Как я уже писала ранее, летом прошлого года в Пскове после реставрации открылись палаты у Сокольей башни, больше известные у нас как Дом ксендза. Я тогда, конечно, сходила туда и
сделала об этом публикацию, с которой можно познакомиться и посмотреть как выглядели еще совсем пустые, не заполненные экспонатами залы палат. Но пустым это здание стояло не долго, потому что осенью в палатах у Сокольей башни открылась выставка "Всеволодов свет", посвященная известному псковскому архитектору, реставратору, художнику и кузнецу Всеволоду Петровичу Смирнову, 100-летие которого мы отмечали в прошлом году.
На выставке представлены документы и фотографии из фондов Псковского музея-заповедника, рассказывающие о жизненом и творческом пути В.П. Смирнова, ряд его акварельных работ и, конечно, его работы, выполненные в технике художественной ковки. Здесь можно увидеть и ряд личных вещей В.П. Смирнова, которые специально для выставки предоставила его дочь И.В. Ларионова.
Надо сказать, что в 2022 году в Пскове прошло несколько выставок в честь столетнего юбилея В.П. Смирнова и об одной из них, о выставке которая называлась
"Кованый венец Всеволода Смирнова" я уже рассказывала ранее. Эта выставка была открыта в палатке звонницы церкви Успения с Паромени, где у Мастера на протяжении многих лет была кузнечная мастерская. Есть материалы, посвященные В.П. Смирнову и на выставке
"Золотой век псковской реставрации", которая работает в Музее-квартире Ю.П.Спегальского. И вот выставка "Всеволодов свет" стала завершающим мероприятием, посвященных вековому юбилею прославленного архитектора-реставратора.
Выдающийся псковский архитектор и реставратор, художник и кузнец Всеволод Петрович Смирнов родился 2 апреля 1922 года в посёлке Мста Удомельского района Тверской губернии. Среднюю школу он окончил в Ленинграде. С 1940 по 1946 год служил в Красной армии и был участником Великой Отечественной войны. Воевал на Центральном, 1-м Украинском и 1-ом Белорусском фронтах. Трижды был ранен. Работал в 75-м отдельном танкоремонтном батальоне в должности командира взвода. За заслуги, в том числе за качественный и досрочный ремонт танков на передовой линии, был награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны первый и второй степени, медалью "За боевые заслуги". Его бригада выполняла план на 180-200%, что позволяло, в свою очередь, выполнять боевые задания танковому полку. В наградных листах отмечались такие его качества как: инициативность, техническая грамотность, командирские способности. Так, во время Берлинской операции под артиллерийским огнём противника Всеволод Петрович руководил ремонтом боевых машин, был тяжело ранен, но не оставил свой взвод. После демобилизации Всеволод Петрович вернулся в Ленинград. В 1949-55 гг. Учился на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
По приглашению директора Псковской Специальной научно-реставрационный производственной мастерской Александра Ивановича Рослякова в августе 1955 года Всеволод Петрович приехал в Псков, где ему предложили должность архитектора. Работая в Пскове на должности сперва архитектора (с 1955 г.), затем главного архитектора (с1958 г.) и директора (с 1962 г.) сначала в Псковской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ПСНРПМ), затем с 1957 г. в "Облпроекте, он руководил несколькими проектами реставрации и зарекомендовал себя как первоклассный специалист.
Первой его работой было спасение церкви Ильи Пророка в селе Выбуты под Псковом - памятника архитектуры XV века. Одновременно он исследовал памятник архитектуры крепостного зодчества - Покровскую башню Окольного города в Пскове. Ему принадлежит авторство уникального шатра без опор для Покровской башни. Возвращение утраченного облика редкой "сдвоенной" церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома - тоже его проект. Всеволод Петрович принял непосредственное участие в восстановлении крепостных сооружений Псково-Печерского монастыря. Он реставрировал церковь Николая Чудотворца в Острове и Воскресенских храм в деревне Пустое Воскресенье. Принял участие Всеволод Петрович и в реставрационных работах в Снетогорском монастыре, а также в реконструкции дома Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника.
Говоря о Смирнове, нельзя не остановиться на его художественном творчестве. В 1967 году он уволился из мастерской и занялся художественной ковкой. Всеволод Петрович был основоположником возрождения техники горячей ковки в России, имел многочисленных учеников. Он вёл летнюю практику у студентов факультета художественной ковки Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной (ЛВХПУ).
