ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ

Mar 12, 2016 12:27


Автор: Тобиас Петер. Литературный перевод статьи Тобиаса Петера “Типология внутри группы: Ложь о командном духе” выполнил в марте 2016 года Павел Евлахов. Перевод с немецкого.
Не важно - в обучении ли, в профессии ли, но вряд ли есть ещё что-то такое, где бы так далеко друг от друга расходились претензии на то “как должно быть” и реальность, как это происходит в командной работе.
Известно, что вроде бы вместе лучше чем одному, т.к. чем больше умных голов вместе работает, тем лучше можно выполнить большую работу. Однако действительность часто выглядит по-другому: Каждый в группе играет только на себя. Или даже, если в совместной работе что-то не так идёт, каждый начинает играть против каждого.
Нередко часть группы спекулирует на том, что присосутся как пиявки к одному или двум дурачкам, которые в одиночку выполняют практически всю работу. Результаты работы разумеется, присваиваются всей группой. При этом те, кто меньше всего работал, периодически "великодушно благословляют на труд" тех, кто всё на себе и тащит, но при этом, ещё и имеют наглость регулярно критиковать этих "рабочих лошадок".
В итоге, в коллективе всё больше и больше создаётся впечатление, в том числе и из-за наличия тунеядцев, что вообще всю работу вероятно каждый бы в одиночку сделал быстрее и лучше.
И что теперь? Просто послать всех куда подальше, сказав: «С этими людьми невозможно работать»? Многие бы точно это охотно сделали давным давно. Однако есть проблемка: если кто-то не умеет правильно обращаться с группой (даже если группа ооочень неэффективная), это всегда делает хуже не другим, а только ему самому. При этом, кто добивается права работать в одиночку, выглядит как высокомерный, антисоциальный, невыносимый. Создать себе репутацию неспособного работать в команде означает сильно испортить себе возможности для карьерного роста.
На практике все делают хорошую мину при плохой командной игре. Однако ведь всё можно исправить. В первую очередь для этого важно понимать, как работает психика участников трудового коллектива.
Дело в том, что в любом трудовом коллективе из раза в раз повторяются всего 6 базовых психотипов людей:
Лидер,
Халявщик,
Шут,
Скептик,
Пацифист,
Соня.
Имеются, конечно также смешанные типы, которые в зависимости от ситуации могут проявлять себя различным образом.
Если сразу понять для себя к какому типу относится тот или иной член команды, можно выбрать подходящую стратегию, чтобы добиться от него наиболее эффективной работы.
Психотип 1. Лидер («ставь туда, я сейчас приду»)

Самонадеянности Лидеру не занимать. Самоуверенность - это его образ жизни и ментальность: не имеет значения - на дискотеке, в сауне или при покупках в магазине. Это ещё как ощущается всеми, когда он присутствует что на семинаре, что на работе в фирме, - всегда, как только дело касается совместной работы с другими людьми. Лидер умеет всё, знает всё и при этом, разумеется, намного, намного лучше чем все эти занудные остальные вокруг него. По крайней мере он сам именно так и считает. Реальность же несколько иная. Лидер может без всяких сомнений очень много, кое-что знает, однако он один сам по себе никогда не сможет заменить группу.
Тем не менее этот психотип имеет одну чрезвычайно важную способность: он может вести за собой. Если, скажем, Группа находится в кризисе и ведёт бесконечные и бессмысленные споры (Какое придумать название? Заказывать пиццу или нет? Надо ли тут ставить запятую? и т.д. и т.п.) тогда может Лидер энергично «грохнуть кулаком по столу» и добиться, чтобы группа сконцентрировалась на успешном завершении работы.
