May 07, 2008 14:24
Йозеф заявлял, что собирался отпустить свою подземную семью на волю, обыграв это возвращением блудной раскаявшейся дочери с целым выводком. Но так ли это на самом деле? Возможно сексуальная функция в силу возраста у Йозефа пошла на убыль и такой острой необходимости в доступном ежедневном сексе уже не было. Соответственно, ради чего терпеть детей? Но между убийцей и насильником большая разница. Возможно, Йозеф был не способен на убийство. Скорее всего, он мог отпустить свою подземную семью на волю. 24 года - большой срок, наверное, Йозеф был уверен, что Элизабет испытывает к нему добрые чувства, возможно даже, любовь. Любящая дочь не заявила бы на него в полицию. А может он устал от двойной жизни. Скорее всего, вероятность быть застигнутым, рассекреченным будоражила его только в начале истории с подвалом. Но человек ко всему привыкает и Йозеф к этому привык. И это перестало быть интересным.
Керстин (одна из дочерей Йозефа и Элизабет) заболела тяжело и он отправил ее в больницу с запиской от мамы-кукушки. Прокатило бы и на этот раз, благо - у семьи уже есть прецедент. Но заболевание Керстин было загадочным, врачи не могли поставить диагноз и попросили встречи с мамой. Дальше непонятно как, но, Йозеф выпустил дочь из подвала. А она рассказала свою историю полиции. Йозеф все подтвердил. Анализ ДНК показал, что 7 детей было рождено Элизабет от Йозефа.
Самое поразительное, что никто ничего не знал. Жена была «не в курсе», поскольку Йозеф запрещал ей приближаться к подвалу, мотивируя это тем, что он там разрабатывал различные проекты для заказчиков и мешать ему нельзя. Иногда он там «работал» всю ночь. А жена не имела права даже кофе ему принести. И у нее не возникало никаких мыслей по этому поводу. Были еще квартиранты, которые слышали, что в подвале кто-то ходит, бегает, шумит, но хозяин их предупредил, что если они близко подойдут к подвалу или к черному ходу, то лишатся в миг съемной жилплощади. Интересно, что квартиранты рано или поздно все равно съезжали, но никто не обратился в полицию по поводу «странных шумов». Что это? Страх? Равнодушие?
Подобрались мы к одному из любимейших вопросов российского человека: «Кто виноват?». Почему мы так любим искать виноватых? Потому что, только определив конкретного виновного, можем сбросить груз со своих плеч и выдохнуть: «слава богу, не я!» Так кто же виноват? Виноват ли сам Йозеф Фритцль? А может быть виной его родители, которые над ним издевались, или другие люди, которые нанесли ему психологическую травму в детстве? Я не сомневаюсь, что такая травма была, потому что просто так, безо всяких оснований человек не будет насиловать и лишать свободы собственного ребенка. Можно ли снять с Йозефа вину за совершенное? Нет. Наши собственные страдания не оправдывают причинения страданий другим людям. Какими бы тяжкими и незаслуженными и несправедливыми они ни были.
Виноваты ли те, которые «ничего не замечали»? Квартирант сам себя корит сейчас за то, что предпочел не заметить. И жить ему с этим всю жизнь.
Виновата ли жена Йозефа? А как же! В свободной стране с достаточно развитыми институтами охраны права никто не обязан терпеть унижения, насилие в семье. Она предпочла терпеть. И даже после того, как ее мужа признали виновным в изнасиловании, она продолжала с ним жить. Она сделала свой выбор. Это ее право, но подвергать насилию своих детей она права не имела. Так что фактически, она виновата. Как виновата каждая женщина перед своим ребенком, которая допускает его побои. Мать обязана защищать ребенка, а не закрывать глаза на насилие над ним.
Зачем я это все пишу? Во-первых, из-за страха. Это дикая, нечеловеческая ситуация, достойная сценария какого-нибудь фильма ужасов, но абсолютно невыдуманная пугает меня своей реальностью. Лучшее средство разобраться со страхом - попытаться понять.
Во-вторых, таких Йозефов в России много больше. И это ненормально. Ненормально то, что жители городов зачастую даже не знают своих соседей в лицо. Не повод ли это задуматься?
В-третьих, вопрос, который останется без ответа - можно ли было предотвратить такое развитие личности Йозефа? Кто создает таких людей - природа? социум? ближайшее окружение?
В-четвертых, амбивалентность чувств к таким людям, откуда такое вообще может взяться?
В-пятых, я считаю, что об этом надо говорить. Это тяжело, противно, страшно, но это есть часть жизни. От этого не уйти. Это уже свершилось. Значит это надо переосмыслить, сделать выводы. Каждый делает их сам.
Йозеф Фритцль - гипертрофированный образ домашнего тирана. Любой человек совершеннолетний, подвергающийся домашнему насилию, может это прекратить. На примере Фритцля хорошо видно к чему может привести покорность. Фритцль - не серийный маньяк, у которых находится масса поклонников и желающих подражать. Фритцль - больной человек, но он не более болен чем те, которые допускают, чтобы такие как Фритцль совершали все то, что они совершают.
7Я