Выставка "Россия. Истоки" в Изборске

Feb 06, 2023 12:49


В конце прошлого 2022 года в культурной жизни Изборска произошло большое событие - состоялось открытие нового современного выставочного пространства в котором начала свою работу довольно масштабная для Изборска выставка под названием "Россия. Истоки". У меня на днях получилось доехать туда и посетить выставку, чему и будет посвящена сегодняшняя публикация.



Забегая немного вперед, скажу, что на выставке представлены живописные полотна, созданные разными авторами (знаменитыми и не очень) в разное время (XIX - XXI вв.), но все эти картины объединяет то, что они выполнены в духе русского академического искусства, а их сюжеты так или иначе связаны с нашей историей. Среди наиболее известных фамилий мастеров, чьи творенья представлены на выставке можно назвать В.И.Сурикова, П.П.Чистякова, М.В. Нестерова, К.Ф. Юона, И.И. Бродского. Помимо живописи на выставке можно увидеть еще несколько скульптурных работ, в том числе М.М. Антокольского, собрание акварелей с образцами русского орнамента, а так же коллекцию русских печных изразцов XVII века.


Новый выставочный зал в Изборске - это отдельно стоящее здание, вход в который осуществляется через такой вот домик. Здесь же расположена билетная касса выставочного зала.



Перед домиком стоит реклама выставки с афишей...



... и кратким перечнем фамилий мастеров, чьи картины представлены на выставке



Выставочный проект "Россия. Истоки" подготовлен при участии Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор", Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника "Изборск" и Музея архитектурной художественной керамики "Керамарх".

Начало выставки оформлено очень эффектно. Помимо непосредственно названия нас здесь встречает скульптурный портрет Ярослава Мудрого работы М.М. Антокольского.





М.М.Антокольский (1843 - 1902). "Ярослав Мудрый". Горельеф. 1878
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Великий князь Ярослав Мудрый - сын великого князя Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды, более всего известен как создатель древнейшего российского правового кодекса - "Русской Правды". Именно она в композиции М.М. Антокольского является основанием для бюста Ярослава, изображённого на фоне ратного знамени. Вероятно, гарельеф был создан скульптором в Париже, а затем выполнен в майолике (Государственный Русский музей) и отлит в бронзе (Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского и Ярославский художественный музей).

Общий вид одного из залов выставки



Залы украшены "штандартами", на которых нанесены различные тексты, сопровождающие выставку: аннотация к выставке или высказывания известных людей разных эпох.



Но давайте уже поближе познакомимся с экспонатами выставки.



А.Е. Бейдеман (1826 - 1869). "Святые равноапостольные великие князь Владимир и княгиня Ольга", вт. пол. XIX в.
Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор".



М.В.Нестеров (1862-1942). Этюд. 1887.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



Ф.Ф.Бондаренко (1864 - ?). "Молящаяся со свечой". 1889
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Это учебная работа Ф.Ф.Бондаренко, за которую художник получил малую серебряную медаль.



А.Е.Бахтияров (р. 1986). "Скоморохи". 2020
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



Д.К.Крайнев (1872 - 1949). "Портрет боярина (?)". 1894
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



Б.М.Кустодиев (1878 - 1927). "На базаре". 1903.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Это эскиз к несохранившейся конкурсной работе, за которую Б.М. Кустодиев получил большую золотую медаль и звание художника. Эскиз написан к работе "Базар в деревне".



С.В. Иванов (1864 - 1910). "Смута". 1897.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Художник обращается к истории Смутного времени в России. После смерти в 1598 году Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, разразилась Смута - время самозванцев, интервентов, стихийных бедствий и экономических кризисов. В картине "Смута" представлен эпизод противостояния двух сторон - москвичей и интервентов, вероятно, поляков. В многофигурной сцене живописец передаёт эмоциональный накал, ожесточённость людей. Среди большого количества героев зритель может не сразу заметить ноги казнённого на переднем плане. Не видно его лица, но по окровавленным ногам и фигуре замахивающегося мужчины на переднем плане становится ясно, что произошло убийство.



