Детские книжки: Борис Житков "Что я видел"

Jan 10, 2016 23:09



Сегодня в нашей воскресной детско-книжной рубрике повесть Бориса Житкова "Что я видел". Сам Житков говорит о ней так:
"Эта книга - о вещах. Писал я ее, имея в виду возраст от трех до шести лет. Читать ее ребенку надо по одной-две главы на раз. Пусть ребенок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живет в ней и вырастает."

В принципе, все так и есть, разве что возраст потенциального читателя я бы сдвинул чуть ближе к двум. )

Чем хорош Житков? Он много писал о приземленном, но таком нужном - быте, вещах, профессиях и профессионалах. Это певец  важных человеческих качеств - ответственности, компетентности, работоспособности.

"Что я видел" состоит из небольших глав, которые очень удобно читать ребенку (обожаю дозированное чтение).  Правда, текст может показаться немного непривычным для современного человека (Житков умер почти сто лет назад). Но тут надо вчитаться. Главное - она учит задавать вопросы. )

КАК Я ЕЗДИЛ В МЕТРО

Мы с мамой пошли и вошли в дверь. Там большая комната, и стоят будочки. А в будочках окошечки. И люди подходят и билеты покупают. Мама тоже купила билет, и мы пошли вниз по лестнице. И все люди тоже пошли по лестнице вниз. Я думал - сейчас земля начнется и будет погреб. Тогда я не пойду и начну плакать, и мама все равно назад пойдет. А там земли не было, а был коридор. Только очень широкий и очень белый.
Электричество горит, лампы большие, и много-много, и стенки блестят. А пол каменный, желтенький и тоже очень гладкий. А земли никакой нет. А потом все пошли к лестницам. И когда мы с мамой подошли, мама стала и забоялась. Там пол бежит вперед, прямо на лестницу. Один дядя шагнул на этот пол; только стал, так и поехал.
А одна тетя подошла к маме и говорит:
- Вы не бойтесь! Сразу шагайте! Раз!
И дернула маму за руку. Мама шагнула и меня потянула. И мы поехали. А пол, где мы с мамой стояли, опустился, и вышло, что мы стоим на ступеньке, а тетя, что нас дернула, - на другой ступеньке. И ступеньки едут
вниз. И впереди тоже ступеньки, и на них стоят дяди, и тети, и еще мальчики. И все едут вниз на ступеньках. А один дядя не захотел просто так ехать, а еще сам побежал по ступенькам. А когда мы приехали, ступеньки опять стали как пол. И мы на этом полу поехали вперед.
Тут мама меня схватила на руки и прыгнула на настоящий пол. Он не ходит, а стоит. Это мы приехали на подземный вокзал. И все равно земли там нету, а очень большой вокзал. Очень светло. Люди ходят. И мы вышли на платформу. Там тоже электричество горит. И очень много людей.
А трамвая не было: он еще не пришел.
На платформе к самому краю милиционер не пускает ходить, потому что можно упасть. Там, внизу, рельсы, и можно ушибиться. Вдруг загудело. Я посмотрел, что это гудит, а там - круглые ворота, а в воротах темно. Я думал - там, наверное, погреб. А оттуда трамвай выскочил - это он и шумел - и подбежал к самой платформе, очень длинный. Он стал. Мы с мамой подошли, и вдруг двери сами разошлись, и стало можно войти.
Там диваны, электричество горит, и все блестит, как серебряное. Потом двери сами стянулись и закрылись. И мы поехали. Я в окно смотрел, и все равно земли никакой нет, а белая стена, и все лампочки горят. А потом мы остановились, двери опять открылись, и мы с мамой вышли. И там опять вокзал. А потом по лестнице пошли вверх и вышли на улицу.

[...]

КАК МЫ ПРОСНУЛИСЬ И КАК СТРАШНО БЫЛО

Мы заснули, а потом вдруг дядя проснулся. И я тоже. И дядя меня со всей силой к себе придавил. А сам очень глядит. Прямо глаза выпучил. И глядит на мох, где солнышко. Я тоже поглядел туда, а там была змея. Она немножко поднялась и головой на нас. А около змеи маленькие змейки, как червяки. Они ползали и очень вертелись. А дядя совсем не шевелился и совсем меня придавил, так что больно. А потом вдруг как покатится со мной по земле! А потом вскочил со мной и побежал. Бежал, бежал... Потом стал. И все смотрел кругом и ничего не говорил. Я тоже не плакал. А потом дядя поставил меня на землю и говорит:
- Ты знаешь, кто это был?
Я говорю:
- Знаю.
А он говорит:
- Кто?
Я говорю:
- Скажите, кто?
Дядя говорит:
- Это была гадюка. Она если укусит, умереть можно. Она ядовитая.
Я спросил:
- Как тот гриб?
А дядя говорит:
- Хо-хо! Куда хуже! У нее такие два зуба. Она прокусит и из зубов в прокус яду напустит. И даже корова умереть может, если гадюка ее покусает.
Я сказал:
- Дядя, возьмите меня на ручки.
А дядя говорит:
- Она за нами не побежит. Она детей не бросит.
А потом вдруг сказал:
- А где же шапка моя? Шапка моя там осталась.
И ветку отломил от дерева. Это он себе палку сделал, чтобы гадюку бить. И пошел за шапкой. А потом пришел с шапкой и сказал, что гадюка уползла и детей своих увела.
А потом мы маму позвали и пошли. Дядя меня понесет, понесет, потом я сам побегу.

книжная полка, рекомендую, Житков, детские книжки, Что я видел

Previous post Next post
Up