Книг про сценарное мастерство немало - взять хотя бы фундаментальный труд
Роберта Маки. Интересны они, прежде всего, тем, что развеивают мифы об этой профессии, позволяют взглянуть на создание сценариев не как на магию, а как на ремесло.
Блейк Снайдер в своей книге «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» придерживается такой же идеи - сценарист это не творец, а человек, умеющий работать с информацией и грамотно продавать свои идеи. Да, без таланта и вдохновения преуспеть в ней сложно, но этих качеств мало - нужно еще уметь мыслить и действовать системно.
Автор сделал хорошее дело - просто и доступно изложил подходы к созданию сценариев. Подозреваю, что в действительности не все так легко, но мне, человеку, который не собирается писать сценарии, а хочет использовать основы сценарного мастерства в тренерской и менеджерской работе, детали не очень нужны. Зачем менеджеру и тренеру такая книга? Чтобы совершенствовать умение хорошо рассказывать хорошие истории - нескучные, цепляющие, интересные. Пригодится этот навык и тем, кто часто выступает перед аудиторией или просто делает презентации по своим проектам. Ну а что может быть лучше для этих целей, чем опыт и советы голливудского сценариста?
Надо сказать, автор хорошо понимает, о чем пишет - он считается одним из самых успешных голливудских сценаристов, которые пишут так называемые "spec scripts" - сценарии, написанные не по заказу продюссера, а написанные автором для продажи на свободном кинорынке. Это большой риск - сочинять истории не под конкретный проект, а истории, интересные автору. Шанс продать их невелик. Но Снайдер создал несколько сценариев, которые помогли ему заработать миллионы и которые были экранизированы (среди них, например, "Стой! А то моя мама будет стрелять").
Так что книга - сборник практических советов от успешного практика. В ней разбирается структура хорошего сценария, рассказывается, как организовать свой труд и визуализировать сценарий на этапе подготовки, как избежать распространенных ошибок и нее делать глупостей, как найти агента и как продавать потом свое творение.
Мне понравилась авторская классификация фильмов:
1. «Монстр в доме» - к этой категории можно отнести такие фильмы, как «Челюсти», «Дрожь земли», «Чужой», «Изгоняющий дьявола», «Роковое влечение», «Комната страха».
2. «Путешествие за золотым руном» - наиболее яркие примеры фильмов этой категории: «Звездные войны», «Волшебник страны Оз», «Самолетом, поездом и автомобилем», «Назад в будущее», а также большинство фильмов-ограблений.
3. «Джинн из бутылки» - эта категория включает такие фильмы, как «Лжец, лжец», «Брюс всемогущий», «Любовный напиток № 9», «Чумовая пятница», «Флаббер» и даже мой собственный детский фильм от компании Disney «Мне хватит миллиона».
4. «У чувака проблема» - перечень фильмов данной категории широк по стилистике, тональности и эмоциональному фону: от «Аварии» и «Крепкого орешка» до «Титаника» и «Списка Шиндлера».
5. «Обряд посвящения» - сюда попадают все фильмы, в которых жизнь ге-роя круто меняется: от «Десятки» до «Обыкновенных людей» и «Дней вина и роз».
6. «Два товарища» - к этой категории относятся не только фильмы о друзьях, например о напарниках-полицейских, или такие картины, как «Тупой и еще тупее» и «Человек дождя», но также и все фильмы про любовь.
7. «Преступление и наказание» - какая разница, кто это сделал, гораздо важнее - почему. К данной категории можно отнести фильмы «Китайский квартал», «Китайский синдром», «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» и «Свой человек».
8. «Торжество чудака» - один из наиболее ранних типов историй. К этой категории принадлежат фильмы «Будучи там», «Форест Гамп», «Дэйв», «Придурок», «Амадей», а кроме того, работы таких великих комиков немого кино, как Чаплин, Китон и Ллойд.
9. «Чувак в группе» - категория включает фильмы о группах людей, напри-мер «Зверинец», «Чертова служба в госпитале МЭШ», «Пролетая над гнездом кукушки», а также семейные саги «Красота по-американски» и «Крестный отец».
10. «Супергерой» - к этой категории относятся не только те фильмы, о которых вы сразу подумали, - «Супермен» и «Бэтмен», - но также «Дракула», «Франкенштейн» и даже «Гладиатор» и «Игры разума».
Дальше автор разбирает каждый вариант подробно. Жаль, в книге нет примеров более свежих фильмов, но тут ничего не поделаешь - она написана довольно давно, да и Снайдер ушел из жизни. Но есть и хорошая новость - это первая книга автора из трех, и последняя написана в 2009 году. Надеюсь, они тоже будут переведены и изданы на русском.
Резюмирую: перед нами небольшой, простой и понятный учебник сценарного мастерства, который пригодится не только сценаристам. Вполне стоит прочесть.
Ну и еще пару слов, чтобы вы поняли, почему эта книга может быть полезной менеджерам проектов.
Перед тем как отправить сценарий по почте или вручить курьеру, мы с Колби всегда говорили: «Что есть, то есть». Это значило, что конкретные творческие проекты, имеющие одной из своих задач получение прибыли, сталкиваются с определенными требованиями, которым они должны отвечать. Если ваш проект этим требованиям соответствует, если вы качественно выполнили свою работу, если вы учли все обстоятельства и критерии и подошли к делу творчески, значит, вы сделали все, что могли. Вы выложились на сто процентов.
Остальное - дело случая. Что есть, то есть.