Деревня Устье расположена в дельте реки Великой, образовавшейся в месте впадения её в Псковское озеро. Здесь, на невысоком берегу, в 50 метрах от линии воды, в окружении разросшихся деревьев, отбрасывающих ажурную тень на белоснежные стены, вот уже более пяти веков стоит Никольский храм, замечательный памятник псковского зодчества, один из немногих сохранившихся до наших дней архитектурных раритетов той поры.
След. фото - церковь Николы в Устье:
Исключительно живописное расположение храма, вкупе с традиционной для псковской средневековой архитектуры пронзительной лаконичностью чёткого силуэта, производят сильнейшее впечатление на зрителя. След. фото - вид с северо-востока:
Неизвестный зодчий оказался не только творцом - но еще и большим эстетом, ибо созданный им образ не потускнел спустя несколько веков, и по-прежнему продолжает внушать нам, потомкам, мысль о том, что красота - как осязаемая, так и духовная - однозначно спасёт мир. След. фото - вид с юго-востока:
Свой нынешний облик памятник приобрёл в ходе реставрации 1958-1961 гг. Пять веков не могли не оставить следов на здании - храм был дополнен пристройками, получил не предусмотренные изначально проёмы в четверике, барабане и на апсидах.
Когда после войны встал вопрос о выборе историко-архитектурного периода, в соответствии с которым следует осуществлять реставрацию, было решено реставрировать памятник по состоянию на XVI век. След. фото - план нынешнего здания:
Архивных сведений о дате постройки Никольского храма в Устье не сохранилось. След фото - западный столп четверика:
Первое документальное упоминание о храме относится к 1472 году, когда в ночь с 12 на 13 октября в Устье ночевала греческая царевна Софья Палеолог, в ту пору еще невеста царя Ивана III и будущая бабушка Ивана Грозного, направлявшаяся с сопровождавшим её обозом в Москву, на собственную свадьбу. След. фото - центральный неф четверика:
Вероятнее всего, византийская гостья застала Никольский храм несколько в ином виде, нежели мы его видим сейчас - самыми древними элементами конструкции считаются сложенные из известняковой плиты и камня четверик с барабаном и тремя апсидами:
В западную стену четверика при строительстве были вмонтированы каменные погребальные кресты, извлечённые из древнейшего захоронения, существовавшего в этом месте. Кресты старше храма и предположительно датируются XIV веком, один из них на фото:
Нынешний обширный притвор появился в XVI веке, тогда же на его северо-западном углу была поставлена каменная трехстолпная звонница. След фото - Никольский храм с юго-запада:
В 1472 же году, вероятнее всего, звонница стояла поодаль и была деревянной. След фото - восстановленная в ходе реставрации 1958-1961 гг звонница Никольского храма в Устье:
Нынче изумительные псковские звонницы по праву считаются ”изюминкой” зданий.
Пару же столетий назад их беспощадно разбирали, как устаревшие пережитки прошлого, перевешивая колокола на ярусы звона громоздких многоярусных колоколен, вырастающих по соседству со средневековыми четвериками.
Не минула сия участь и наш Никольский храм. Притвор XVI века был значительно перестроен и расширен - сначала с юга в XVIII в был добавлен Казанский придел с апсидой, а с запада, взамен древней звонницы, поставили-таки колокольню (она уже упоминается в описании 1764 года). Спустя столетие сей придел был дополнительно увеличен, а в 1866 году сооружена другая трехъярусная колокольня, простоявшая до середины 1950-х гг и благополучно разобранная, вместе с остальными ”поздними наслоениями”, при реставрации храма.
Также не обошлось без замены роскошного восьмискатного пощипцового покрытия на скучное четырехскатное. След фото - апсиды с традиционным орнаментом из бегунца и поребрика, причём на южной апсиде почему-то не хватает верхнего ряда поребрика:
К сожалению, не удалось разыскать фотографий храма до реставрации в качестве, пригодном для публикации. Но по аналогам, вживую уцелевшим повсеместно, вполне можно представить сие противоестественное соседство - старинный храм, заслонённый поздними пристройками и высокой колокольней. След фото - северное окно центральной апсиды:
Ввиду недостаточного освещения, к середине XIX в четверике и апсидах были растёсаны все окна, а также прорублены дополнительные входные проёмы. На след фото - южное окно центральной апсиды:
Все перечисленные вмешательства, к коим добавился еще и пожар 1882 г, не могли не отразиться на состоянии памятника - в ходе ликвидации последствий пожара, в восточной части четверика к южной и северной стенам пристраиваются контрфорсы. На след. фото - юго-восточный угол четверика, вот тут был контрфорс (разобран в ходе реставрации 1958-1961 гг):
На след фото - северный фасад храма, любуемся трехчастным делением, с завершением прясел многолопастными арками. Этот северо-восточный угол подпирался еще одним контрфорсом, тоже нынче разобранным:
Последние работы по перестройке храма проводились в 1901-1905 годах: тогда вновь расширили внутреннее пространство притворов и придела. След фото: храм с юго-запада, на снимке виднеется восстановленное в ходе реставрации маленькое окно южной стены, когда-то освещавшее хоры, из него сейчас выглядывает печной дымоход:
На качественный результат всех реконструкций указывает Постановление Псковского губисполкома от 4 января 1926 года: “Учитывая возможность обвала здания, церковь в погосте Устье впредь до производства капитального ремонта закрыть”. Разумеется, аварийное состояние было лишь лежащим на поверхности предлогом для закрытия храма, но, зафиксированный документально факт лишний раз подтверждает существовавшую угрозу разрушения. Кстати, закрытым храм простоял недолго - в сентябре того же 1926 года в нём возобновились богослужения, продолжавшиеся до начала 1930-х гг.
Угроза разрушения стала более чем реальной после Великой Отечественной войны.
В годы немецкой оккупации в куполе храма стоял немецкий пулеметный расчет - оттуда прицельно простреливалось речное пространство.
Соответственно, перед нашими артиллерийскими подразделениями стояла задача уничтожения противника, не считаясь с потерями - об архитектурных памятниках никто и нигде тогда не задумывался.
Четверик выстоял, но купол был серьёзно поврежден, сгорели деревянные связи, кладка стен и столпов разрушена. К тому же давало о себе знать многолетнее отсутствие полноценной гидроизоляции (к слову, её нет и сейчас).
К середине 1950-х годов памятник средневекового псковского зодчества, в послевоенные годы используемый в качестве зернохранилища, пребывал в аварийном состоянии.
Полноценная научно обоснованная реставрация проводилась специалистами Псковских реставрационных мастерских в 1958-1961 гг под руководством и по проектам Бориса Степановича Скобельцына.
Тогда же были разобраны все пристройки, искажавшие исторический облик памятника, воссозданы звонница и притвор XVI века.
Такова непростая история одного из самых лиричных храмов Псковской земли, украсившего собой тихий берег реки Великой - пейзажи здесь совершенно изумительные.
Отрадно, что храм действующий, а значит, находится под присмотром: по субботам и в праздники в нём совершаются богослужения - всё возвращается на круги своя.
При подготовке статьи были использованы материалы замечательного сайта
http://www.opskove.ru/?lc=ru.
А также
https://pln-pskov.ru/church/chpu/346496.html. Большое человеческое СПАСИБО их авторам.