С.В. Иванов (1864 - 1910). "Смута". 1897. Фрагмент.



А.Е. Архипов (1862 - 1930). "Птицелов". 1895
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



Е.К. Горохова (1933 - 2014). "Набат". 1957.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



М.И. Авилов (1882 - 1954). "Царевич Иван на прогулке". 1913.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Это эскиз к несохранившейся конкурсной работе, за которую М.И. Авилов получил звание художника.

М.И. Авилов пишет живую, яркую историческую сцену. В бешеной скачке несутся молодой царевич и его спутники. Всадники явно в хорошем расположении духа, они смеются над испуганными прохожими, прижавшимися к перилам моста. В центре композиции молодой царевич на коне в яблоках и всадник старшего возраста в красном кафтане на вороном коне.



А.Г. Гуляев (1917 - 1995). "Минин и Пожарский". 1946.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Сюжет картины взят из истории Смутного времени, когда в 1612 году посадский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе народное ополчение. Князь и староста, как предводители, изображены выше всех, на конях и со знамёнами. Подчёркивается важное объединяющее значение православной веры: в руках ополченцев знамёна с образами Спаса и Георгия Победоносца, на заднем плане видны часовня и церковь с колокольней.



К.В. Лебедев (1852 - 1916). "Странник". 1890 - 1910-е
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



Е.М. Сотников (1877 - не ранее 1919). "Крестный ход". 1909
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



Г.Г. Мясоедов (1834 - 1911). "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе". Вт. пол. XIX в.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Работа написана на сюжет из трагедии А С Пушкина "Борис Годунов". Самозванец Григорий Отрепьев, выдающий себя за царевича Дмитрия (Лжедимитрий I), оказался в корчме на литовской границе вместе с раскольником отцом Варлаамом и монахом-чернецом Мисаилом. Вошедшие в корчму приставы принесли царские указ, согласно которому Отрепьева должны поймать и повесить. Лжедимитрий вызвался прочесть грамоту Бориса Годунова, но зачитывая её стал описывать не себя, а отца Варлаама, тем самым изменяя содержание указа. Монах вырвал документ из рук его и зачитал настоящее описание. В это время самозванец вынул кинжал. На полотне Г.Г. Мясоедова изображен момент, когда, воспользовавшись смятением всех, кто был в корчме, Гришка Отрепьев сбегает через окно.

Как я уже сказала выше, на выставке помимо живописных произведений представлены еще и скульптурные работы.



А.И.Сулейманова (р. 1995). Диптих "Явление Богородицы Преподобному Сергию Радонежскому". 2020
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Диптих посвящён одному из центральных событий жития Святого Сергия Радонежского - явлению Богоматери в основанном им Троицком монастыре (Троице-Сергиева лавра). Согласно тексту жития, Преподобный Сергий Радонежский предчувствовал это явление и сказал своему ученику Михею: "Чадо, будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам сейчас ". После этого он вышел из кельи и перед ним в сиянии появилась Дева Мария с апостолами Петром и Иоанном.

Богородица прикоснулась к преподобному, сказав, что молитва его услышана и будет она защищать обитель его как при жизни так и после его смерти. Произнеся эти слова она исчезла.

Скульптор избирает лаконичный вариант композиции с двумя фигурами - Сергия и Богородицы, не изображая апостолов.



А.И.Сулейманова (р. 1995). Сергий. Из диптиха "Явление Богородицы Преподобному Сергию Радонежскому". 2020
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



А.И.Сулейманова (р. 1995). Богородица. Из диптиха "Явление Богородицы Преподобному Сергию Радонежскому". 2020
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств





Г.Н. Горелов (1880 - 1966). "Сцена из времен Петра Первого" ("Похороны на свиньях"). 1904
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Стрелецкий бунт оставил глубокий след в жизни молодого царя Петра I. Его участники жестоко поплатились за свои действия, не стал исключением и Иван Милославский. Боярин был одним из заговорщиков, но умер до начала бунта и был похоронен в церкви Николая Чудотворца в Столпах в Москве. По приказу царя, тело Милославского было выкопано. Гроб доставили на свиньях в Преображенское, где состоялась казнь других заговорщиков. Открытый гроб стоял под плахами казнимых, и их кровь текла на Милославского в назидание другим. Художник для своей работы выбрал момент, когда гроб вывозят на свиньях из церкви, чтобы доставить в Преображенское.



