Один из самых распространенных примеров, демонстрирующих важность грамотного управления проектами, и, в частности,
критичности верной постановки цели проекта, - история со Скоттом и Амундсеном. Но есть и другие истории про полярные экспедиции, давно вошедшие в учебники по менеджменту (благо,
героический век антарктических исследований подарил нам немало этих историй). Одна из них - про полярную экспедицию Шеклтона.
Вкратце история такая. После покорения Южного полюса единственной значимой вдохновляющей целью для полярных исследователей того времени осталось пересечение Антарктического материка. Этим и занялся Шеклтон в 1914 году, для чего открыл проект "Имперская трансантарктическая экспедиция" (как велась подготовка этого проекта и, в частности, поиск бюджета, - отдельная интересная история).
Формально проект провалился, цель не была достигнута, экспедиционное судно «Эндьюранс» было зажато во льдах и затонуло. Но Шеклтон проявил чудеса менеджмента и сумел организовать эвакуацю команды, собак и снаряжения.
Команде пришлось тяжело - нужно было выжить в сложившихся критических условиях и вернуться домой.
Одним из членов команды был плотник по имени Генри Макниш. Это был очень непростой человек, независимый и не признающий авторитетов, но при этом выдающийся специалист, который
неоднократно доказывал свою ценность для команды и в обычных рабочих ситуациях, и в ситуациях критических.
"Он сделал на капитанском мостике шестифутовый деревянный семафор, позволявший штурману указывать морякам и ученым в каком направлении и насколько крутить штурвал во время лавирования во льдах. Это устройство очень экономило время, а также позволяло не повышать голос. Он сколотил на корме небольшую пристройку для наблюдения за гребным винтом с целью предотвращения его повреждения тяжелым льдом. Сделал специальные ледовые клещи, благоустроил «Эндьюранс» для зимовки экипажа, построил рулевую рубку над штурвалом для защиты в холодную штормовую погоду и многое другое. Не менее самоотверженно Макниш трудился и по спасению судна от неминуемой гибели, борясь с течью до последнего".
У плотника Макниша была кошка, любимица всей команды.
Когда судно затонуло, а команда оказалась во льдах с неясными перспективами, Шеклтон принял решение пристрелить всех животных - провизию надо было экономить. Макниш воспротивился этому, заявив, что Шеклтон потерял право быть руководителем, поскольку довел команду до такого состояния. Кроме того, это на корабле Шеклтон был начальником, а остальные матросами, но на берегу все равны.
Ситуация грозила стать неуправляемой. Шеклтон достал пистолет и направил его на Макниша.
Бунт был остановлен, а все животные, включая кошку, застрелены.
Единственное, что написал об этом инциденте Шеклтон: "Я никогда не прощу ему того нервного напряжения, которое мы испытали".
А Макниш смирился и продолжил работать. Именно благодаря его находчивости и профессинализму команде удалось совершить чудовищно сложный и вошедший в историю переход на лодках. Без Макниша это было бы невозможно, что признал и Шеклтон.
Когда экспедиция вернулась домой, Макниш оказался чуть ли не единственным членом команды, оставшимся без высокой награды - Полярной медали. Шеклтон не забыл и не простил Макнишу конфликта из-за кошки. Макниш серьезно подорвал здоровье в этой экспедиции, и умер в нищете и забвении.
Выводов из этой истории можно сделать много.
Самый главный, пожалуй, такой: менеджеру никак не обойтись без пистолета. Особенно если в команде есть "звезды". ))
А вы какие выводы сделали?)