Когда в 2010 году задумали к 1150 годовщине Изборска создать музейный квартал, были, конечно, и роптания (встречала я ядовитые статьи местных изданий), но и поддержку проекту оказали многие. И один из них - художник Пётр Оссовский, создавший специально для этого совершенно новую и по-своему уникальную композицию со сложным, не сразу запоминаемым названием "Росписи Изборской Палаты - Русской словесности и православной веры" (для краткости и простоты обычно говорят просто: Изборская палата). Расположена она в флигеле дома купца Анисимова, вход туда совершенно свободный, но не думайте, что её можно обойти быстренько и пойти дальше: каждая картина - это свой маленький мир. И в него стоит попробовать "попасть".
По рождению Пётр Павлович Оссовский изборянином не был: родился он в украинском селе Малая Виска. Непростые это были годы, борьба с "врагами народа" набирала обороты, арестовать и сослать на Соловки (или приговорить на "десять лет без права переписки") могли любого. Вот и отцу маленького Петра "повезло" стать объектом
доноса: он был поляк, и кто-то "сообщил куда следует", что он "сочувствует белому движению". Не известно, как бы сложилась судьба будущего художника, если бы отец не узнал об этом доносе... Но кто-то предупредил, и семья успела бежать: сначала в Нижний Новгород, потом - в Москву. В столице юный Пётр решил, что художественный талант надо развивать: художественная школа, потом обучение в Государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. С 1954 года картины Петра Оссовского стали постоянными экспонатами на выставках, а в 1956 состоялся приём в члены Союза Художников, что открыло возможность передвижения не только по стране, но и по почти всему миру. Был ему тогда 31 год.
Именно в поездках Пётр Оссовский осознал, что нашёл свой стиль: чёткие, точные линии, яркие краски, минимум мелких деталей. Он считается одним из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, ставшего важной вехой в искусстве шестидесятых годов ХХ века.
В конце шестидесятых Пётр Оссовский приехал на псковщину - и понял, что это его дом. Как говорил он сам: "...на порубежной псково-изборской земле (...) я нашёл свой малый духовный дом, свою Россию". Именно здесь, на землях Пскова и Изборска, он создал множество картин. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры» - писал художник. И потому, как только вышел
Указ Президента Российской Федерации "О праздновании 1150-летия основания Изборска", Пётр Оссовский приступил к воплощению своей задумки - не дожидаясь даже официального контракта.
Много лет прожил художник на псковской земле. И то, что он рождён был далеко отсюда - не важно. Главное, что духовно это была его Родина... Множество его картин украшают музеи Псково-Печерского заповедника. В 2008 году Петра Оссовского признали Почётным Гражданином Пскова. И даже последнее своё жилище он нашёл на псковщине: прах его покоится в Старом Изборске, на кладбище на Труворовом Городище. А картины - они ещё долго будут приглашать к диалогу с автором.
P.S. Я не искусствовед, поэтому, возможно, я что-то не вижу, я где-то не права... Но лично мне картины Оссовского настроением и подачей (если так можно сказать о картинах) очень напоминают нежно мною любимого Николая Рериха (тоже, кстати, не мало сотворившего прекрасных произведений под псковским небом). Но даже при столь явной ассоциации - Изборская палата безумно интересна. И, если не пробежать её галопом, для "галочки", надолго оставляет впечатление.
Пётр Павлович Оссовский, почётный гражданин города Пскова, член СХ, лауреат многих правительственных наград, родился 18 мая 1925 года, умер 1 августа 2015.
При подготовке использована информация с сайтов:
http://pskoviana.ru/istoriya/persony/khudozhniki/3802-petr-pavlovich-ossovskijhttps://artdoart.com/news/petr-pavlovic-ossovskij-1925-2015-2https://pskov.ru/prelease/13.09.12/27456https://www.rah.ru/news/detail.php?ID=31892 начало поездки вокзал и апартаменты прогулки по Пскову Изборск. Крепость Изборск. Словенские ключи и Мальская долина. Изборск. Не только крепость и ключи. Продолжение следует...