Г.А. Песис (1928 - 1980). Петр Первый на строительстве Петербурга. 1953.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Личность Петра I была необычайно популярна в русском искусстве XX века. Художников в первую очередь интересовала не царская сторона жизни правителя, а то, насколько умелым ремесленником он был, как он осваивал новые для себя направления, как строил флот и Петербург. Г. А. Песис изображает будущего императора не на переднем плане, как руководителя, а на среднем, при этом выделяя его с помощью позы и пустого пространства вокруг. Он не только следит за тем, как реализуются его планы, но и, судя по рабочему фартуку, надетому поверх парадной одежды, участвует в строительстве. Петр I и представители нижних сословий объединены общим делом.



М.В. Нестров (1862 - 1942). "Тихие воды". 1922
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Посетив в 1901 году Соловецкие острова, М.В. Нестеров, находясь под большим впечатлением, написал несколько произведений, в том числе "Тихие воды". Он передаёт размеренность монашеской жизни на русском Севере, тишину и покой, царящаяся в монастырях. По спокойной глади воды плывёт небольшая лодка. Управляет лодкой монах, но напротив него сидит некий святой. Что это за святой? Видит ли его монах? Что их связывает? Эти вопросы художник оставляет без ясного ответа.



Очень понравилось, что среди представленых живописных работ были картины на псковскую тематику.



К.Ф. Юон (1875 - 1958). "У Псковского собора". 1917
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Часто древнерусская архитектура становилась главной в графике К.Ф. Юона, и представленная работа не исключение. На высоком мысу при впадении реки Псковы в Великую расположен Псковский кром (кремль). Над кремлёвскими стенами возвышается Свято-Троицкий собор, который в работе Юона зритель видит со стороны реки и большого рынка или базара, раскинувшегося прямо на берегу. Собор здесь ключевое звено и главный герой, жизнь людей представляется очень быстротечной на фоне белокаменного строения XVII века. Вариант этой работы находится в Калужском областном музее (У Псковского собора, 1917).



И.И. Бродский (1884 - 1939). "Псков" ("Галерея"). Этюд. 1913
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Древний город со своей историей и культурой предстаёт в работе И.И.Бродского фрагментарно, зритель видит его с высоты белокаменной галереи. Художник неоднократно ездил Псков и создал целую серию этюдов, близких по своему характеру к картинам. Сам Бродский вспоминал: "Я очень люблю Псков, бывал там неоднократно и всегда как художник находил в нём что-то новое. Это Россия во всей её красоте. В Пскове я работал с не меньшим увлечением, чем в старых городах Европы. Свой цикл работ, посвящённый Пскову, я хотел завершить большой картиной в виде монументальной панорамы реки Великой, с псковским кремлём в центре. Мне хотелось создать поэму о Пскове, синтезирующую его вечную красоту. Но война 1914 года помешала выполнить эту картину, она осталась подмалёвке".



И.И. Бродский (1884 - 1939). "Псков. Набережная". 1913
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



И.И. Бродский (1884 - 1939). "Псков. Ветлы". 1913
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств





А.А. Васильев (1847 - ?). "Смерть Ивана Сусанина". 1871
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Это учебный эскиз, за который художник получил III премию.

На конкурс эскизов 1871 года была задана тема "Смерть Ивана Сусанина". Интересно сравнить, как её увидели два художника А.А. Васильев и П.Б. Вениг, работы которых представлены на выставке. Если  П.Б. Вениг создаёт многофигурную композицию на вертикально ориентированном холсте, то композиция  А.А. Васильев ограничена тремя персонажами и разворачивается в горизонтальной плоскости, как повествование. Самое динамичное и психологически сложная сцена изображена слева - два поляка намериваются убить Ивана Сусанина, который завёл их глубоко в лес, чтобы спасти Михаила Романова, скрывавшегося в Ипатьевском монастыре. Полные злобы поляки, вооружившись палкой и камнем, стремятся убить Сусанина. Справа контрастируя с этой сцены, изображены дымящейся костёр и окутаны снегом лес.



