Хозяйке на заметку: механизм выбора лидера в проектной команде

Nov 23, 2015 12:38



Некоторое время назад мы говорили о социальной идентичности, важном для понимания процессов командообразования термине.

Напомню: суть теории социальной идентичности в том, что люди испытывают потребность ассоциировать себя с группой, особенно если у группы высокий статус, хранят ей верность и с готовностью противопоставляют свою группу другим.

Но что происходит внутри нее? Один из самых важных результатов исследования психологических и социальных процессов в группе касается механизма выбора лидера. Долгое время считалось, что люди стараются следовать за самым умным, сильным - в общем, самым лучшим - членом группы.
Эту идею опровергает социопсихолог Майкл Хогг, доказавший, что люди предпочитают выбирать себе в лидеров того, с кем им легче себя идентифицировать. Другими словами, члены команды охотнее следуют не за самым выдающимся, а за самым типичным ее представителем.

Хогг говорит, что это объясняет и кажущиеся странными выборы лидеров в истории человечества, например, Гитлера: такие "обычные", ничем не выдающиеся лидеры, своего рода "лидеры поневоле", стараются всеми силами оправдать выбор, и, возможно, это объясняет популярность националистических идей и прочих несложных политических стратегий.

Чем идеи Хогга могут быть полезны менеджеру? Во многих случаях, особенно в российских нематричных проектных командах, понятия "менеджер" и "лидер" воспринимают как синонимы. А уж как руководство любит ставить между ними знак равенства... ) И вот тут менеджеру стоит присмотреться к своей команде и понять, насколько он соответствует этому критерию похожести на остальных ее членов - Хогг называет это прототипичностью и описывает ее как обобщение образа типичного представителя группы.

Есть ли в команде другие неформальные лидеры или кандидаты в лидеры, какие они? Если есть и они сильны, то почему? Не стоит ли задуматься о портрете типичного представителя команды и своем соответствии этому портрету?

А там уж, как обычно, выбор за вами. )

психология, социальная идентичность, образование, Хогг, командный дух, выбор лидера, менеджмент, теория социальной идентичности, полезное, развитие, психология менеджера, мотивация, качество, управление проектами, начинающим, хозяйке на заметку, команда, повод задуматься, лидерство, цель

Previous post Next post
Up