Ребенок не понимает слово «нет», какой у него вектор?
Ребенок не понимает слово «нет». Не слушается, закатывает истерики, делает наоборот, «не видит берегов». Ну, как его дисциплинировать? Не может же ему быть все дозволено!
Сила слова
Слово «нет» - очень сильное психологически. Оно ограничивает, запрещает, отказывает в том, чего хочется. Тяжело бывает слышать «нет» не только детям, но и взрослым. Вместе с тем, это слово крайне необходимо в нашей жизни. С него начинается закон, ограничение.
Лучше всего понимают и чувствуют это слово люди, обладающие
кожным вектором. Они способны говорить «нет» себе, получая от этого удовольствие: «Я выйду из дома пораньше, чтобы не опаздывать. Я буду есть меньше сахара, потому что он вреден». Они ограничивают и других людей, организовывая какую-либо деятельность: «Нет, нельзя этого делать, потому что иначе мы нарушим закон и будем вынуждены платить штраф».
При этом чрезмерное использование «нет» обесценивает запрет. Объясняя ребенку, почему «нет», обязательно предлагайте взамен вариант - «да». И не запрещайте, если на это нет серьезных оснований.
Если у ребенка кожный вектор
Каждый взрослый человек, у которого есть кожный вектор, когда-то был ребенком. Но в детстве он вел себя по-другому, с точностью до наоборот. Так происходит нормальное развитие личности - из противоположности. Маленький «кожник» тянет руки к красивой, дорогой вещице, игрушке или подарку, иногда и не своему, и просит: «Дяй!» Но если попросить что-либо у него, то лишь зажмет покрепче и скажет: «Неть!» Кожный ребенок еще не умеет ограничивать себя, к дисциплине его нужно приучать, но родителями этот непоседа уже командует вовсю.
Как справиться с ним? Ребенку с кожным вектором нужно логически объяснять, почему нельзя. И что можно взамен. Акцентировать внимание на том, какую выгоду он получит, если будет придерживаться правил. Наказанием за ослушание для кожного ребенка может быть
только ограничение: «Меньше будешь играть; не пойдешь на улицу».
Шлепки, подзатыльники, «встряхнуть», чтобы опомнился - это не методы воспитания и дисциплины. Болевое воздействие на чувствительную кожу малыша не сделает его более послушным, но с большой долей вероятности может обеспечить неудачный жизненный сценарий. Ребенок должен чувствовать, что близкие хотят помочь ему
стать самым организованным и успешным в жизни.
Если у ребенка зрительный вектор
На каждое «нет» ребенок начинает плакать, слезно умолять, чтобы ему разрешили, или даже устраивать истерики, требуя получить желаемое. Это обладатель
зрительного вектора. Самый чувственный и эмоциональный, он не может не вызывать ответных эмоций у окружающих.
Невозможно смотреть на глаза, полные слез, и грустное личико, и вот ты соглашаешься с условиями ребенка: «Ну хорошо, но это в последний раз!»
Как быстро меняется выражение лица, сразу видно - будущий артист! Да, если изменить этот повторяющийся сценарий и направить актерское мастерство в нужное русло: записать в театральный кружок, музыкальную школу или на танцы. В коллективе ребенок лучше развивается, а приобщение к искусству научит его чувственности.
Он перестанет требовать себе, когда ему понравится больше делиться с кем-либо из товарищей. Если же нет возможности посещать какие-либо занятия, лучшее воспитание зрительного ребенка - это чтение вместе с ним книг на сопереживание.
Если ребенок - просто Царь
Бывает, что для ребенка слова «нет» просто не существует. Как не существует границ и законов. Руководствуется он одним принципом - справедливостью для всех. Такие дети - обладатели
уретрального вектора.
Они собирают вокруг себя всех: и не только своих сверстников, но и взрослых. О таком ребенке постоянно говорят «непредсказуемый». Он думает обо всех товарищах, может отнять что-то у одного и отдать другому, более нуждающемуся, как Робин Гуд.
Click to view
Лучше всего объяснять уретральному ребенку, что можно делать и что нельзя, оперируя понятиями всеобщего блага. Вдохновлять его на подачу хорошего примера другим детям: «Кто, если не ты? На тебя вся надежда». Или, если он постоянно шумит, то и дело норовит убежать, объяснить, что мама беспокоится, хотя и доверяет ему полностью. Такой подход будет лишь укреплять в ребенке чувство ответственности за тех, кого он «приручил».
Вектор развития
Определить вектор ребенка действительно очень важно. Зная вектор, родители могут понять желания, способности своего чада, увидеть пути для его лучшего развития и становления успешным взрослым человеком. Однако ребенок, пока растет, очень привязан к родителям, в особенности к маме. Ее внутреннее состояние автоматически транслируется на ребенка, проявляясь в нем либо в виде абсолютного доверия к ней, вызванного чувством защищенности, либо в виде проблем в развитии и отдаления от родителей.
Научить понимать слово «нет» можно любого ребенка. Главное, хорошо объяснять, почему нет, не запрещая категорически, а предлагая альтернативу. Важен рациональный подход - думать прежде всего о благе самого ребенка, не ограничивать во всем подряд, заставляя его подчиняться только потому, что он младше. Ведь когда-то он станет большим и либо будет адекватно воспринимать слово «нет», либо будет продолжать требовать желаемое от окружающих. Ребенка с миром знакомят прежде всего взрослые. Они мудрее и опытнее и могут объяснить,
что такое хорошо и что такое плохо, не только для самого ребенка или его родителей, но и для всех людей.
Click to view
«… Я являюсь мамой 5-летней дочки… Еще недавно между нами не было взаимопонимания, а с моей стороны были сплошные запреты «нет» и «нельзя». …
Благодаря тренингу «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана я стала прислушиваться к себе и своей дочке, нашла подход к ней, научилась слушать ее, давая возможность ей высказаться. Я стала к ней терпимей, ласковей, чего раньше не было. Я перестала строить из себя упертого барана, а на смену этому пришли такие качества, как умение слушать, объяснять, а не отмахиваться от своего собственного ребенка. …Теперь я знаю, кто мой ребенок, что ей важно и как с ней разговаривать. Результат налицо: Мария стала прислушиваться к моим просьбам, помогать мне и говорить, что очень любит!»
Лариса А., педагог дополнительного образования Автор Далия Конышева
Корректор Амир Сетдиков
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Что лучше: игра или уроки? Детям о Великой Победе Кто победил в войне 1941-1945 года и кто победит сегодня?