Если бы меня попросили кратко охарактеризовать книгу Игоря Альтшулера «О стратегии, маркетинге и консалтинге. Занимательно - для внимательных!», то я бы сказал, что автор постарался написать книжку для всех и обо всем.
Чего там только нет! Рассуждения о построении стратегии, мысли о развитии бизнеса и управлении проектами, описание аналитических инструментов консультанта, байки из жизни представителей этой древнейшей профессии, ссылки на художественную литературу, воспоминания о людях, повлиявших на автора, рассказы о предпринимателях, музыкантах и композиторах, цитаты из бизнес-литературы, анекдоты различной степени небритости, описание воронки продаж и бостонской матрицы, кадровой политики в стартапах, SWOT-анализа, моделей продвижения продукции и антикризисных управленческих технологий, и еще много чего, устанешь перечислять.
К сожалению, под одну обложку всю мудрость человеческую втиснуть невозможно, и непонимание автором этого простого принципа организации текста загубило неплохую книжку. Начинал читать ее я с большим интересом, но к середине немного устал от этого винегрета, а к концу уже совсем надоело - в глазах рябит, а общей идеи все нет.
Есть еще один минус - иногда возникает ощущение, что автор, для которого пик рабочей активности пришелся, видимо, на конец 90-х, в этом временном интервале и застрял. Может, виной тому стиль изложения, или тот факт, что большинство примеров из консалтинговой практики автора начинается со слов "в 1996 году мы...", или слегка неуместные сегодня переживания по поводу того, что лекции по предпринимательству читают бывшие преподаватели научного коммунизма.
С другой стороны, в гомеопатических дозах потреблять этот весьма объемный (около 500 страниц) текст вполне можно - автор, безусловно, грамотный специалист и интересный рассказчик, чувствуется, что не в пыльной аудитории он свои навыки оттачивал. Автор щедро делится не только байками - в книге полно рассказов об опыте применения того или иного подхода для решения консалтинговых задач, подробно рассмотрены формальные инструменты и методы решения, в том числе разработанные самим автором.
Резюме: это книга о консалтинге, лишенная общей идеи и нормальной структуры. Она будет интересна профессионалам в этой области, но вряд ли заинтересует остальных - слишком утомительно читать. Занимательно? Пожалуй, да. Полезно? Не очень.