Поговорим о психологической силе униформы и важности понимания этой силы для менеджера.
Зачем нужна униформа? Она упрощает визуальные коммуникации. Глянешь на человека в униформе - и сразу ясно, кто перед тобой: проститутка, шаолиньский монах, американский солдат, игрок хоккейной сборной Канады или японская школьница.
Но униформа не только помогает воспринимать человека как функцию, в бизнес-среде она еще и стандартизирует наши ожидания относительно набора и качества услуг, которые этот человек может нам предложить.
Скажем, форма банковского клерка - рубашка с галстуком, темные брюки и туфли - недвусмысленно намекает, что с нами будут вежливы, вести себя будут корректно, бумаги оформят быстро и без ошибок (и не вина униформы, что не всегда так получается).
Красивая униформа стюардессы наводит на мысль о безопасном и комфортном полете. И т.д.
С помощью униформы удобно конструировать различные функциональные модели: «Дружелюбный клерк», «Надежный полицейский», «Заботливый бортпроводник». При этом можно руководствоваться накопленными человечеством знаниями о психологии восприятия цвета, типа формы, аксессуаров.
Может показаться, что во многих компаниях нет униформы, но это не так. Чем не униформа сланцы и веселые футболки в творческой среде компаний Кремниевой Долины?
Прогуляемся по улицам столицы. Что же мы видим? Мы видим, что об этих функциях униформы прекрасно осведомлены и представители криминального мира - например, они изобрели тиражируемую функциональную модель «Нищая старушка».
Помните известный фантастический рассказ Филиппа Дика «Вторая модель»? Там после ядерной войны восставшие машины добивают остатки человечества с помощью похожих на людей роботов (прям как в «Терминаторе»), и людям очень трудно распознать врагов. Примерно то же можно наблюдать и у нас - «Нищие старушки» повсюду.
Как и положено функциональным моделям, у «старушек» есть набор характерных признаков. Каждая из них носит темную одежду, голова основательно замотана платком - униформа должна легко транформировать любого человека в «старушку», да и не нужно лишний раз светить персональные приметы.
Чтобы еще труднее было рассмотреть лицо, все «старушки» носят большие очки в темной оправе (здесь создатели образа слегка переборщили - настоящие старушки такие очки не носят).
Около каждой лежит небольшая иконка и емкость для сбора денег, на дне которой пятидесятирублевая купюра и несколько монет, в полном соответствии с рекомендациями из моей любимой книги Роберта Чалдини «Психология влияния». В каждом образе, в каждой униформе важны детали (менеджеры по работе с вип-клиентами всегда носят дорогие часы и хорошие галстуки), поэтому у «старушек» емкости подчеркнуто отстранены от восприятия самой идеи денег - это какие-то корытца, консервные банки, старые пакеты.
Рядом всегда лежит палка - мы должны сочувствовать «старушке», у нее ножки болят. Палки все однотипные (интересно, почему?). Коленопреклоненная поза - под коленями мягкая подушечка, а сама поза устойчивая и довольно удобная, в ней можно провести длительное время - завершает образ.
Кстати, обратите как-нибудь внимание на руки «старушек» - это ухоженные руки нестарых женщин, с приличным маникюром.
В упомянутой мной книжке машины быстро учились и выпускали все новые модели роботов-убийц, бороться с которыми было все сложнее и сложнее. Старушек пока легко распознать. Но как знать, что дальше придумают психологи и стилисты, выполняющие заказы криминального мира? И не являются ли это проявлением
тактики выброса ложных целей, маневром, отвлекающим нас от какого-то иного способа сравнительно честного отъема денег?
В любом случае, перед нами пример довольно удачного использования униформы, создающей хорошо выверенный, просчитанный образ, и мы легко в этом можем убедиться - достаточно посмотреть, как вечно спешащие московские прохожие открывают кошельки, и в руки мнимых старушек падают вполне настоящие деньги.