Фотовыставка "Вернуть утраченное" в Музее истории города Печоры

Sep 16, 2023 18:45


Продолжаем прогулку по залам Музея истории города Печоры. В предыдущих публикациях я уже рассказала об исторической экспозиции музея и о выставке "Звон серебра как песня народа", посвященной серебряным украшениям в женском костюме народа сето.  А сегодня нам предстоит знакомство с фотовыставкой "Вернуть утраченное", которая посвящена 50-летию со дня возврата сокровищ ризницы Псково-Печерского монастыря, которые были вывезены во время немецко-фашистской оккупации в Германию и возвращены в монастырь в 1973 году.



На выставке представлены фотографии предметов ризницы, сделанные в период 1920 -1930-х годов из фондов Музея истории города Печоры, а так же предметы, переданные музею настоятелем монастыря отцом Алипием (Вороновым) в 60-х годах прошлого века.




Вот что сообщают нам сопроводительные материалы к выставке:

До 1944 года в ризнице Псково-Печерского монастыря хранились уникальные реликвии и художественные ценности, собранные в монастыре за многие столетия. Русские цари (и не только цари) одаривали "пребогато" монастырь. В ризнице хранились некоторые вещи, принадлежавшие Ивану Грозному, Борису Годунову, Петру Первому - массивная золотая цепь, большой золотой крест, несколько золотых кубков, искусно шитая золотая плащаница ручной работы царицы Анастасии Романовны, ее же золотой перстень с камнями и серьги из яхонтов, произведения из золота и серебра многих безвестных русских умельцев. В их числе золотой крест, украшенный драгоценными камнями и жемчугом (1590 год), "Евангелие" (1644 год), доски которого с обеих сторон и корень были обложены массивным позолоченным серебром чеканной работы. Еще одно "Евангелие" московской печати, изданное в 1667 году, так же с золотом и яхонтами, риза из красного штофа, также хранившаяся в ризнице, украшенная жемчугом и другими драгоценными камнями значительной величины. И много других уникальнейших и драгоценнейших работ…

В марте 1944 года сокровища монастырской ризницы были вывезены из Псково-Печерского монастыря немецко-фашистскими захватчиками. След монастырских сокровищ обнаружился в 1956 году, когда американскими оккупационными властями двенадцать ящиков с надписью "Пецери клостер" были переданы в небольшой муниципальный музей икон в г. Реклинхаузене в ФРГ. Музею было даже разрешено некоторые вещи экспонировать, однако работники музея отказались это делать.

Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) одним из первых предпринял шаги по розыску ценностей. В 1971 году гражданин ФРГ г-н Георг Штейн обнаружил и идентифицировал предметы монастырской ризницы.

23 мая 1973 года ценности были возвращены, и консул ФРГ в Ленинграде г-н Диттер Боден сопровождал контейнер до Псково-Печерского монастыря. 24 мая г-н Боден, архимандрит Серафим (Розенберг) - ризничий монастыря, архидиакон Нафанаил (Поспелов) - казначей обители и иеромонах Михаил вскрыли ящики. Архимандрит Серафим расположил все вещи на своих прежних местах. Поздно вечером помещение древней ризницы приняло праздничный и торжественный вид. По спискам от 18 марта 1944 года вывезенных вещей числилось 4 ящика, в которых было 566 предметов; по спискам от 25 мая 1973 года было принято из 12 ящиков 504 предмета, 62 предметов не оказалось. После сверки списков и определения вещей они были поставлены или уложены в шкафы.

25 мая 1973 года в 10 часов утра в Псково-Печерский монастырь прибыли генеральный консул ФРГ в Ленинграде Альфред Блюменфельд с супругой, консул Д.Боден, Т.Гроховяк, представитель посольства ФРГ в СССР г-н Хайкен; от Ленинградского епархиального управления были протоиерей Борис Глебов и протоиерей Иаков Ильич, от Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата - член отдела А.А.Владимиров, от Псковской епархии - настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора в Пскове иеромонах Гавриил (Стеблюченко). Прибыли также представитель Псковского облисполкома Г.А.Смирнов, съемочная группа Агентства печати Новости, зарубежные корреспонденты.

