11 марта 2014 года глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Владимир Чуров, выступая на форуме «Молодежь России», сказал о необходимости вернуться к стандартам советской системы образования, «отказаться от различных выкрутасов» и предложил обратиться с этим требованием в Министерство образования Российской Федерации.
Он подчеркнул: «Молодежь, замученная реформами образования, не способна и не готова к реальности, к реальному бизнесу, к реальной работе инженерами и преподавателями. Я думаю, мы все должны выступить с требованием к Министерству образования вернуться к советской системе образования… Молодежи должны давать добротное образование, а не халтуру».
Советская система образования
Чем была хороша советская система образования?
Несомненно, мы ностальгируем по тем временам, когда хорошее и качественное образование было доступно всем, независимо от происхождения ребенка и уровня доходов его родителей. Ребенок из деревни мог стать космонавтом. Его успехи в учебе зависели только от его способностей. Образование, полученное в СССР, ценилось и признавалось во всем мире.
В СССР сложилась хорошо продуманная система профориентации молодежи, когда ребенок с ранних лет мог пробовать и выбирать различные дополнительные занятия в кружках системы внеклассного образования. Наши авиамодельные кружки и секции вырастили целую плеяду выдающихся авиаконструкторов. Почему же советская система образования была так эффективна в те времена?
Советская система образования
Советская система образования складывалась в стране с уретрально-мышечным менталитетом и социальным строем, полностью комплементарным ему. Наш менталитет подразумевает приоритет общественного над личным, жизнь по принципу отдачи. Социалистический строй провозглашал: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Мы полностью отдавались работе на благо родины. Преподаватели учили не потому, что ждали вознаграждения за свои труды, а потому, что стремились взрастить в детях лучшие их качества. В их работе личная выгода никогда не была ведущим мотивом.
Советская система образования в прошлом. А что сейчас?
Однако времена изменились. Рухнул советский строй, на смену ему пришло общество потребления кожной фазы развития человечества, фазы, глубоко контрарной нашему менталитету по своим ценностям, образу жизни, ментальным установкам. Кожная мера никогда не развивалась в нашей стране в соседстве с совершенно противоположным ей уретральным менталитетом.
Сейчас мы пожинаем плоды равнения на Запад, кожный менталитет которого имеет в настоящее время поддержку от общественных тенденций развития и чувствует себя наиболее комфортно. Мы же чувствуем себя явно «не в своей тарелке». Кроме того, у нас «рулит» архетипичная, неразвитая кожная мера, которая проявляется в гигантских размерах коррупции, халатности на рабочих местах, несоблюдении законов, инструкций, предписаний власти, уклонении от налогов, отсутствии четкой организации общественных процессов, вплоть до полного хаоса и неразберихи.
Все эти проблемы, конечно же, отражаются и в существующей системе образования, которая в настоящее время очень мало похожа на систему, а больше напоминает полигон для различного рода экспериментов. Прежде всего, все попытки навести какой-то порядок и усилить контроль в образовательных учреждениях привели лишь к нарастанию вала бюрократизма, когда директора учебных заведений больше не имеют возможности участвовать в образовательном процессе вследствие большой загруженности и занятости в административно-бумажной работе.
Достается и учителям. Они говорят, что дети уже мешают их работе. Отчеты, сводки, контракты - вот то, чем занимаются все, от рядового учителя до руководителя.
В учебных заведениях процветает коррупция, когда обе стороны заранее знают, что всегда можно договориться о сдаче зачета за деньги или покупке диплома. В большинстве случаев мотивацией для обучения становится получение «корочек», а не овладение знаний с целью наилучшей реализации своих талантов на благо общества.
Советская система образования
Перенятая с Запада практика тестов ЕГЭ - насмешка над существовавшей ранее советской системой образования, когда детей учили думать, проявлять самостоятельность. Учеников два или три года «натаскивают» на вопросы ЕГЭ, но это мало помогает им понять то, что они учат.Тесты ЕГЭ примитивны и вызывают у ученика лишь желание угадать, списать, договориться с учителем, и никакой усиленный контроль на экзаменах не способен решить проблему списываний, потому что дети внутренне протестуют против этой формальности, уравнивающей всех в своем примитивизме и нивелирующей способности ребенка.
