить упражнения прорисовкой дорожки карандашом (маркером).













3. «Проведи пальчиком и произнеси»

Это же упражнение, но усложненное логопедической составляющей.

Инструкция: «Проведи пальчиком и произнеси… (звук, слова…)»

Картинки можно использовать те же, но добавлять условие. Например: «Когда проводишь пальчиком вверх/влево - произноси А, а когда вниз/вправо - У». Звуки могут быть самые разные, какие больше всего требуют проработки.

Вот еще такие упражнения могут быть.



4. Штриховка





5. Графомоторные пространственные упражнения

Лабиринты





«Повтори мозаику/узор»







«Повтори фигуру/узор»



«Нарисуй зеркально по клеткам»



6. Графический диктант

Об этом упражнении следует сказать отдельно.

Изначально это упражнение было создано психологами (разработанный Д.Б. Элькониным) для оценки готовности ребенка к обучению в школе. Сейчас графический диктант используется в развивающих занятиях для детей с 4 лет. Эта игра развивает внимание, пространственную ориентацию, интеллектуальную лабильность, мелкую моторику. Это упражнение ценно тем, что требует включения нескольких психических процессов одновременно, а также их гибкости при использовании.

Есть диктанты начиная от самых простых фигур, к достаточно сложным.





7. Упражнения для развития зрительного восприятия

Восприятие и узнавание предметов, обозначение их словом - функция средневисочных отделов левого полушария. Дифференцированное восприятие, вычленение существенных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представление - функция средневисочных отделов левого полушария, затылочных и лобных зон мозга.

Дорисовывание до целого -функция затылочных отделов, зоны ТРО и лобных отделов мозга.

«Зашумленные картинки» и «Наложенные изображения»









Химерные изображения»

Инструкция: «Посмотри на картинки. Что ты видишь?» В случае, если ребенок не сразу видит подвоха, следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?».



«Слепые часы»

Взрослый закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколь ко времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается.



На этом сегодня все.

В следующий раз рассмотрим сенсомоторные, пространственные и другие игры и упражнения.

нейрогимнастика, психология, #всемвесна, дети, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up