По окончании Божественной литургии наместник архимандрит Алипий и служащая братия, облачившись в ризы, вышли на Успенскую площадь, где был приготовлен стол и сосуд для водоосвящения. Монастырские куранты пробили двенадцать. Начался благодарственный молебен с водоосвящением. Неожиданно пошел дождь, но вскоре небо просветлело и засияло солнце. Воздух наполнился ароматом цветов, весенней зелени, запахом ладана и восковых свечей. По совершении молитвы благодарения Господу архимандрит Алипий с крестом в руках со ступеней Успенского храма обратился к собравшимся со словом: "Сегодня мы с вами имеем большую радость. Промыслом Божиим, по молитвам всех нас, верующих людей, при небесной ходатайстве Пресвятой Богородицы, Покровительницы нашей святой обители, усилия Псково-Печерского монастыря и священноначалия Русской Церкви, увенчались успехом: ризница монастыря, ее ценности и святыни, церковная утварь, издревле с тщанием собиравшиеся благочестивыми людьми, ныне, спустя 30 лет, возвратились из германского плена".



Ризница - это сокровищница монастыря, место, где хранятся иконы, богослужебное облачение священников, а также различная церковная утварь. Ризница обители хранит древнейшие богато украшенные церковные одежды, начиная с XVI века и дары от разных русских правителей. Ценность их определить практически невозможно!

Согласно последним исследованиям можно утверждать, что постройка ризницы берёт своё начало от конца XVII века, а именно после пожара 1687 года.

Ризница имеет три этажа в высоту и расположена напротив звонницы, а другой стороной примыкает к Сретенскому храму. Постройка состоит из трёх ярусов, а на самом верху синий купол, расписанный золотыми звёздами.

На каждом этаже располагаются полезные помещения: складское помещение для церковной утвари; ризница, где хранятся церковные одежды; богатая библиотека.



Ризница Псково-Печерского монастыря. 1920-1930-е годы.

Число сохранившихся в ризнице Псково-Печерского монастыря древности очень значительно. Большая часть предметов старины относятся к XVI - XVII векам; небольшая часть к XVIII веку. Со стороны их основного характера и назначения все они разделяются на две группы: большую группу составляют предметы церковного назначения - это кресты напрестольные и наперсные, евхаристические и другие сосуды, церковные одежды, плащаницы и т.п.; меньшую - предметы не церковного назначения.



Плащаница, плат, хоругви из ризницы Псково-Печерского монастыря



Богослужебные Евангелия в драгоценных окладах: второе в верхнем ряду - подаренное Кириллом Алексеевичем Нарышкиным, ближним кравчим Петра Великого в 1681 году; третье в нижнем ряду - печатанное при Михаиле Федоровиче и патриархе Иосифе в 1644 году.



Здесь верхнее фото - Святые врата Псково-Печерского монастыря, нач. ХХ века;
на нижнем фото - вид на ризницу и главную звонницу, 1920-1930-е годы.



Митры из ризницы Псково-Печерского монастыря. 1 - митра 1678 г. Дар стольника Семена Лихарева; 2 - митра 1670 г. Дар князя Никиты Львова; 3 -  митра 1678 г. Пожертвована стольником Лихаревым; 6 - митра 1678 г. Дар стольника Семена Лихарева.



Митры из ризницы Псково-Печерского монастыря



Подношения разных знатных лиц за время XVI - XIX веков

Печерский монастырь так же богат и вкладами не имеющими церковного характера. Эти предметы очень разнообразны по своему назначению. Это преимущественно серебряная посуда: чарки, стаканы, кубки, кружки, братины, ковши, мисы, блюда, подсвечники - более 60 предметов. Некоторые из них имеют надписи нравоучительного характера, иные же надписи указывают на имена жертвователей.



Вклады в Печерский монастырь, не имеющие церковного характера



Вклады в Печерский монастырь, не имеющие церковного характера



Церковная утварь: дискос с установленной звездицей, лжица, блюдо, потир.



Фелонь. Богослужебное облачение священника

На фото ниже предметы ризницы, часть из которых имеют отношение к Ивану Грозному и Анастасии Романовне:

- Кружка серебряная. Высота 0,2, диаметр 0,18; массивная ручка; ножки в виде пуговок круглых. На крышке герб иностранный и надписи: Deo dante nihil valet invidia; Deo non dante nihil valet labor. Anno 1682. На боку кружки в венке надпись: Sehe Franz von Mallern Catharina Schreij. На внутренней стороне крышки на вставной медали начеканено: Riga devicta victoria venit ab axelauru ubi Gustavi cinxit radiante capillos. Кружка эта считается даром Шведского короля Густава Адольфа.