Тут всегда возникает следующая типовая проблема: Чтобы реализовать свои притязания на лидерство, Лидер часто так сильно давит на всех остальных, что другие члены группы, во-первых, становятся предельно осторожными и вообще перестают брать на себя ответственность, плюс напрочь выключают творческое мышление, а, во-вторых, большинство членов группы тут же с радостью сваливает всю работу и всю ответственность на Лидера, который в итоге начинает жаловаться, что он перегружен и всю работу приходится делать ему одному. Любимые слова Лидера, по которым его можно распознать - это что-то вроде: «Да тут вообще всё элементарно! Как Вы можете этого не понимать?»
Как лучше всего обращаться с Лидером, чтобы он приносил максимальную пользу в работе группы? Рецепт следующий: Лидер, благодаря его уникальной способности идти напролом к цели, должен помогать группе, но не превращать работу в «Спектакль одного актёра». Проще всего этого добиться, если загрузить Лидера прежде всего массой организационной работы (поручить именно ему: организовывать встречи и другие мероприятия, контролировать ненадёжных участников группы и ненадёжных контрагентов , постоянно контролировать промежуточные этапы работы за другими участниками и т.д. и т.п. ).

Психотип 2. Шут («ха-ха, всё с вами понятно»)
Шутом он стал как минимум уже в третьем классе школы. Уже тогда он отвлекал на себя всё внимание своих одноклассников своими выходками: ну, к примеру, пил своё какао в столовой через нос. Он в глубине души считает себя мастером развлекать людей. Он действительно производит впечатление уверенного в себе человека: ведь другие же смеются не над ним, а вместе с ним, правда? Поэтому он постоянно сыпет шуточками к месту и не к месту. Он переигрывает. Можно без преувеличения сказать, что он просто копирует того или иного плохого комедианта, которого он видел по телевизору. Он вечно выдаёт дебильные шуточки по поводу одежды других членов группы. При этом ему даже в голову не приходит, что его собственный стиль одеваться, более чем клоунский (если задуматься). Если в группе начинаются проблемы (скажем не ладится с работой), это всегда безумно веселит Шута. Когда же внутри коллектива всё тем или иным образом начинает налаживаться, его это нервирует и злит.
Веселье в разумных пределах не повредит. Это неплохо для настроения внутри группы. Понятное дело, что в этом клоуне с замашками страдающего от дефицита внимания ребёнка и его дурацкими шуточками («переходи на тёмную сторону, у нас есть печеньки!») точно погибает «великий» ведущий для детского телеканала. Однако в группе, которая состоит из состоявшихся взрослых людей Шут создаёт постоянное ненужное напряжение, которое существенно понижает работоспособность группы.
Любимые слова Шута, по которым можно его распознать, - это что-то вроде: «Бу-га-га».
Так что же делать с Шутом?
А надо чтобы он перестал себя вести в группе как Шут (т.е. перестал своим дурацким фиглярством «отвампиривать» энергию у остальных). Шутов в трудовом коллективе быть не должно (если только это не цирк). Тут надо понять, что Шут в глубине души считает себя в высшей степени талантливым комиком. Отсюда и метод его перевоспитания: просто надо сделать так, чтобы никто больше не смеялся над его шуточками (например, хороший способ - убедить остальных в необходимости этого). Есть правда, ещё один способ - надо организовать, чтобы в течение, скажем, часа подряд все без исключения остальные члены группы вели себя с Шутом точно также как он обычно себя с ними ведёт (после такого Шут, как правило, серьёзно пересматривает своё поведение).
Психотип 3. Скептик («ничего из этого не выйдет»)
Проблемы, проблемы, проблемы: Встреча назначена неудобно. Проект слишком усложнённый и слишком дорогостоящий. То, как всё было спланировано, разумеется, не сможет пойти по плану. Лучше всего вообще всё отменить… Скептик - это мастер создавать тревогу и вселять неуверенность (это ещё если мягко сказать). Просто участвовать в «ах, настолько непродуктивно организованной» групповой работе - это ниже его достоинства. Если задуматься, то поведение Скептика выглядит нелепо: это как если бы ярый вегетарианец вдруг начал критиковать то, как повкуснее приготовить и съесть говяжий бифштекс под мясным соусом. С точки зрения Скептика любые идеи, которые высказывают другие, плохие в принципе. При этом сам он, из соображений осторожности, не имеет ни одной внятной идеи.
