Потребность к сохранению промышленных объектов в России возникла не так, чтобы очень давно. Раньше эта область исторического наследия не считалась чем-то ценным и представляющим интерес для кого-то, кроме узкого круга специалистов. Рядом, в Финляндии, такие объекты давно охраняются, там созданы музеи, а некоторые, как, например
картонный завод "Верла", занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И вот в благополучные мирные годы интерес к старым заводам и фабриками проснулся и у нас, а на нескольких объектах удалось создать что-то типа музеев под открытым небом. Предположу, что самые интересные музеи находятся на Урале, в бывших демидовских вотчинах, но там мы ещё не были. Зато побывали на Тулмозерском чугунолитейном заводе в Карелии и турбиностроительном заводе братьев Тиме в глубинке Псковской области.
Тулмозерский чугунолитейный завод за живописные виды называют "средневековый замок спящей красавицы".
Чуть больше десяти лет назад это были заросшие руины, ползая по которым, можно было запросто переломать ноги или схлопотать свалившимся кирпичом по кумполу. Пока в 2012 году не был разработан проект под названием "Mining Road" ("Дорогой горных промыслов")
Проект финансировался Европейским Союзом, Россией и Финляндией. Общее финансирование проекта предполагалось в размере 800 000 евро. Эти затраты пошли на то, чтобы организовать в Финляндии и Карелии сеть туристических маршрутов, включающих достопримечательные места, связанные с историей развития геологии и горного дела на этой территории. В Финляндии таким музеем стал, например,
горно-обогатительный комбинат в Оутокумпу (Outokumpu).
В Карелии же повезло Тулмозерскому заводу. Мы были тут в сентябре 2020 года.
На деньги ЕС, Финляндии и России до завода сделали дорогу (раньше сюда можно было доехать только на внедорожнике), отсыпали парковку прямо около заводских стен, а на территории установили информационные стенды, где коротко рассказана история завода, а также даются сведения по назначению зданий и сооружений завода.
Территория расчищена от густых зарослей и отсыпаны дорожки.
История Тулмозерского завода - эта сплошная череда просчётов и стратегических ошибок. Как писали Александр Потравнов и Татьяна Хмельник в
большой статье об этом месте, историю завода можно преподавать в современных бизнес-школах, чтобы показать, к чему приводит составление оптимистичных бизнес-планов, которые пишутся в отрыве от практики, при неграмотном анализе рынков и конкурентной среды, в условиях явной недооценки рисков.
Основан завод был в 1896 году. Завод в этой карельской глуши был построен не случайно. Рядом были найдены месторождения гематита, который в те годы именовался «железный блеск». Также учитывалась дешевизна и удобство транспортировки сырья по узкоколейной железной дороге, соседство с озером Оя-ярви, открывающей дополнительные возможности для дальнейшей перевозки продукции водным путём, и перспективы сооружения железной дороги до берега Ладожского озера, откуда её предполагалось доставлять в Санкт-Петербург.
Да и лесных ресурсов в Карелии, необходимых в качестве топлива для доменной печи, всегда было в избытке. Но...
Условия залегания железной руды не позволяли вести её добычу иначе, как путём прохождения дорогостоящих подземных горных выработок, и, как следствие, добыча гематита оказалась нерентабельной.
Доменные плавки на заводе осуществлялись с июля 1899 года по июль 1902 года и не оправдали вложенных в строительство производства средств. В 1902 году, несмотря на большие запасы добытой железной руды и заготовленного древесного угля, завод был закрыт. Причиной тому послужило падение цен на чугун почти в два раза вследствие мирового кризиса начала XX века.
Несколько раз завод пытались оживить. Первый раз в 1913 году, когда поменялся собственник завода, им стал Теодор Бонавентурович Теплиц, но и он в 1915 году продал завод.
Ничего не получилось и в первые годы Советской власти. Снова сюда вбухали уйму денег и опять капиталовложения не принесли результата. Завод был законсервирован.
К началу 21 века тут были заросшие руины, пока в 2014 году не был сделан этакий промышленный парк.
Теперь тут доступны для осмотра здание мастерской, шихтарня с основанием для малой «шведской» домны, литейный корпус, котельное и машинное отделения.