За сорок лет творческой деятельности, которая была отдана Пскову и Псковщине, им было создано более 30 крупных изделий из кованного металла и множество небольших изделий, таких как кресты, подсвечники и т.д. Теперь его работы находятся в коллекциях в России, Голландии, Франции и Швейцарии. Всеволод Петрович является автором значительных произведений монументального искусства, среди которых "Могила Неизвестного солдата" (совместно с Л.П. Катаевым и В.С. Васильковским) в городе Пскове и памятник убитым большевикам на Талабских островах, надгробие на могиле Анны Ахматовой в Комарове и многие другие композиции. Им выполнены композициии из кованного металла для общественных зданий страны, для Советского посольства в Вашингтоне, консульства СССР на островах Шпицбергена, правительственных дач. На башнях псковского Кремля и Псково-Печерского монастыря возвышаются прапоры его работы.
В Псковском музее-заповеднике хранятся выполненные им копии фресок Снетогорского монастыря, а также около трех десятков его собственных акварелей. Он принимал участие в многочисленных выставках, в том числе пяти персональных. Притягательная харизма Всеволода Петровича привлекала к нему совершенно разных людей. Так его мастерскую в звоннице церкви Успения с Пароминья посещали не только его друзья, но и многочисленные поклонники его таланта, в том числе: Лихачев Д.С., Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина и другие.
Умер Всеволод Петрович в Пскове 21 января 1996 года и был похоронен на Иоанно-Богословском кладбище на Запсковье.
На витрине представлены: фотография В.П. Смирнова (1939 г.); его наградной лист о представлении к ордену Отечественной войны I степени; совместный снимок с первой женой Т.И. Попковой (1946 г.); личный дневник В.П. Смирнова; его фотография с сыном Митей (1960 г.).
Рабочая рубашка В.П. Смирнова
На фотографии: С.В. Ямщиков, В.П. Смирнов и его дочь И.В. Ларионова обсуждают творческий проект.
Псков. нач. 1980-х гг.
Книга М.В. Кириллова-Угрюмова "Красный суп" (2017 г.), одна из её глав с одноименным названием посвящена В.П. Смирнову
Прихватка В.П. Смирнова
Несколько стендов на выставке посвящены реставрационным работам на псковских памятниках архитектуры, которые проводил В.П. Смирнов.
Церковь Ильи Пророка в Выбутах (XV в.)
Церковь Воскресения Христова (XV в.) в селе Пустое Воскресенье
Ворота Снетогорского монастыря (XVIII в.) в Пскове
Дом Осиповых-Вульф в Тригорском Пушкинского заповедника
Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове
Покровская башня в Пскове
Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря (XVIII в.)
Стены и башни Псково-Печерского монастыря (XVI в.)
Церковь Николы Чудотворца в Острове (XVI в.)
Некоторые из представленных здесь акварельных работ В.П. Смирнова
В.П. Смирнов "Последний снег". 1963
Бумага, акварель.
В.П. Смирнов "Псковское озеро". 1967
Бумага, акварель.
В.П. Смирнов "Михайловское. Ивы". 1962
Бумага, акварель.
Экспонаты второго зала рассказывают в том числе о родных и близких В.П. Смирнова, т.к. это тоже люди творческих профессий.
Так, например, дочь В.П. Смирнова Ирина Всеволодовна Ларионова унаследовала творческий талант отца и связала свою жизнь с искусством и реставрацией. Некоторые из ее работ тоже представлены на выставке.
На витрине: фотография И.В. Ларионовой, каталог выставки В.П.Смирнова, альбом, посвященный творчеству В.П. Смирнова
Ирина Всеволодовна Ларионова (р. 06.01.1947) - скульптор, реставратор и художник по росписи фарфора (порцилана). Она вдола живописца Андрея Владимировича Ларионова и дочь Всеволода Петровича Смирнова - фронтовика, псковского архитектора-реставратора, художника и кузнеца, который оказал на её жизненный и творческий путь заметное влияние. В 1968 году Ирина Всеволодовна окончила Ленинградский архитектурно-строительный техникум. После работала в "Промстройпроекте", где познакомилась с архитектором Ниной Николаевной Суетиной-дочерью художников Николая Михайловича Суетина и Анны Александровны Лепорской - близких учеников художника-авангардиста Казимира Севериновича Малевича, а затем повстречалась и с самой А.А. Лепорской, которая посоветовала ей работать с фарфором и поступить в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной). В 1972 году Ирина Всеволодовна окончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной и в этом же году поступила работать художником на ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод). Она выполняла важные заказы, работала над новыми формами, делала росписи сервизов и других предметов для производства. В 1978 году Ирина Всеволодовна перешла работать на комбинат Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР и с 1975 г стала принимать участие в художественных выставках. В 1998 году она была принята в Союз художников России. На творческом поприще Ирина Всеволодовна добилась признания - её работы находятся в Государственном Эрмитаже, а также в других музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Каталог выставки В.П. Смирнова. Псков. 1967
Альбом "Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец". 2012 г.
Альбом "Всеволод Смирнов. Архитектор, реставратор, художник", 2005
Ирина Ларионова. Пасхальные яйца
Фарфор, подглазурная роспись
Ирина Ларионова. Изразцы для камина.