Скептик с достойным лучшего применения энтузиазмом и занудством крушит вдребезги каждое деловое предложение других членов группы до тех пор, пока всем не станет очевидна полная невозможность осуществления этих предложений.
В общем, своим поведением Скептик, во-первых, убивает веру группы в свои силы, а во-вторых, делает невозможным в группе любое креативное мышление.
Любимые слова Скептика, по которым можно его распознать, - это что-то вроде: «То, что Вы предлагаете, я уже видел на трёх моих предыдущих работах - там из этих предложений в итоге ничего не получилось.»
Что делать со Скептиком? Тут рекомендуется следующее:
Для того чтобы свести разрушительный эффект Скептика к минимуму, необходимо его активно и постоянно вовлекать в процесс выработки решения следующим образом: пусть Скептик всегда высказывается самым первым, пусть именно он самым первым каждый раз быстренько расскажет всей группе, как он видит себе способ решения проблемы. Если даже это не сработает, то помогает только конфронтация. Например, ему можно сказать: «Ты любое предложение считаешь плохим. Ты просто не хочешь работать вместе с остальными.» В качестве крайней меры можно натравить на Скептика Шута и посмотреть, как это понравится Скептику, когда его деструктивное поведение будет постоянно передразниваться Шутом.
Психотип 4. Халявщик («тут мне пришло в голову...»)
В то время, как другие интенсивно что-то обсуждают Халявщик сидит тихо и кажется не принимает в обсуждении никакого участия. На самом деле - ничего подобного. Он создаёт видимость отстранённости, но при этом слушает всё предельно внимательно. И если где-то в обсуждении проскользнёт действительно хорошая идея, он тут же берёт её на заметку. Однако вместо того, чтобы поддержать автора хорошей идеи, Халявщик просто выжидает какое-то время, а потом настаёт его «звёздный час». Дождавшись удобного момента Халявщик выдаёт шефу услышанную от другого хорошую идею за свою: «Да для меня, в общем-то всё совершенно ясно. Тут надо вот что делать:…» - и тут он другими словами излагает чужую удачную идею.
Короче: Халявщик обладает уникальным даром мгновенно распознавать действительно хорошие идеи и… выдавать их затем за свои собственные. Он вёл себя так ещё в школе, где он сидел за одной партой с наиболее одарённым учеником класса, и, например, во время написания сочинений он незаметно списывал все идеи у своего талантливого соседа, быстренько немного улучшал и выдавал за своё, получая в итоге лучшую оценку в классе, добиваясь того, чего и хотел - именно Халявщика остальные ученики считали самым умным в классе.
Любимые слова Халявщика, по которым можно его распознать, - это что-то вроде: «Я тут посидел, подумал».
Как поставить Халявщика на службу коллективу?
Ну, во-первых, во время любого обсуждения проблемы спрашивать его первым (ну или вторым - сразу после Скептика) - какие у него есть идеи по решению проблемы, а во-вторых, если Халявщик в дальнейшем украдёт чужую идею (а он это сделает), хорошо бы Халявщику дружелюбно, но при этом прямо на это указать. В идеале это должен сделать автор идеи, которую присвоил Халявщик, например, так: «Я очень рад, что Вы эту мою идею тоже поддерживаете.» И самое главное, в-третьих, уникальный талант Халявщика распознавать хорошие идеи, разумеется, надо использовать. То есть надо просто учитывать, что, если Халявщик выдаёт какую-то идею за свою, значит скорее всего идея действительно очень удачная: просто ни одна действительно хорошая идея не уходит от внимания Халявщика (он натренирован их замечать).
