Плач о Больших Буквах в Документах

Apr 16, 2014 13:58




Если ваш день начался с чашки вкусного латте в уютном кафе на залитой солнцем набережной, скажем, Шибеника, я вам завидую. Потому что мой день начался с чтения большой стопки документов по проекту, аудит которого я сейчас провожу.

Документы эти прекрасны, их можно цитировать с любой строки:

«… Решение о начале эксплуатации Функционала Системы во всех Подразделениях Банка принято Спонсором и Управляющим Комитетом данного Проекта (см. Протокол от 13.05.2011). Для сотрудников подготовлена Памятка, которая включает в себя описание всех Процессов, задействованных при работе с Функционалом Системы. Ввод в эксплуатацию Системы в Банке запланирован на … »

Обожаю такие тексты - они заставляют вспомнить о вечнозеленой классике, что-то гоголевское, чеховское: человек в футляре, ревизор и прочие мертвые души.
Почему-то авторы подобных документов забывают, что бюрократический, наукообразный стиль плохо воспринимается, смысл ускользает, время теряется впустую.
Фиг с ним, со стилем. В конце-концов, казенщина у нас внутри и снаружи, давно и навсегда. Включишь телевизор, а там очередной «как будто бы не человек, а дырокол». Но зачем, скажите, зачем писать все подряд с заглавных букв? Понятно, что это заимствовано из английского языка. Но также понятно, что те, кто злоупотребляют прописными буквами, по-английски могут только попросить счет в ресторане.
Я сомневаюсь, что люди, которые все это пишут, думают на канцелярите. Но когда они начинают работать над серьезным документом, то сам собой щелкает какой-то выключатель - и привет.


Иногда это объясняют так:

Пигмеи, встретив змею, прикладывают к голове какой-нибудь предмет вроде куска коры, чтобы казаться выше, - чтобы змея сочла их более серьезным противником. И начальникам кажется, что "Генеральный Директор" (с двумя кусками коры) - более важная должность, чем просто "генеральный директор".

Потому вот вам несколько «хорошо» и «плохо», знание которых помогут даже суровый официальный документ не превращать в нечитаемую бюрократическую бурду:

Плохо: «в данном Проекте». Хорошо: «в проекте».
Плохо: «реализовать Проект». Хорошо: «выполнить проект».
Плохо: «Спонсор Проекта». Хорошо: «спонсор проекта».
Плохо: «Функционал Системы». Хорошо: «функционал системы», а еще лучше обходиться без слова «функционал».
Плохо: «Протокол, Памятка, Процесс, Банк, Сотрудник, Пользователь, Компания». Хорошо: «протокол, памятка, процесс, банк, сотрудник, пользователь, компания».
Плохо: «Англичане, Русские, Китайцы, Евреи, Украинцы». Хорошо: «англичане, русские, китайцы, евреи, украинцы».

Отдельного упоминания заслуживает написанное с заглавной буквы слово "Клиент". Почему-то многие предприниматели считают, что так они показывают приверженность идее служения покупателям. Увы, это не так. Писать слово "клиенты" с большой буквы - идиотизм. Если вы так любите своих клиентов, это прекрасно, но демонстрируйте свою любовь безукоризненным сервисом и качественной продукцией. Если вы любите, скажем, пельмени, это же не делает их "Пельменями", правда?

То же про злоупотребление заглавной буквой в местоимении "вы" - оно всегда, - подчеркиваю, всегда! - пишется с маленькой.

"Совершенно невыносима рекламно-подобострастная манера писать "вы" с заглавной буквы. Вы - это множественное число, при обращении к одному человеку звучит уже достаточно почтительно (по сравнению с ты) и не требует дополнительных украшений.
В качестве особого исключения можно писать Вы при личном обращении к невероятно уважаемому человеку (у каждого таких адресатов в жизни наберется человека три).
В названии магазина «Все для Вас» и в рекламных словах «...потому что Вы можете себе это позволить» читается не уважение, а глупость. Не нужно бояться писать всегда и везде вы с маленькой буквы." (А. Лебедев)

Плохо: «Дорогие Клиенты! Предлагаем Вам ...». Хорошо: «Дорогие клиенты! Предлагаем вам...».

Часто местоимение вообще лишнее. Плохо:  «На нашем сайте вы можете выиграть новую мясорубку...». Лучше: «Выиграйте новую мясорубку...» (как сделать еще лучше, сами придумайте).

Не пишите заглавных букв там, где они не нужны. Пожалуйста-пожалуйста, пожалуйста-пожалуйста!
И мир станет чуть-чуть лучше.


повторение, канцелярит, люди-которым-все-равно, документы, подходы, коммерческие предложения, методология, качество, управление проектами, коммуникации, начинающим, менеджмент

Previous post Next post
Up