Советская система образования. Нужна ли она сейчас?
В связи с этим, конечно же, понятны призывы Владимира Чурова о возврате к хорошо зарекомендовавшей себя советской системе образования. Однако делать кальку этой системы на сегодняшний день все-таки недопустимо.
Советская система образования выпускала в жизнь разносторонне образованного человека, с широким кругозором, одинаково хорошо разбирающегося во всех науках. По крайней мере, так задумывалось. В советской школе мы были совершенно равны перед тем учебным материалом, который нам давался, независимо от способностей и желаний. Требования, способы подачи материала, методы преподавания и проверки знаний были одинаковы для всех детей от первого до десятого класса.
Сейчас такой подход не может быть эффективным. Прежде всего, потому, что количество знаний, которыми должен владеть современный человек, растет в геометрической прогрессии. Растет и количество часов, нагрузка в школе. И все-таки в условиях постоянно меняющегося кожного мира, появления новых технологий, бурного развития наук невозможно объять необъятное.
В школах должна появиться
дифференциация детей по их природным склонностям и способностям, чтобы наиболее эффективно развивать именно то направление знаний, в котором ребенок будет наиболее успешен, а впоследствии будет счастлив, реализуя заложенные в нем от природы желания. Слышала от учителей, что такую дифференциацию стоит начинать примерно после 5 класса школы. Решать это должны специалисты - учителя. Но вот то, что способна им предложить системно-векторная психология, может совершенно преобразовать процесс обучения в школе, начиная с самых ранних лет и заканчивая выпускными экзаменами в школе.
Советская система образования
Советская система образования плюс системно-векторная психология - новый подход к образованию
Системно-векторная психология, как самое современное знание о психологии человека, способна дать любому учителю глубокое понимание психики ребенка, его врожденных желаний и возможность использовать это знание в своей повседневной работе.
Все дети очень разные, и это обусловлено их векторальным набором. В связи с этим подход к их обучению должен быть различным. Это не значит, что мы будем формировать класс звуковиков или класс кожников, и учить их по разным программам. Но определив, каков ребенок векторально, мы будем использовать с каждым отдельно взятым ребенком свои подходы, способы преподавания или проверки знаний.
Уже сейчас в школе намечается тенденция к индивидуализации процесса обучения, и учителя прикладывают гигантские усилия, чтобы найти подход к каждому отдельному ребенку. Но в отсутствии необходимых знаний о психическом ребенка, эти усилия не всегда бывают эффективны.
Например, зрительникам очень важен визуальный способ подачи материала, а звуковикам - аудиальный. Есть три читающих вектора - зрительный, звуковой, анальный, которые с удовольствием будут постигать науки через книги. А вот кожнику лучше давать знания через игру и соревнования.
Анально-звуковой ребенок предпочтет письменный экзамен и покажет в нем наилучшие результаты. А вот зрительник или оральник будет с удовольствием отвечать устно. При выборе того способа проверки знаний, в котором ребенок не очень силен, он может показывать более низкие результаты, что вовсе не будет означать отсутствие у него знаний.
А в какой-то момент, когда достаточно ясно раскроется в ребенке его векторальная направленность, можно будет вводить специализацию по предметам. И тогда звуковик сможет углубленно изучать физику, программирование, кожник - математику, экономические и общественные науки, зрительник - изобразительное и театральное искусство, анальник- историю и т.д.
Советская система образования
Соединив такой дифференцированный подход с основой советской системы образования - ценностями уретрально-мышечного менталитета, мы получим самую эффективную и работающую для нас образовательную систему. Когда все будут объединены и будут думать о целом. Когда каждый честно и ответственно будет выполнять свою роль в обществе. Когда системное мышление станет определяющим в выборе пути человека. Не стоит возвращаться в прошлое, нужно лишь узнать (или вспомнить), кто мы есть и, взяв на вооружение это знание, построить свою систему образования в новом мире.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологи Юрия Бурлана Марина Голомолзина
Читайте также:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САВАННА В ШКОЛЕ. НА ПУСТЫРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ГОЛОВЕ - ДЕТИ НА ЛАДОНИ