Психотип 5. Пацифист («ребята, давайте жить дружно»)
Господи ты Боже мой! Этот человек всегда такой милый, покладистый и предупредительный: суметь поссориться с Пацифистом, это примерно то же самое, что измудриться прибить гвоздями кисель к стене. Никогда нет даже малейшего повода для конфронтации с ним. Пацифист никогда не борется за выдвинутые им идеи, какими бы выгодными для всех и гениальными они не были. При этом он легко соглашается с чужими идеями, какими бы чудовищно идиотскими они не являлись.
Над Пацифистом всегда может пошутить любой. При этом даже при самой идиотской шутке над ним Пацифист из вежливости поулыбается этой шутке вместе со всеми, но никогда не скажет ответной гадости. Не имеет значения где - в студенческом ли общежитии или любом другом жилье Пацифист очень приятный сосед, поскольку, к примеру, он будет втихую без всякого протеста мыть за другими грязную ванную (предпочтёт всё отмыть и отчистить, чем устраивать разборки на тему, что «за собой надо убирать»).
Пацифист очень комфортный: ведь он избегает любых споров с другими. Однако для эффективной работы коллектива споры - это как количество пороха в патроне: слишком много - вместо эффективного выстрела патрон разорвёт вместе с ружьём, слишком мало - выстрел не получится.
Любимые слова Пацифиста, по которым можно его распознать, - это что-то вроде: «Ребята, давайте жить дружно».
Как же нам быть с Пацифистом?
Пацифиста надо убедить (и это легко сделать - ведь он так не любит конфронтации) взять на себя самую нудную и непопулярную работу (как, к примеру, разборка архивов, работа на копировальном аппарате, ну или готовить обеды для всей фирмы, и т.п.). Короче, надо довести его до того, чтобы его терпение лопнуло и он, наконец, выбрался из своей «белой и пушистой» позиции в нормальную человеческую способность постоять за себя, начал отстаивать своё мнение и свои интересы, не позволяя на себе ездить - это был бы идеальный вариант. Только такими методами воспитания есть шанс добиться, что Пацифист начнёт нормально работать в группе, а не быть жертвой манипуляций других участников группы, выполняя за них их работу и соглашаясь из миролюбия с любыми идиотскими идеями.
Психотип 6. Соня («что за лишняя суета?»)

Соня постоянно опаздывает и вообще как бы отстранён от коллектива. Склонность не напрягаться есть, безусловно у каждого человека, но только Соня в полной мере отдаётся этой склонности. Создаётся впечатление, что Соня постоянно дремлет. Во время совещаний Соня чаще смотрит в окно (даже если из окна видна только голая бетонная стена), чем на флип-чарт, на котором другие рисуют схемы и графики. И уж тем более Соня не любит участвовать в обсуждениях. Единственное, что побуждает Соню включиться в обсуждения в группе - это когда речь идёт о лично его премии по результатам работы группы. Причём вот тут Соня проявляет такую мощную энергетику и активность, что даже целая группа редко способна ему противостоять, если попытается принять решение не начислять Соне премию. То, что он способен проявлять такую мощную активность - это даже вызывает симпатию. Впрочем, когда речь идёт об их премии - многие поступают также. Тем не менее Соня является явным балластом для группы, поскольку в конечном итоге он всегда работает меньше чем любой из других её участников.
Любимые слова Сони, по которым можно его распознать, - это что-то вроде: «Чего-то нас всё больше и больше грузят работой».
Ну вот есть в коллективе Соня. И что теперь?
Чтобы отучить его от опозданий есть смысл после каждого его опоздания проводить следующее полномасштабное рабочее совещания у него в кабинете (если у него есть свой кабинет) или вообще у него дома (да-да!). Это неплохо дисциплинирует Соню. Также имеет смысл постепенно всё больше и больше нагружать Соню работой, но при этом постоянно его контролировать.

***
Previous post Next post
Up