19 - одна из ярчайших антивоенных песен своей эпохи. В 1985-м её удалось возглавить чарты в 13 странах мира. Но в нашей стране, она осталась в тени. Возможно, не каждый сможет совместить гуманистический посыл и танцевальные ритмы в одно целое. Но, безусловно, она заслуживает внимание каждого, кто не равнодушен к музыке 1980-х.
В 1965-м Вьетнам казался лишь ещё одной войной за рубежом
Но он не был ею
Он отличался по множеству причин, и среди них в том, что вынужден был сражаться
Во Второй Мировой войне обычный солдат на фронте был 26 лет от роду
Во Вьетнаме ему было 19... Британский композитор Пол Хардкасл за свою более чем 40-летнюю карьеру в музыке успел поработать со множеством стилей и жанров музыки: от эмбиента и нью-эйджа до джаза и электро-хауса. В 1982-м он, попав в аварию на мотоцикле, оказался в больнице. И вот там он случайно увидел вышедший в том же году американский документальный фильм "Реквием по Вьетнаму".
Согласно исследованию "Управления по делам ветеранов"
Каждый второй ветеран войны во Вьетнаме страдал от того
Тто психиатры называют "
Посттравматическим стрессовым расстройством"
Многие из них ощущают отчужденность, ярость или вину.
Часть пережила мысли о самоубийстве.
Спустя 8-10 лет после возвращения домой почти 800 тысяч человек
Всё ещё "сражаются во Вьетнаме".
В свое время этот фильм стал откровением для многих. В особенности тех, что старался не замечать того, что происходило вокруг и жить своей жизнью. История 5 ветеранов войны, которые так и не смогли вернуться к нормальной жизни и угодившие за решетку не могла оставить равнодушной. Кстати, не здесь ли кроются истоки песни "Born in the U.S.A." Брюса Спрингстина? Ведь если вчитаться в текст песни (что никто никогда не делает), то в ней поётся как раз об этом.
Но особенно запала в память Полу Хардкаслу строчка "In World War II the average age of the combat soldier was 26. In Vietnam he was 19". Он невольно стал сравнивать себя самого 19-летнего: о чем он думал в таком же возрасте кроме веселья? И мог ли он себе представить в далеких джунглях под непрерывным огнем?
Во Вьетнаме ветеран-фронтовик обычно служил 12 месяцев.
Но эти дни проходили почти под непрерывным вражеским огнем.
После выздоровления, Хардкасл начал работать над музыкальной темой, нарезая куски повествования из фильма и, раз за разом, проигрывая их на фоне синтезаторных риффов и драм-эффектов. Лейтмотив ‘N-n-n-nineteen’ появился благодаря тому, что возможности эмуляции позволяли музыканту создавать лишь двухсекундные хуки. В результате, получилась уникальная для своих лет композиция. Актуальный синти-поп в сочетании с ритмами электро в духе Африка Бамбаатаа, с элементами джаза. И на всё это наложено повествование из "Реквиема по Вьетнаму". В результате, получилась уникальна по своему гуманистическому посылу композиция, причем говорящая с новым молодым поколением слушателей на их языке.
"Всем кто помнят эту войну
Не забыть увиденного никогда
Гибель людей в расцвете лет
Чей возраст был лишь 19"
Click to view
Как раз в 1985-м Мир отмечал 10-летие со дня окончания Вьетнамской войны и Chrysalis Records решились выпустить эту песню в свет. Для продвижения Кеном Гринбаумом был снят видеоклип, в основе которого была нарезка из того самого "Реквиема по Вьетнаму". Результат превзошел все самые смелые ожидания. В родной для музыканта Великобритании композиция 5 недель возглавляла хит-парад, удостоившись Премии Айвора Новелло. В США она смогла достичь 15 места в главном Чарте Биллборда и 1 места в танцевальном. Также она возглавила чарты в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Италии, Норвегии, Швеции и других странах.
В 2009-м канал VH1 поставил её на 73 место в списке величайших One-Hit Wonders 1980-х. Хотя сам Хардкасл ещё дважды попадал в главный британский чарт. "
Don't Waste My Time" с того же самого альбома поднялась до 8 места. А вышедшая в следующем году "
The Wizard" смогла занять 15 место; и с 1986 по 1991-й использовалась в заставке легендарной телепередачи BBC Top of the Pops. С середины 2000-х Пол Хардкасл сосредоточился на написани джазовой музыки: и здесь его альбомы и синглы регулярно занимают 1 места в соответствующих чартах. Но именно 19 остается его визитной карточкой, настоящей классикой популярной музыки 1980-х. И даже 38 лет спустя звучит не менее свежо, не менее актуально чем когда она только появилась на свет.