Идрица. Прославленная Знаменем Победы

Jun 28, 2016 15:15

На холмистом и озёрном юге Псковской области неотъемлемой деталью пейзажа и атмосферы являются железные дороги. Все они здесь однопутные и тепловозные, и построены они все были в первом десятилетии 20 века, породив на своём пути ряд железнодорожных посёлков, получивших названия либо от деревень, либо от рек, которые пересекает стальная магистраль. Один из таких посёлков - Идрица в Себежском районе, на исторической Московско-Виндавской железной дороге. 5-тысячный ПГТ (что немало по меркам Псковщины), имя которого оказалось прославлено Знаменем Победы.



2. На себежской автостанции я сел в полупустой ПАЗик, который по дороге среди местных деревень почти час вёз меня до Идрицы, высадив вот здесь. Это самый центр посёлка, и место в кадре известно у идричан как "верхний рынок".



3. На самом деле, об этом тихом посёлочке, наверное, мало кто слышал за пределами Псковской области. Однако его название каждый год можно в огромном количестве увидеть на девятое мая во всех городах страны. О чём, собственно, речь?



Вы когда-нибудь читали текст, написанный на Знамени Победы? На том, которое было поднято над Рейхстагом в мае сорок пятого и ежегодно в праздник украшает города. Если нет, то теперь внимательно вчитайтесь.



Вот так. Это знамя 150-й стрелковой Идрицкой дивизии! Которая получила такое название, освободив Идрицу от немецкой оккупации 12 июля 1944 года, продолжая затем с боями идти до Берлина, и после Победы получив название Идрицко-Берлинской.

4. Разумеется, Знамя Победы стало одним из символов этого посёлка.



5. И центральная площадь Идрицы называется не иначе как Знамени Победы.



6. На этой площади стоит небольшой военный мемориал. Идрица находилась в оккупации с 15 июля 1941 по 12 июля 1944 года, будучи освобождена на пять дней раньше Себежа (который освобождала также 150-я дивизия).



7. По соседству - местная администрация. Кстати, короткое время - в 1927-32 годах, Идрица успела побыть районным центром. Впрочем, и после упразднения района посёлок продолжал расти и в 1938 году получил статус ПГТ.



8. Дом на другой стороне площади - похоже, что довоенный. В таких местах можно увидеть сараи с поленницами во дворах многоквартирных домов.



9. Это улица Ленина - главная в посёлке, застроена уютного вида двухэтажками. Всё чисто и аккуратно: тротуары, покрашенные дома, - не хуже, чем в соседней Беларуси. Причём по разрыхлённому песку видно, что за благоустройство в Идрице серьёзно взялись, видимо, только в этом году.



10. Чуть в стороне от центральной улицы протекает речка Идрица (она же Идрянка), давшая название железнодорожной станции и посёлку. Перила моста почему-то покрашены в цвета РЖД - как в Невеле.



11. Речка берёт начало из озера Идрия рядом с посёлком, которое я видел из окна автобуса, но пешком не дошёл. Между прочим, если озёра, между которыми стоит Себеж, входят в бассейн Западной Двины, то здесь уже бассейн реки Великой, на которой стоит Псков.



12. За мостом - маленькая заречная часть посёлка, в которой находится деревянная церковь Тихвинской иконы Божией Матери постройки 2004 года.



13. Деревянный домик - похоже, ещё довоенный. Но точно я не уверен.



14. Вернёмся на улицу Ленина:



15. Поселковый дом культуры:



16. Ещё один военный мемориал:



17. Идём дальше по улице Ленина. Надо сказать, что гулять было тяжеловато, - с утра в Себеже было просто тепло, а здесь в середине дня стало ощутимо жарко.



18.



19. Двухэтажки, сараи, котельная. И кошки бродят среди кустов.



20. Центральная улица скрыта в тени столетних деревьев. Некоторые виды довольно колоритны.



21. Я приближаюсь к железной дороге. И сейчас вокруг меня, по сути, уже не советский ПГТ, а посёлок железнодорожников Виндавской магистрали - с деревянными домами, огородами и яблонями.



22. Наверное, сейчас тут немало дачников - из Пскова, Великих Лук, или даже Петербурга.