А.А. Васильев (1847 - ?). "Смерть Ивана Сусанина". 1871. Фрагмент.

Для сравления я сразу же приведу картину П.Б. Венига на ту же тему, но на выставке они висят не рядом.



П.Б. Вениг (1849 - 1888). "Смерть Ивана Сусанина". 1871.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Этот учебный эскиз П.Б. Венига получил II премию.



В.Е. Савинский (1859 - 1937). "Иван Грозный и его нянька". 1895
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

В полумраке древнерусской молельни виднеются силуэты царя Ивана Грозного и его няньки. В детстве воспитательницей царя была Агриппина (Аграфена) Фёдоровна Челядина (Челяднина), имевшая при дворе высокий статус. На картине Иван Грозный представлен уже взрослым, но не в царских одеждах, а в простом платье. Он не то молится, не то горюет, его настроение подчёркивается выражением лица и полумраком. Нянька царя, уже пожилая женщина, стоит рядом, явно сочувствуя его состоянию.



М.Ф. Иванов (1869 - 1939). "В скиту". 1898.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



И.В. Макарова (р. 1977), М.В. Батаев (р. 1989)
"Дмитрий Донской и Ефросиния Московская" (2021)
Тонированный пластик. Собственность авторов.

Модель памятника "Дмитрий Донской и Евфросиния", установленного в Нижнем Новгороде в 2021 году.

Великий князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) и Евдокия Дмитриевна (1353 - 1407) прожили в браке 22 года в сложные времена междуусобиц и войн. Москва в годы правления великокняжеской пары пережила страшную вспышку моровой язвы, пожар, засуху. Известно, что столицу восстанавливали не только на средства из государственной казны, часто Дмитрий и Евдокия жертвовали личные средства. Княгиня была первой сестрой милосердия, раздавала щедро милостыню погорельцам, посещала вдов и сирот. По её велению были заложены и выстроены несколько храмов и монастырей. После смерти мужа Евдокия встала во главе Московского княжества, будучи блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она также основала Вознесенский женский монастырь, ставший усыпальницей многих представительниц великоняжеского и царского рода, разрушенный в 1929 году. Перед самой смертью, в 1407 году, Евдокия приняла монашество с именем Евфросиния.

Святые стали примером супружеской верности и согласия. Они были родителями 12 детей, их союз стал основой последующей династии московских князей. В 2015 году Священный Синод Русской Православной Церкви установил на 1 июня (День защиты детей) празднование памяти этих святых.

Нижегородский памятник призван символизировать особый пример крепкого семейного союза, который стал на Руси образцом супружеской любви и поддержки.



И.В. Макарова (р. 1977), М.В. Батаев (р. 1989)
"Сергий Радонежский" (2022)
Тонированный пластик. Собственность авторов.

Модель памятника "Сергий Радонежский", установленного в Краснодаре в 2022 году.

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей (1314/1322 - 1392) - основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого (ныне Троице-Сергиева лавра). С его именем связано духовное возрождение Руси после монголо-татарского ига, возникновение русской духовной культуры. Уйдя в лесную пустыню, преподобный Сергий стал духовным отцом и наставников множество иноков. Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления.
С XV века почитается Русской Православной Церковью святым в лике преподобных и считается величайшим русским подвижником.



Б.Б. (Иоган Готлиб) Вениг (1837 - 1872) (?)
"Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому". 1861.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Основой сюжета картины стала история о "Золотом поясе Дмитрия Донского". В 1433 году княгиня Софья, вдова князя Василия I, женила своего сына Василия Васильевича (Василий II Темный). На свадьбе княгиня увидела золотой пояс, расшитый драгоценными камнями на сыне князя Звенигородского Василии Косом и сорвала его с владельца, назвав вором. Этот пояс был подарен деду Василия II, Дмитрию Донскому суздальским князем как приданное дочери и принадлежал московским князьям, затем исчез. В представленной работе художник помещает в центр композиции фигуру княгини. Она освещена и хорошо видна. Княгиня демонстрирует только что сорванный с Василия Косого пояс. Князь жестом протестует против обвинений.



