Уважаемые все, вопрос про развитие речи, проконсультируйте, плз, если в курсе.
Девочка, год и 9. В книжках про самых мелких пишут: улыбнитесь, высуньте язык и т.п., ребенок повторит ваше выражение, скопирует мимику; детка, будучи по книжкам в возрасте "повторяльщиков", никогда ничего не повторяла. Звуки, слоги, слова - изобретала сама, а по просьбе или сразу отказывалась повторять, или начинала, но сама себя останавливала и мотала головой отрицательно - нет, мол не буду.
Сейчас довольно неплохо "разговаривает" знаками (может, например, без единого слова рассказать историю а-ля "я мылась в ванне, мама мне на голову налила воды, вода в глаза попала, я заплакала"). Слов в общении использует довольно мало (в основном, папа, мама, баба, несколько слов типа ам-ам, кака, кап-кап, коко и разные звукоподражания животным). Много слов появлялось, использовалось некоторое время и исчезало. Полгода назад, например, говорила "конь" (а сейчас для называния лошадки осталось только аг-аг - аналог и-го-го); говорила па (парк и панда) и т.п., а сейчас этих слов нет.
Если что-то нужно, показывает пальцем и мычит, слова "дай" у нее никогда не было.
При этом сама с собой - игрушкам или просто себе под нос - говорит то, что не говорит нам: баба дай, зеба иба ам-ам (кормит зебру рыбой, при этом для нас зебру называет аг-аг, а рыбу вообще никак не называет); показывает на собаку в книге, говорит "сябака", но в общении с нами называет собаку ав-ав; даю яблоко - бежит, радостно себе под нос - ябоко. Переспрашиваю - не повторяет, типа, не умеет говорить такое слово.
Интересует, в чем может быть причина.
Мы говорение пока не форсируем, просим сказать что-то довольно редко, непонимание не изображаем.
Понимает детка практически все, что ей говорят; говорят с ней нормальными словами, длинными предложениями (скажем, "пойди в ванную, там под раковиной висят тряпки, возьми красную тряпку, принеси ее и вытри воду, которую ты пролила" - пойдет, принесет именно красную и вытрет).
У меня пока только одна версия: детка - перфекционист, говорит с нами только теми словами, которые, на ее взгляд, у нее хорошо получаются, т.е. звучат так, как у нас, а остальные слова нам не говорит, потому как они у нее выходят "с недочетами". Или в чем-то другом причина?
Проблем я в этом с точки зрения сроков начала говорения пока не вижу, как решит говорить - так и начнет, но интересует психологический аспект. Может, дело не во врожденных особенностях ее характера, а в нашем поведении, и нужно его как-то скорректировать.
Если важно: ЕР, ГВ, СС, довольно свободное воспитание (в смысле, очень мало запретов, а наказаний нет вообще); очень любит книги, читаем ей очень много; общение с другими детьми не особо любит, обычно их сторонится. Семья - мама, папа; в будние дни в рабочее время приходит бабушка, родители работают из дома.
Детка позитивная, активная, но довольно осторожная. Скажем, физически развивалась довольно рано - села в 4.5 месяца, поползла в 5, вставать без поры начала в 7 с копейками, но пошла только в 10,5 мес. - т.е. могла пойти раньше, но осторожничала, пошла только тогда, когда убедилась, что точно не будет падать. Или такой момент: если гуляет на улице и хочет куда-то пойти, не бежит туда сама, а берет за руку бабушку/родителя и ведет туда, куда хочет. На дорогу не выбегает, переходит только на зеленый. Качели, горки и т.п. - сначала постоит в сторонке, посмотрит, все изучит, убедится в безопасности, потом попросит покатать. Может, это как-то связано.
Спасибо всем ответившим.
Уточню еще раз: меня не волнуют сроки, когда ребенок начнет говорить. Меня интересует психологический аспект ситуации - стеснительность, перфекционизм или еще что-то в этом роде.