Лепной фарфор, ручная работа, подглазурная роспись
Наталья Сергеевна Рахманина
Наталья Сергеевна Рахманина (1932 - 2021) - жена и сподвижница архитектора реставратора Всеволода Петровича Смирнова. Родилась 5 июля 1932 г. в Ленинграде, в семье служащих. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована с матерью в г. Ярославль, а затем - в Москву. После войны и возвратилась в Ленинград, где закончила школу с золотой медалью. В 1952 г. поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. В 1956 г окончила институт и по приглашению Всеволода Петровича Смирнова, с которым была знакома со студенческих лет, приехала в Псков, так как всегда интересовалась древнерусской архитектурой. В Пскове началась их семейная жизнь, родился сын Дмитрий. Наталья Сергеевна работала архитектором Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской. Занималась исследованием и реставрацией
церкви Успения Богородицы в с. Мелётово. После работала в Облпроекте. В 1968 г Н.С. Рахманиной был разработан проект зон охраны памятников истории и культуры г. Пскова, который стал основой всех последующих проектов и документов по градостроительной защите древнего Пскова. В начале 1970 г. Наталья Сергеевна изучала
церковь Сергия с Залужья, где ею был найден "клад" средневековых церковных грамот и документов. В те же годы она исследовала
собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Помимо этого, по проекту Н.С. Рахманиной была восстановлена часть крепостной стены Окольного города у Летнего сада. Наталья Сергеевна принимала непосредственное участие в спасении
часовни Анастасии с фресками по эскизам Н.К. Рериха и ею был разработан проект реставрации часовни.
На витрине фотографии родных и близких В.П.Смирнова (слева на право): Сергей Смирнов - пламянник и любимый ученик В.П.Смирнова, трагически погибший в 1991 г.; Ларионов В.А. - народный артист РСФСР, мастер художественного слова, друг В.П.Смирнова, 1964 г.; кованая роза - подарок В.А.Ларионову от В.П.Смирнова на его 60-летие; Мария Ларионова - внучка В.П.Смирнова, художник-керамист; Ларионов Андрей Владимирович (1948-1991) - сын В.А.Ларионова и муж И.В.Ларионовой, живописец, художник по росписи фарфора, член Союза художников СССР; альбом, посвященный творчеству А.Ларионова.
В.П. Смирнов и его дочь Ирина у выполненного ими совместно камина для дачи Ю.В.Андропова.
1970-е гг.
Ну а теперь спустимся в подклет и познакомимся с кованными работами В.П. Смирнова.
Как же органично и даже эффектно смотрятся кованные вещи на фоне неоштукатуренных стен из известняка!
В.П.Смирнов за работой
В.П. Смирнов. Подсвечник. Вторая половина ХХ в.
Металл, ручная ковка.
В.П. Смирнов. Птица. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка.
В.П. Смирнов. Светильник. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка.
В.П. Смирнов. Шут. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка.
В.П. Смирнов. Цветок. 1980 г.
Металл, ручная ковка.
В.П. Смирнов. Цветок. 1980 г. Фрагмент
Металл, ручная ковка.
В.П. Смирнов. Цветок. Вторая половина ХХ в.
Металл, литье кустарным способом.
Рабочие инструменты В.П. Смирнова
В.П. Смирнов. Роза. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка.
В.П. Смирнов. Феникс. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка ручная.
В.П. Смирнов. Цветок. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка.
В.П. Смирнов. Ветка. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка.
В.П. Смирнов. Подсвечник семисвечовый. Вторая половина ХХ в.
Металл, ковка ручная.
В.П. Смирнов. Подсвечник семисвечовый. Вторая половина ХХ в. Фрагмент.
Металл, ковка ручная.
Постер с изображением монументальных произведений В.П. Смирнова
Люстра для дачи МВД на Каменном острове в Ленинграде. 1979 г. (Совместная работа с И.В. Ларионовой)
В.П. Смирнов и Д.В. Смирнов возле композиции для посольства СССР в Вашингтоне. (США). 1986 г.
Постер с изображениями памятников и монументов, которые созданы по проекту В.П.Смирнова
Памятник-маяк героям Гражданской войны
на острове Залита в Псковском озере. 1969 г.
(в соавторстве с Л.П. Катаевым)
Памятный знак в честь Ледового побоища "Щит и меч"
в Псковском Кремле.
Открыт в 1972 году. Автор - В.П. Смирнов.
Могила Неизвестного солдата в Пскове. 1974 г. (в соавторстве с Л.П. Катаевым и В.С. Васильковским)
От себя еще добавлю, что по проекту В.П. Смирнова в Пскове создан
Мемориал в память о партизанах Псковщины Ну вот, на этом и закончу...
Тексты, выделенные курсивом я взяла из сопроводительных материалов к выставке.