П.П. Чистяков (1832 - 1919). "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения". 1860
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Конкурсная работа, за которую художник получил малую золотую медаль.

Для конкурса на получение большой золотой медали Академии художеств П.П. Чистяков пишет многофигурное полотно, где за основу сюжета берёт важный момент из истории Смутного времени. В обмен на принятие королевичем Владиславом православной веры для вступления на российский престол король Сигизмунд потребовал, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на его волю. Для выполнения приказа в боярской грамоте должна была быть и подпись патриаха. Но патриарх Гермоген благодаря своей стойкости и вере смог противостоять интервентам. Перед зрителем драматический момент: под страхом заточения и смерти (о чём говорят кандалы) патриарх, указывая на небеса, отталкивает от себя грамоту. Он категорически отказывается её подписать, считая что предательство царя и родины - это предательство православной веры.



М.Л. Маймон (Майман) (1860 - 1924) "Митрополит посвящает Иоана Грозного в схиму" (1887)
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Конкурсная работа на большую золотую медаль, за которую художник получил звание классного художника I степени.

В 1887 году темой конкурса на большую золотую медаль стала посвящение митрополитом Ивана Грозного в схему под именем Ионы. Эскиз Маймана к конкурсной работе не был утверждён, ему предложили участвовать с будущей готовой работой в конкурсе на звание классного художника I степени (при этом он лишался пенсионерской поездки за границу). Сюжет трактован в историческом духе с обилием деталей. Перед зрителем - последние часы или даже минуты жизни Ивана Грозного. По традиции, митрополит постригает царя в монахи, чтобы он мог отойти в лучший мир, имея духовный чин.



В.Г. Малышев (1843 - после 1914). "Ярослав Мудрый дает законы под названием "Русская правда" в 1077 году". 1874
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Учебный эскиз, за который художник получил I премию.

С начала 1870-х годов преподаватели Академии художеств всё чаще дают студентам сюжеты из русской истории для выполнения учебных эскизов. По таким эскизам проводился отдельный экзамен с денежными премиями. Участвовать могли только те, кто удостоился малой золотой медали. Задание учебного эскиза "Великий князь Ярослав 1-ый даёт народу законы" было обозначено, что действие происходит в Киеве на главной площади и давался совет проконсультироваться по поводу деталей с преподавателем истории. В.Г. Малышев следует поставленной задаче. Действие происходит на открытом воздухе, позади виднеется дома и собор, но все жители города изображены на переднем плане, внимающими гласу великого князя, который держит в руках "Русскую правду" - древнейший русский правовой кодекс.



А.Н. Новоскольцев (1853 - 1919) "Опричники в доме земского". 1880-1890 (?)
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

За основу сюжета взяты сведения о том, как в эпоху правления Ивана Грозного опричники учиняли погромы в домах опальных, воровали и убивали. Деятельность опричников оставила кровавый след в истории царствования Ивана IV. Новоскольцев пишет обличительную картину: в дом земского (по другой версии, опального боярина) ворвались опричники. Они вскрыли сундук с одеждой, возможно, забрали что-то ценное, связали владельца дома и его жену. Один из опричников сидит у стола и пьёт явно довольно тем что совершил.



П.Н. Михайлов (1881 - ?) "Святой митрополит Филипп укоряет Ивана Грозного в Успенском соборе". 1915
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Учебный эскиз, за который художник получил вторую премию.

В 1566 году Митрополитом московским и всея Руси был избран игумен Соловецкого монастыря Филипп (Колычев). Он соглашался принять сан только в случае отмены опричнины, но архиереи и бояре убедили его не настаивать на этом требовании. Впоследствии, когда опричнини приняла более серьёзные масштабы, Филипп пытался смягчить нрав царя и повлиять на него. Отношения митрополита и царя сильно ухудшились. Последней точкой в противостоянии стал открытый протест Филиппа. 21 марта 1568 года митрополит отказался благословить царя в храме перед началом богослужения и в присутствии опричников и других свидетелей начал обличать его. Художник пишет именно этот момент из жизни митрополита Филиппа. Изумлённые бояре и опричники стоят на заднем плане, а на переднем изображены главные действующие лица -царь и митрополит, который под сводами старого храма возвещает о грехах и неправильности действий царя.