- Дорожный столовой прибор царя Ивана Васильевича Грозного: ложка, ножик и вилка. Черенки ножика и вилки серебряные ажурные.

- Золотые, украшенные жемчугом, серьги царицы Анастасии Романовны.

- Золотой перстень царицы Анастасии Романовны с надписью внутри: "перстень царицы и великие княгини Анастасии". Перстень украшен эмалью и бирюзой.

- Красно-медная труба с надписью: Hanns Hipschman Nurmberg V. I (?) 4-5.

- Кошелек царя Иоанна Грозного.
- Пороховница с цепью.

- Цепочка золотая кольчатая Иоанна Грозного для наперсного креста.



Предметы ризницы, часть из которых имеют отношение к Ивану Грозному и Анастасии Романовне

Антиминс преподобного Корнилия 1541 года Благовещенского храма

Антиминс - четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии.

Во время литургии на антиминск ставятся сосуды для причастия.

Древнейшие антиминсы были писаными, рисунок и надпись об освящении составлялись от руки. Квадратные по форме льняные платы изготовлялись церковно- или священнослужителями местной соборной церкви. Рисунок представлял собой разные варианты изображения креста (четырёх, шести, восьмиконечного). Надпись, произвольно наносившаяся по краям плата, сообщала: дату освящение, имя храма (престола), имя епископа, преподавшего антиминс, имя светского владыки (князя, царя), в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс.

Иногда в надписи указывалось имя хромоздателя (ктитора) и лиц, присутствовавших при освящении храма: бояр, келаря, казначея и т.д. Некоторые надписи обходились только датой освящения и именем светского владыки.



Антиминс преподобного Корнилия 1541 года Благовещенского храма



Фелонь. Богослужебное облачение священника

На фото ниже потиры из монастырской ризницы:

1. Золотой потир высотою 0,22 м.; украшен драгоценными камнями. На самой чаше нацировано изображение Деисиса в медальонах и чеканная надпись: "пийте от нея вси..." Внизу вырезана летопись: "лета 7189 году сии сосуды золотые в дом Пречистей Богородицы Псковский Печерский монастырь дал вкладу Борис Бутурлин, а прямое имя Иван зженою своею Татьяною по тесте своим Семене Алексеевиче Лихареве и по теще своей иноки схимницы Каптелины по их приказу в вечное поминовение".

2. Большой серебряный с позолотою потир; высота 0,27 м.; диаметр чаши 0,16 м. На нем нацированы погрудные изображения Деисиса, двух ангелов и семиконечного креста с Голгофой. По верхнему ребру надпись: "яко овча на заколение ведеся и яко агнец прямо стригущему безгласен и сице не от (верзает уст своих)". Яблоко украшено драгоценными камнями, среди которых расположена чеканная надпись: "чаша Господня". Внизу - травы; поддон прорезной. На донышке надпись: "г фунта a зол……. фу е зол.". По преданию, потир этот пожертвован бывшим настоятелем Печерского монастыря архимандритом Игнатием в 1732 - 1745 гг.

3. Потир, переделанный из католической чаши; ножка старая, в середине утолщенная, украшенная цветными камнями, а верхушка сделана в России и украшена нацированным изображением Деисуса. Высота 0,17 м.; диаметр чаши 0,10 м. Внизу на цоколе латинская надпись готическими буквами, в которой читаются слова Sancta Maria. На донышке позднейшая надпись: "вес ii гривенки. В дом св. апостолов Петра и Павла на верхнем острове (Псковского озера?) дал Печерский келарь старец Макарий".

4. Потир с подобными же русскими изображениями Деисуса, с латинскою надписью, также западного происхождения. Один из таких потиров того же самого типа, находится в Виленском кафедральном костеле. Особенности этого типа: расширение потира вверху, при незначительной глубине, расширение ножки в середине и украшение ее, филигранные украшения по борту донышка и готические надписи. Первая из этих особенностей явилась еще в XIV веке, остальные в XV и XVI вв. В виду этого Печерские потиры этого типа следует отнести к концу XV или к началу XVI века.