23. А вот наконец и Московско-Виндавская железная дорога. Хоть и тепловозная однопутка, но магистраль, - связавшая в 1901 году Центральную Россию с незамерзающими портами Балтики, пройдя через Ржев, Великие Луки и север Витебской губернии, к которой тогда относилась и Идрица. Как нередко в таких местах бывает, здесь первично название не населённого пункта, а станции, унаследованное от реки.



24. Вот и сама станция. Между прочим, до войны почти тридцать лет она была узловой: В Первую Мировую войну здесь была построена железная дорога Петроград - Гдов - Псков - Идрица - Полоцк, которая в войну была разрушена и затем уже, к сожалению, не восстановлена: от неё остался лишь участок до Гдова, куда ходили поезда от Питера, а буквально несколько лет назад её вообще сократили до города Сланцы в Ленинградской области.



25. А жаль, что так вышло. Ведь могли бы ходить поезда из Питера в Беларусь через Псков, а эта станция была бы живописным узлом с красивым сталинским вокзалом обязательно островного расположения - как в Дно или Новосокольниках. А Идрица тогда была бы, наверное, даже небольшим городом. К сожалению, после отмены пригородных поездов Великие Луки - Себеж здесь не осталось пассажирского движения: рижский поезд тут не останавливается, вокзал закрыт, и, увы, в исторически железнодорожный посёлок попасть теперь можно лишь автотранспортом.



26. Но грузовое движение в Латвию по-прежнему активное. За то время, что я шёл вдоль железной дороги, проехало два или три грузовых поезда.



27. На маленькой привокзальной площади стоит памятник Герою Советского Союза лётчику Евгению Михайлову, который погиб на станции Идрица 17 марта 1944 года, протаранив своим, уже подбитым немцами, самолётом стоявшие на станции цистерны, и тем самым подорвав себя вместе с немецким эшелоном. Его последняя радиограмма: "Самолёт подожжён. Горючее кончилось. До своих не дотяну. В плен не сдамся. Решил таранить и взорвать немецкий эшелон на Идрице. Боевой привет товарищам! За Родину!". Прямо скажем, - впечатляющие строки.



28. Привокзальная местность:



29. Ещё одна улица рядом с вокзалом. Видите интересную деталь?



30. Брусчатка! Причём похоже, что времён постройки железной дороги, то есть начала XX века. Судя по тому, что почти такую же я видел возле станции Земцы на той же Виндавской магистрали, только в Тверской области.



31. Улица Матросова, уходя от железной дороги, постепенно поднимается наверх - на Романову гору. Здесь, как и в Себеже, местность холмистая.



32. Но, к сожалению, обзора такого хорошего здесь нету, - всё закрывают высокие деревья.



33. А потом начинается лес:



34. Корабельный сосновый бор почти в черте посёлка!



35. Если возле Себежа было утро в сосновом лесу, то здесь уже разгар дня. И от нагретой хвои в бору было душновато: жара была чуть ли не под тридцать, - непривычно для конца мая.



36. Немного погуляв по сосновому лесу на холме...



37. ...я снова вышел на поселковые улицы:



38. И оказался вновь на центральной улице Ленина. Я замыкаю круг и возвращаюсь к Верхнему рынку.



39. Деревообрабатывающий комбинат, на котором работают заключённые местной исправительной колонии:



40. Иногда даже просто дом с поленницей могут очень красиво смотреться:



41. Очень интересный старый дом. Рискну предположить, что ещё довоенный.



42. Идрицкая средняя школа. Между прочим, довольно новое здание - 2008 года постройки.



43. А улица Ленина меня снова приводит к Верхнему рынку, у которого останавливаются междугородние автобусы.



Конечно, хотелось бы как-нибудь углубиться в эти места на более продолжительное время, чем один день, и изучить их поподробнее. В этот раз я не посетил даже Пустошку, стоящую на пересечнии магистральных автодорог. Но, надеюсь, всё это ещё впереди. А из короткой майской поездки на юг Псковской области я возвращался в Петербург через Новосокольники на великолукском поезде. Именно о Новосокольниках - маленьком городе при железнодорожном узле, и будет следующий рассказ.

Себежский район, память о Великой Отечественной, Идрица

Previous post Next post
Up