И два прекрасных портрета кисти Василия Ивановича Сурикова...



В.И. Суриков (1848 - 1916). "Прислужница". Не позднее 1912 г.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Этюд к картине "Посещение царевной женского монастыря".

Впечатлённый историей о том как складывалась жизнь царевен на Руси в средние века, художник работает над большим количеством этюдов для будущей картины. В представленном произведении В.И. Суриков показывает образ женщины из свиты царевны. Его внимание сосредоточено на выражении её лица, позе, а наряд дан крупными мазками без детальной проработки.



В.И. Суриков (1848 - 1916). "Боярышня-девица". Не позднее 1912 г.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Этюд к картине "Посещение царевной женского монастыря".

В небольшой по формату подготовительной работе В.И. Суриков создаёт образ одной из девиц-боярышень. Он обращает внимание на поворот её головы, ищет позу, прорабатывает изображение головного убора - складки ткани, светотеневую моделировку. При этом для него не так важны детали - передняя часть головного убора представлена весьма схематично.

На выставке представлены  так же листы акварелей из альбома М.Я. Виллие "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.

Михаил Яковлевич Виллие (1838 - 1910) - русский художник-акварелист шотландского происхождения, действительный член Императорской Академии художеств. В Париже в мастерской своего товарища архитектора Григория Котова, Михаил Яковлевич Виллие случайно увидел фотографии необычной, завораживающей архитектуры с каменными кружевами и сложными орнаментами. На недоуменный вопрос Виллие, где можно увидеть столь дивные здания, Котов ответил - в России. Это были фотографии древних храмов Ростова Великого и некоторых других старинных русских городов. Михаил Виллие вернулся в Россию, чтобы сделать серию акварелей, запечатлевших замечательные памятники древнерусской архитектуры в Угличе, Владимире, Костроме, Новгороде, Ярославле, Ростове-Великом.



М.Я. Виллие (1838 - 1910). Орнаментация рукописей.
Лист №20 из альбома "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



М.Я. Виллие (1838 - 1910). Стеная живопись в церквях Ярославля.
Лист №21 из альбома "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



М.Я. Виллие (1838 - 1910). Изразцы в церквях Ярославля.
Лист №8 из альбома "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



М.Я. Виллие (1838 - 1910). Стеная живопись в церквях Ярославля.
Лист №44 из альбома "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



М.Я. Виллие (1838 - 1910). Обрамления на иконах в церквях Ярославля (писаны на дереве).
Лист №15 из альбома "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств





М.Я. Виллие (1838 - 1910). Мотивы стенной живописи в церквях Ярославля.
Лист №29 из альбома "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств



М.Я. Виллие (1838 - 1910). Из церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Лист №19 из альбома "Образцы русского орнамента в Ярославской губернии" 1880-90 гг.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

А еще на выставке можно увидеть фрагменты русских изразцов XVII века...



Изразец печной поясовый. Середина XVII в. Россия
Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх".



Изразец печной стенной. Вторая половина XVII в. Россия
Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх".



Изразец - печной подзор. Середина XVII в. Россия
Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх".



Изразец печной поясовый. Вторая половина XVII в. Россия
Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх".



Изразцы печные - поясовые, стенные, карнизные. XVII в. Россия
Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх".



Изразец - печной городок. Середина XVII в. Россия
Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх".



Изразец - печной подзор. XVII в. Псков
Изборский музей-заповедник.

На этом заканчиваю фотоэкскурсию по выставке "Россия. Истоки", которая будет работать в Изборске до 26 февраля. Добавлю лишь, что тексты, выделенные курсивом, взяты из сопроводительных материалов к выставке.

выставки, Изборск

Previous post Next post
Up