Потиры из ризницы Псково-Печерского монастыря

Еще предметы из монастырской ризницы с описаниями:

1. Напрестольный золотой крест с мощами: Зосимы и Савватия, Ивана да Никиты, Иакова брата Божия перст Ивана Богослова, кость Феодора Тирона; в середине - мощи Ивана Златоуста. Украшен крест превосходной филигранью, эмалью, жемчугом и драгоценными камнями, в том числе 6 бледно-голубых сапфиров. Летопись: "в лета 7098-е (1590) июня сделан быть крест сий злат в дом Пречистыя Богородицы в Печерском Монастыре, повелением игумена Мелетия яже о Христе с братиею; весом со вставки 118 золотников с полузолотником".

2. Напрестольный серебряный крест с филигранью; высота 0,33 м.; поперечник 0,18 м. Па нем распятие И. X. с предстоящими. Украшен драгоценными камнями: бирюзой, альмандином и жемчугами; Летопись уставная расположена по ребрам креста: "лета 7131 (1623) года совершися честный крест в Печерский монастырь Пресв. Богородицы по обещанию преосвященного Антония, архиепископа рязанскаго и муромскаго. Спаси Господи люди Своя и благослови достояние Твое победы благоверному царю нашему на сопротивныя даруя и свое сохраняя крестом Твоя люди. - Вознесыйся на крест волею тезо…..му нне граду Твоему, щедроты Твоя даждь Христе Боже, возвесели силою Своею благовернаго царя нашего победы дая ему на сопостаты пособие имуще Твое оружие миру непобедимую (победу)".

3. Серебряная дарохранительница или Сион - в форме прямоугольной часовни с главкою, осеняемая металлическими фигурами ангелов. Высота 0,40 м., ширина 0,16 м. Дверки Сиона имеют вид царских врат с чеканными изображениями Благовещения и четырех Евангелистов в овальных медальонах, обрамленных чеканным орнаментом. В верхних углах дверей два херувима. По карнизу расположена надпись: "состроен сей Сион серебряной в пречестную обитель печерскую честнаго и славнаго ея успения 1721 года месяца августа в 15 день обещаемом Мирожскаго монастыря архимандрита Маркелла при бытности сея обители архимандрита Феодосия..." Стиль работы - западноевропейский.

4. Серебряный панагиар для возношения Богородичного хлеба. Он имеет вид чаши на довольно высоком постаменте. Внутри его находится изображение богоматери с Младенцем в недрах, а по борту его снаружи расположена чеканная надпись: "о Тебе радуется обрадованная вся тварь, Архангельский збор..." Редкую особенность его составляет высокий постамент. Печерский панагиар относится к XVII веку. Сосуд этот предназначался для Богородичного хлеба или для чина панагии, совершавшегося в Печерском монастыре.

5. Серебряная ладонница в виде миниатюрной одноглавой церкви... Это едва ли не древний Иерусалим или Сион. Предположение это основывается на том, что если в Псково-Елеазаровском монастыре доселе удерживается в практике древний Иерусалим - обычай, заимствованный препод. Елеазаром, вероятно, с востока, то он по подражанию мог быть и в Псково-Печерском монастыре.



Кресты, дарохранительница, панагиар, ладонница из ризницы Псково-Печерского монастыря

На витринах так же можно увидеть предметы, подаренные музею архимандритом Алипием (Вороновым)





Архимандрит Алипий (Воронов)



Фотоальбом "Псково-Печерский мужской монастырь въ Эстонии". 1930-е годы.



Буклет "Псково-Печерский монастырь". Авторы - Ю. Новосёловъ и Г. Берсъ. Перв. пол. ХХ в.

Библия, подаренная Архимандритом Алипием Печорскому краеведческому музею, с дарственной надписью: "Псково-Печерскому краеведческому музею от Псково-Печерского монастыря. Наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Алипий. 1970 г. 30 августа."



Библия, подаренная Печорскому краеведческому музею архимандритом Алипием



Предметы, подаренные Печорскому краеведческому музею архимандритом Алипием: кресты, икона Спаса, книга "Описание псково-Печерского монастыря" 1807 года, тарель церковная, дарохранительница, дискос, копис.

Вот такая выставка. На этом я заканчиваю серию репортажей из Музея истории города Печоры, где я побывала в августе 2023 года.

Традиционные ссылки:
- Все мои фоторепортажи разных лет о Печорах и Псково-Печерском монастыре у меня собраны здесь.
- Рассказы об интересных местах Печорского района можно увидеть здесь.

И в завершении этой публикации я напомню, что текст, выделенный курсивом взят мной из информационного сопровождения к выставке - © Музей истории города Печоры

Псково-Печерский монастырь, выставки, Печоры

Previous post Next post
Up