Рудный парк, как ещё называют Тулмозерский чугунолитейный завод, платный. Причем, билеты продают странно. Мы, свернув с трассы, на пару минут остановились в деревне Колатсельга, чтобы проверить, не спущено ли колесо. Тут же из дома невдалеке к нам подбежал мужичок, удостоверился, что мы едем к Тулмозерскому заводу и продал билеты. У самих же развалин мы никого не встретили.
Надо сказать, что рудный парк посетить стоит. Территория поддерживается в порядке, имеется инфраструктура - туалеты, столы, беседки.
Можно спуститься к озеру, там тоже есть стол для пикника, при этом чисто, почти Финляндия. Да и в целом весьма интересно.
К слову, этим летом,
направляясь к самой северной точке Европейской части России, мы завернули к Кончезерскому плавильному заводу, который был основан аж в 1707 году по указу Петра I.
Надеялись увидеть здесь что-то типа Тулмозерского железоделательного завода, но нет, обычная заброшка.
Хотя рядом есть живописный рукотворный водопадик, что как-то сгладило впечатление от этого места. По идее, в Кончезерском заводе тоже можно сделать что-то типа промышленного парка, законсервировать и облагородить сохранившиеся исторические руины. Но вряд ли теперь это будет реализовано.
Бывший турбиностроительный завод братьев Тиме находится на Псковщине, километрах в тридцати от Пушкинских гор, в деревне Захино. Сюда мы заезжали в мае 2022 года, возвращаясь из
Себежского национального парка.
Здесь, на берегу речки Кудка, в 19 веке существовал уникальный в своем роде турбиностроительный завод братьев Эдуарда и Альберта Тиме, второй в России, вырабатывавший турбины для мельниц, фабрик и электростанций.
Предприятие братьев Тиме было основано в 1867 году.
В 1889 году братья, в добавление к уже существующей мельнице, построили турбиностроительный завод.
А в 1901 году они оборудовали при заводе первую в Псковской губернии электростанцию и стали производить турбины не только для мельниц, но и для небольших электростанций.
В селе Захино, впервые в Псковской губернии, бесплатно было проведено электричество в дома сельских жителей и организовано освещение улиц.
Историческая площадка на месте бывшего турбинного завода была открыта для посетителей в 2020 году.
Автор проекта - пушкиногорский предприниматель Владимир Виноградов. Вообще-то, Владимир занимался пчеловодством и проведением джип-туров. И вот, катаясь мимо Захино, он заинтересовался развалинами, проникся местом и захотел это всё восстановить. Дальше предприниматель нашел владельцев земельного участка и выкупил землю со всеми строениями.
Работу над проектом Владимир начал с благоустройства территории - расчистил территорию от зарослей кустарника, сделал мостики через каналы, скамеечки, тропинки.
По замыслу Владимира площадка была разделена каналами на четыре зоны, или, как их называет автор проекта, «острова парка».
Первый остров - это сооружения завода, дошедшие до наших дней.
Второй - действующая пасека.
На третьем острове можно увидеть старинную плотину.
Четвертым островком станет оборудованный пляж.
Проводятся тут и экскурсии. Но в майский день, когда мы тут были, на исторической площадке никого не было. Но оно и к лучшему.
В этом здании, бывшем то ли каменным сараем, то ли конюшней, планируется открыть музей завода.
Фото-выставка, посвященная жителям деревни Захино и ближайших окрестностей.
На таких железных граблях когда-то в детстве я работала, внося разнообразие в летний отдых в деревне. В грабли запрягалась лошадь, они опускались, а потом специальным рычажком сено сбрасывалось и образовывались валы. Таким образом сено было удобнее собирать в стог.
На территории завода хорошо читается система каналов; сохранилась запруда со шлюзовой системой, хотя сам шлюз не сохранился. Размах строительства и устройства завода и гидросистемы поражает даже в руинированном виде.
Заводом братьев Тиме мы прониклись. Подумать только: псковская глубинка, конец девятнадцатого (!) века, турбиностроительный (!!!) завод. Удивительно!
Хочется надеяться, что подобные проекты будут появляться и дальше. Всё-таки это тоже наша история.